Слайд 1
ПОДГОТОВКА
К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 2Общая информация
Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций,
реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном
году.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в ВУЗы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Слайд 3Общая информация
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня
(по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Темы сочинений станут
известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче ЕГЭ допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы будут сформированы по часовым поясам.
Слайд 4Основные задачи
итогового сочинения
Задача выпускного сочинения состоит в том, чтобы
выявить:
уровень речевой культуры выпускника;
его начитанность;
личностную зрелость;
умение рассуждать по избранной теме,
опираясь на литературный материал.
Слайд 5
Привлечение текстов художественных произведений
Опора на художественное произведение при написании
сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный
текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Слайд 6Формулировка задания
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений,
а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не
менее 350 слов, минимальный объем – 250 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
Слайд 7
Как выбрать тему сочинения?
Определите, какая из тем кажется вам
наиболее конкретной и понятной.
Подумайте, какие из подходящих художественных произведений
вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.
Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
Слайд 8Как работать над сочинением
Выбрав тему, внимательно прочитайте ее формулировку, выделите
ключевые слова, в которых видите главный смысл.
Сформулируйте тему в виде
вопроса (вопросов).
Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы, т.е сформулируйте свою точку зрения (тезис) по ним.
Подберите произведение(-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения .
Продумайте композицию (построение) работы. Составьте план сочинения.
Напишите черной вариант работы.
Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.
Напишите окончательный вариант работы. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.
Слайд 9Работа с ключевыми словами
Согласны ли Вы со словами Б.Паскаля:
«Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум»?
Почему проблема чести и
бесчестья вечная?
Какие уроки мы можем извлечь из совершенных ошибок?
Действительно ли «дисциплина – мать победы»?
Когда друг становится врагом?
Слайд 10Работа с ключевыми словами
Согласны ли Вы со словами Б.Паскаля:
«Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум»?
Почему проблема чести и
бесчестья вечная?
Какие уроки мы можем извлечь из совершенных ошибок?
Действительно ли «дисциплина – мать победы»?
Когда друг становится врагом?
Слайд 11Работа с ключевыми словами
Согласны ли Вы со словами Б.Паскаля:
«Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум»?
Почему проблема чести и
бесчестья вечная?
Какие уроки мы можем извлечь из совершенных ошибок?
Действительно ли «дисциплина – мать победы»?
Когда друг становится врагом?
Слайд 12Основные ошибки
при написании сочинения
Основная ошибка – создание монологического высказывания
по шаблону сочинения в формате ЕГЭ и даже ОГЭ по
русскому языку. Выпускники объясняют смысл предложенной фразы (темы), в лучшем случае формулируют проблему и заявляют свою позицию по данной проблеме и приводят два аргумента (по 3-4 предложения) из разных произведений. Результат – нераскрытая тема и «незачет».
Слайд 13
Композиционная и логическая структура сочинения
Слайд 14Чем отличается итоговое сочинение от сочинения по литературе?
Сочинение
на литературную
тему
Это сочинение по предмету, т.е. ученик должен показать знание предмета:
уметь анализировать тему, проблематику, систему образов.
Даны конкретные авторы, произведения.
Тема сформулирована конкретно.
Чаще всего жанр – литературно-критическая статья.
Итоговое сочинение
Сочинение носит надпредметный характер.
Не указываются конкретные произведения, выпускник сам выбирает литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы.
Чаще всего жанр – эссе.
Слайд 17
Тема-понятие
(односоставное предложение)
Честь истинная и ложная
Предмет мысли: представление различных
людей о том, что такое честь.
Основной вопрос: что значит быть
человеком чести?
Произведения для аргументации …
Вывод: жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, честным, надежным, т.е. обладать высокими нравственными качествами.
Слайд 18
Тема-вопрос
(вопросительное предложение)
Нужно и можно ли судить победителей?
Предмет
мысли: нравственная оценка поступков победителей.
Конкретизация вопроса: можно ли уважать победителя,
пришедшего к победе безнравственным способом?
Произведения для аргументации …
Вывод: оценивать победителей нужно с точки зрения соблюдения ими нравственных норм.
Слайд 19
Тема-утверждение
(двусоставное предложение)
Опыт учит только тех, кто на нем
учится.
Предмет мысли: анализ человеком собственных поступков, реакция на совершенные
ошибки.
Основной вопрос: должен ли человек извлекать уроки из своих ошибок?
Произведения для аргументации …
Вывод: опыт учит только тех людей, которые умеют адекватно оценивать свои поступки и делать выводы.
Слайд 20
Формулировка темы – метафора!
Опыт – самый лучший учитель, только
плата за обучение слишком велика.
Карлейл
Самый сложный вид формулировки.
Опыт
действительно самый лучший учитель, только зачастую учимся мы лишь на своих собственных ошибках, не извлекая уроки из ошибок других людей.
Карлейл говорит о том, что не обязательно самому «набивать шишки», учиться, т.е. получать опыт, можно и нужно и на чужих примерах.
Слайд 21Заключение
Это может быть:
обобщение сказанного (не больше 6-7 предложений;
возвращение
к началу разговора (приём «закольцовывания»);
взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать
о том, что будет, если…
обращение к читателю. Если вступление – приглашения к разговору, то заключение – обращение к читателю: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос;
обращение к оригинальной цитате.
Слайд 22Типичные ошибки
Неоправданное расширение темы. (до уровня тематического направления).
Прямолинейность понимания темы.
(«Моя хата с краю»).
Отступление от темы.
Поверхностность суждений.
Категоричность суждений.
Слайд 23Недостатки в привлечении литературного материала
Отбор литературного материала.
Неоправданное нарушение хронологического принципа
подачи литературного материала.
Преобладание пересказа.
Формальное привлечение текста, когда литературное произведение не
является основой для вывода.
Искажение художественного текста как следствие его незнания.