Слайд 1Роль государства в экономической науке
Тема 1 «» Экономические теории государства»
Слайд 2Экономический империализм и экономический подход к государству
процессы возникновения и развития
государства трактуются как процессы, движимые рациональными интересами людей, стремящимися к
максимизации своей полезности, к экономии издержек для получения желаемых результатов
Методологический индивидуализм и экономический империализм – теория общественного выбора
Слайд 3Подходы к государству в ЭТ
- либеральный – ночной сторож, “laissez
faire”, переросший в неоклассический, государство – необходимо для ликвидации «провалов
рынка»
- марксистский – государство – «инструмент для подавление угнетенных» (Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Ирригационный государства, рента –налог и патриархальная бюрократия
Слайд 4Предпосылки контрактной теории государства
Т. Гоббс (Левиафан) - идеальная модель государя
–Левиафана, благонамеренного (benevolent) диктатора, обладающего максимальной информацией, просвещенного монарха, стремящегося
к максимизации благосостояния своих подданных
Дж.Локк (Два трактата о правлении) - граждане определяют степень свободы и круг обязанностей государства
Слайд 5Контрактная теория государства
Условия: естественные права граждан – на жизнь, свободу
и собственность. Это дает основу для гражданского общества, для независимости
граждан и их объединений от государства, возможность формировать то государство и правительство, которого хочет большинство общества и которое возникает в результате демократического политического процесса. Необходимыми атрибутами гражданского общества выступают политические свободы (слова, совести, печати, собраний, митингов и шествий), в результате политического процесса свободные граждане сами решают, каковы будут их ограничительные рамки их деятельности.
Слайд 6 Государство =
организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия,
распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать
налогом подданных //Д.Норт//
Понятие государства в новой институциональной теории
Слайд 7Государство возникает тогда, когда появляются возможности реализации сравнительных преимуществ в
осуществлении насилия.
Это значит, что государство, вступая в поединок с любым
человеком или группой людей, всегда выйдет победителем, поскольку средние издержки осуществления насилия оказываются низкими по сравнению с издержками оппонента.
Понятие государства в новой институциональной теории
Слайд 8Наличие сравнительных преимуществ - основание социального контракта между правителями и
подданными, в рамках которого осуществляется обмен дохода на безопасность.
Понятие
государства в новой институциональной теории
Слайд 9Таким образом, в простой модели государственного устройства, рассматриваемой Д.Нортом, взаимоотношения
между правителем и подданными построены на основе обмена порядка в
виде защиты прав собственности и справедливости на налоги (ср. Бьюкенен «Расчет согласия». В случае отсутствия конституционных ограничений государство может выступать как дискриминирующий монополист, максимизирующий налоговые поступления – концепция «государства-Левиафана».
Понятие государства в новой институциональной теории
Слайд 10Модель МакГира — Олсона
В качестве дополнения к сформулированным выше идеям
можно предложить модель стационарного, или оседлого, бандита, разработанную М.Олсоном и
М.МакГиром
Стационарный бандит и бандит-гастролер - две фигуры, осуществляющие перераспределение дохода
Слайд 11Модель МакГира — Олсона
Бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход(относительно данной территории
и множества ограбленных),
поэтому он будет инвестировать средства прежде всего
в технологию перераспределения, а не в создание институтов, обеспечивающих сохранение стимулов к производительной деятельности, так как институты — блага длительного пользования, обладающие к тому же территориальной специфичностью.
Слайд 12Модель МакГира — Олсона
Стационарный, или оседлый, бандит также стремится максимизировать
свой доход
но сталкивается с дополнительными ограничениями: в случае изъятия всего
дохода в текущем периоде нечего будет изымать в последующие.
Слайд 13Модель МакГира — Олсона
Два аспекта проблемы
а) сохранение физических возможностей производства
у ограбленных;
б) сохранение стимулов к производству.
Слайд 14Модель МакГира — Олсона
Структура расходов, которая характерна для стационарного бандита,
существенно отличается от структуры расходов бандита-гастролера.
