Слайд 1 СЕМИНАР
«Подготовка и проведение экскурсии»
ГБС(К)ОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №1 первого вида г.Энгельса»
Подготовила: воспитатель
Кротова Е.В.
март 2015год.
Слайд 2 Содержание.
1. Введение.
1.1. Общие признаки экскурсий.
1.2. Классификация экскурсий.
1.3. Экскурсии в природу.
2. Методика
подготовки и проведения экскурсий.
2.1. Методика подготовки экскурсий.
2.1.1. Подготовка педагога.
2.1.2. Подготовка обучающихся.
Слайд 32.2. Методика проведения природоведческих
экскурсий.
2.3. Беседа
с учащимися по итогам экскурсии.
2.4. Практические советы для подготовки и
проведения экологической экскурсии.
3. Экскурсия «Природа зимой».
4. Список литературы.
Слайд 41. Введение.
Экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее
подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или
иной темы.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.
Слайд 51.1. Общие признаки экскурсий.
1. Протяженность по времени проведения от одного
академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы
или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
Слайд 65. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа
объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование
объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Слайд 7Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности.
Специфика экскурсии заключается в
органическом сочетании в ней показа и рассказа.
Слайд 81.2. Классификация экскурсий.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по
классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
В
настоящее время экскурсии классифицируются по:
А) По содержанию
экскурсии подразделяются на:
- обзорные
- тематические
Слайд 9Б) По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на:
-
индивидуальные
- для местного населения
- приезжих туристов
- взрослых и
школьников и т.д.
В) По тематике экскурсий
Г) По месту проведения экскурсии бывают:
- городские
- загородные
- производственные
- музейные и т.д.
Слайд 10Д) По способу передвижения
- пешеходные
- с
использованием различных видов
транспорта.
Е) Продолжительность экскурсии составляет от
1 акад. часа (45 мин) до суток.
Ж) По форме проведения экскурсии могут быть различными:
- экскурсия-прогулка
- экскурсия-лекция
- экскурсия-концерт
- экскурсия-спектакль
- экскурсия-демонстрация
- учебная экскурсия и т.д.
Слайд 11 1.3. Экскурсии в природу.
Важное место в плане работы педагога
занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных
объектов и их связь со средой обитания.
Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.
Слайд 12На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются
навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки
изучения своего края.
Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе.
Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.
Слайд 13Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся.
Пребывание на
чистом воздухе, в естественной
природной среде, содействует закалке и
укреплению здоровья учащихся.
По
содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
1. природоведческие (познавательные) эк-скурсии – в парк, лес, к озеру
2. экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).
Слайд 14 2. Методика подготовки и
проведения экскурсий
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие
в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки педагога и детей.
Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей –
- методики подготовки экскурсии
- методики ее проведения.
Слайд 152.1. Методика подготовки экскурсии.
2.1.1. Подготовка педагога.
Подготовка педагога к проведению учебной
экскурсии в природу включает:
Формулировку цели и задачи экскурсии
Выбор
темы
Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскур-сии и его достопримечательностей
Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
Слайд 16Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных
и бригадных домашних заданий
Определение возможностей использования материалов экскурсии на
уроках природоведения и экологии.
Подготовка педагога заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания.
Слайд 17 План описания проведения
экологической экскурсии
В плане-конспекте педагог указывает:
- содержание
вступительной беседы,
- конспектирует пояснения на каждом этапе,
- записывает, что именно должны увидеть и сделать учащиеся.
Педагог должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.
Слайд 18План проведения экскурсии:
Название экскурсии
Тема:
Цель:
Задачи
Образовательные:
Воспитательные:
Оборудование:
Содержание экскурсии.
Содержание практических заданий.
Итоги экскурсии.
Слайд 19 2.1.2. Подготовка детей
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Инструкция
по ТБ.
2. Предупредить об одежде и обуви.
3. Сбор оборудования для
каждого звена.
Подготовка детей начинается с сообщения педагогом цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей.
Слайд 20Перед экскурсией педагогу необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для
дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с
этим нужно взять с собой.
Слайд 21 2.2. Методика проведения
природоведческих
познавательных
экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя: - вводную беседу,
- коллективное наблюдение,
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,
- сбор природоведческого материала,
- игры детей с собранным материалом.
Слайд 22Педагог должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и
явлений.
Для этого можно использовать различные приемы:
-
вопросы,
- загадки,
- сравнения,
- обследовательские действия,
- игры,
- рассказы,
- пояснения.
.
Слайд 23По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность
в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.
В заключительной части
экскурсии педагог обращает внимание детей на общую картину природы
Слайд 24 2.3. Беседа с учащимися по
итогам экскурсии
Главная
цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.
Итоговые беседы имеют большое образова-тельно-воспитательное значение. В процессе беседы учащиеся:
- расширяют,
- углубляют,
- закрепляют знания по изученному на экскурсии материалу.
Слайд 25
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах
(парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года,
понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Заканчивается работа по экскурсии анализом педагога ее окончательных результатов.
Слайд 26 2.4. Практические советы для
подготовки и
проведения экологичес-кой экскурсии
При подготовке и проведения экскурсии следует учитывать следующие
советы:
Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма экологического образования.
Экскурсия должна быть предварительно подготовлена.
Экскурсия ни в каком случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом.
Слайд 27 Придерживаться тематики экскурсии, не поддаваться на отвлекающие, провока-ционные детские
вопросы.
Активность участников экскурсии.
Рекомендуется избегать длительных объяснений, это утомляет
обучающихся.
Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут.
Сконцентрируйте внимание обучающихся на нужном природном объекте.
Слайд 28Вовремя необходимо замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию.
Закрепить материал
экскурсии в памяти участников последующей его проработкой.
Эта послеэкскурсионная проработка,
как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной.
Слайд 293. Тема экскурсии «Природа зимой».
На данной экскурсии решались следующие задачи:
•
уточнение знаний учащихся о зиме, как о времени года;
• наблюдать
за зимними изменениями в жизни растений и животных;
• воспитывать бережное отношение к природе.
Тип экскурсии: текущая.
Снаряжение: деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатки для раскапывания снега, корм для птиц, коробки.
Слайд 30Место проведения: сельский парк.
План экскурсии:
1. Вступительная беседа. Эта беседа проводилась
в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое снаряжение.
2.
Проведение экскурсии:
а) вводная беседа;
б) основная часть.
2.1. Практическая работа по измерению глубокого снега на открытом и закрытом местах.
Слайд 312.2. Проведение наблюдений в природе:
• проанализировать изменения, которые произошли с
растениями с приходом зимы;
• сделать вывод о том, какое значение
имеет снег для защиты зимующих растений от вымерзания.
2.3. Изучение зимних изменений в жизни животных.
а) наблюдение за насекомыми;
б) наблюдение за птицами;
в) наблюдение за следами присутствия зверей
Слайд 322.3. Изучение зимних изменений в жизни животных.
а) наблюдение за насекомыми;
б)
наблюдение за птицами;
в) наблюдение за следами присутствия зверей.
2.4. Правила поведения
в природе.
2.5. Степень загрязнения территории.
2.6. Проблемы охраны природы.
3. Подведение итогов экскурсии.
Слайд 33 4. Список используемой литературы
1. Емельянов Б. В.
Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984.
2. Емельянов
Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 1988
3. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
4. Смирнов А.В. Как правильно выбрать экскурсию / А.В. Смирнов // Справочник классного руководителя. – 2008