Слайд 15Модель МакГира — Олсона
Стационарный бандит вынужден для обеспечения доходов в
будущем часть налогов расходовать на поддержание порядка.
Слайд 16Модель МакГира — Олсона
Расходы стационарного бандита включают:
как расходы на создание
системы формальных правил, институциональной среды, позволяющей структурировать обменные отношения между
экономическими агентами в повседневной жизни
так и на обеспечение интерпретации и соблюдения этих правил.
Слайд 17Модель МакГира — Олсона
модель иллюстрирует возникновение смешанных, координационно-перераспределительных эффектов, возникающих
в реальных обществах, что не позволяет говорить о реализации критерия
Парето-оптимальности как результате возникновения и существования институтов.
Слайд 18Модель МакГира — Олсона
Учитывая определенные выше предпосылки, можно составить уравнение,
отражающее зависимость чистого дохода, получаемого правителем от произведенного дохода, и
расходов на поддержание порядка:
Слайд 19Модель МакГира — Олсона
Yp = Yg - G7 , (1)
где Yp
— величина чистого дохода стационарного бандита;
Yg — величина произведенного
дохода;
G — расходы на обеспечение безопасности и поддержание порядка.
Слайд 20Модель МакГира — Олсона
Поскольку величина произведенного дохода зависит от существующего
порядка, то можно записать:
Yg = Yg(G). (2)
Слайд 21Модель МакГира — Олсона
DWL = Y - I, (3)
где DWL —
омертвленные затраты; Y — потенциальный доход; I — фактически произведенный
доход.
Слайд 22Условия максимизации доходов государства (Д. Норт):
- формирование такой структуры прав
собственности, при которой можно было бы обеспечить максимизацию своего дохода
— не только за счет принуждения, но и с помощью добровольных платежей населения.
Иными словами, государство пытается оправдать свое налоговое бремя, стремясь производить такой набор услуг обществу, который, с одной стороны, был бы очевидно полезен всем и каждому, а с другой - минимизировал бы издержки государства на спецификацию и защиту прав собственности.
Слайд 23От чего зависит степень спецификации п.с. и размер получаемых доходов?
-
масштаба контролируемой территории определяет степень развития военной техники и возможности
делегирования полномочий на места чиновникам
- структура и масштабы издержек спецификации
- возможность «выхода из государства» (гипотеза Тибу)
Слайд 24Критерии установления и распределения прав собственности
обеспечение эффективности использования ресурсов,
максимизации
доходов казны,
соответствия относительной договорной силе различных групп населения.
Проблема:
проще торговать монопольными правами и привилегиями вместо того, чтобы создавать и поддерживать высокий уровень конкуренции на рынках: чем создавать налоговую базу для множества мелких налогоплательщиков проще «сесть на трубу»
Слайд 25Синтетическая теория Д. Норта:
«в большинстве известных из истории политических режимов
задачи экономического роста оказывались в остром конфликте с существовавшими в
них структурами прав собственности: структура, обеспечивающая максимизацию ренты, совсем не та, что максимизирует эффективность использования ресурсов и, тем самым, экономический рост».
Но: «и отсутствие экономического роста, и его наличие равным образом влияют и на государство, и на установленную им структуру прав собственности, лишая их стабильности» (международная конкуренция в условиях глобализации, изменение в результате НТП соотношения цен), а стало быть — и относительной силы групп специальных интересов. Те из них, кто мог бы извлечь выгоды из происходящих изменений, но лишен такой возможности при данной структуре прав собственности, усиливает свое давление на государство с целью ее изменения.
Слайд 26Теория агентства о взаимоотношениях граждан и государства
С одной стороны, именно
свободное волеизъявление граждан в долгосрочном периоде определяет, каким будет то
государство, в котором они будут жить. В этом случае государство является лишь исполнителем коллективной воли граждан. С другой стороны, гражданин должен подчиняется правилам, устанавливаемым социальным контрактом между ним и государством, хотя далеко не все правила данного социального контракта могут удовлетворять конкретного гражданина. (Парадокс подчиненности Дж. Бьюкенен).
Слайд 27Конец 1 части
Спасибо за внимание!