Слайд 1ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
10 класс
Слайд 2«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.
«…Успехи в словесности должны
быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники
на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное…»
Слайд 3Тема урока
«Качество речи в сочинении. Речевое оформление сочинения»
Слайд 4Рекомендуемый объём не
менее 350 слов (примерно 2-
2,5 листа размера
А4).
Слайд 5Особенности сочинения
1. Должна быть опора на литературные произведения. За основу
сочинения берётся исключительно литературный материал. Нельзя сдавать работу, где вся
её структура строится только на личных взглядах и рассуждениях.
2. Школьники должны будут показать в сочинениях не только знание художественного текста, но и высказывать свои собственные мысли.
Слайд 7КРИТЕРИЙ ПРОВЕРКИ
Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на
проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли,
используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
Слайд 8Речевое оформление текста
1. Речевая связность (наличие грамматико-смысловой
связи предложений).
2. Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом
и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.
3. Уместное использование выразительных языковых средств.
4. Соответствие высказывания нормам современного русского литературного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).
Слайд 9Типы ошибок
1)Грамматические
2) Речевые
3) Логические
4) Фактические
Слайд 10Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических
форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Слайд 14Речевые ошибки – это нарушение лексических норм, то есть норм
словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.
Слайд 18Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие,
нарушение логики изложения мысли
Слайд 20Фактические ошибки – это искажение информации о событиях, предметах, лицах,
упоминаемых в тексте сочинения.
Слайд 22Краткий комментарий
«Честь и бесчестие». В основе направления
лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу
совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Слайд 23Определение в словарях
Честь - 1. Достойные уважения и гордости
моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести.
Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьем-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч. 4. Почет, уважение. (С. Ожегов)
Честь – комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. (ВИКИПЕДИЯ)
Честь – моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). Целомудрие, непорочность (женщины; устар.)
(словарь Д.Н.Ушакова)
Слайд 24
Бесчестие – всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам,
позор, поношение, поругание.
«Бесчестный, в ком или
в чем нет чести, честности, правды.»
В словаре В.И. Даля можно найти много полезного и для собственных тезисов.
Чести к коже не пришьешь, коли нет.
Знал бы ты честь, посовестился бы.
За бесчестье голова гинет.
Увечье не бесчестье.
Смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжелее) смерти.
Слайд 25Цитаты
... уродливы только шрамы на чести… (Анджей Сапковский. Владычица озера)
Живописец, смотри, чтобы
алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем
честь богатства (Леонардо да Винчи)
Вы никогда не знали, что такое честь, потому что не знали, что такое бесчестье (Генрих Бёлль, немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе).
Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции (Артур Шопенгауэр)
Честь нельзя отнять, ее можно потерять (А.П. Чехов)
Вот если камень на голову свалится — это настоящая беда, а позор, бесчестие, хула и дурная молва лишь постольку доставляют неприятности, поскольку мы их замечаем (Эразм Роттердамский)
Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.
В. Шекспир
Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности. ЦИЦЕРОН
Слайд 26Цитаты
Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
В. Г. Белинский
Честь —
это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит
не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
Ф. Вольтер
Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.
Б. Паскаль
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр
Слайд 27Литературные произведения
Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
А.Грибоедов «Горе
от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество .
А. Пушкин
«Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
А.С.Пушкин «Дубровский»
А.С. ПУШКИН «Выстрел»
М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий
Н. Гоголь «Тарас Бульба». Остап и Андрий
А.Н. Островский «Бесприданница»
Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин…, Наполеон- Кутузов
Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин;
«Преступление и наказание» -Раскольников и Лужин, Свидригайлов
А.Куприн «Поединок».
М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита»
М.Шолохов «Судьба человека»
В.Быков «Сотников». Сотников и Рыбак
Слайд 28Вспомним содержание
Петр Гринёв. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Честь, совесть
и достоинство для Петра Гринёва, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская
дочка», были главными принципами его жизни. Он всегда помнил наказ отца: «Береги честь смолоду».
После игры с Зуриным Гринев должен был отдать долг. Когда Савельич пытался его остановить, Петр нагрубил ему. Вскоре он раскаялся и попросил прощения у Савельича.
Гринёв посвятил Маше Мироновой любовные стихи. Когда Алексей Швабрин оскорбил Машу, сказав Гринёву, что она девушка лёгкого поведения, Пётр вызвал его на дуэль.
Во время присяги Пугачеву Пётр Гринев не признал в нём государя, так как присягал на верность императрице. Воинский долг и человеческая совесть для него – самое главное в жизни.
Слайд 29Пример сочинения
Может ли честь быть дороже жизни?
Что такое честь? Может ли честь быть дороже жизни? Что
выберет человек, встав перед выбором: жить без чести или с честью умереть? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.
По моему мнению, честь – это моральные качества человека, достойные уважения и гордости; незапятнанная репутация, доброе имя . Несмотря на то, что определений слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе: чувством собственного достоинства, честностью, добротой, правдивостью, порядочностью. Я думаю, что честь может быть дороже жизни. Для человека, которому до́роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее смерти. Верность моих суждений можно подтвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к проблеме чести.
Слайд 30 Вспомним творчество великого … В … …
«Капитанская дочка» писатель показывает, что способность сохранить свою честь –
это главное нравственное качество личности. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба они молоды, из дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика Пугачёва. А Пётр Гринёв, несмотря ни на что, не нарушает присяги, данной императрице, защищает и помогает Марье Ивановне Мироновой. Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева и принимает его милость, даже находит покровительство у беглого казака, но герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят. Он остается на службе даже тогда, когда освобождает Марью Ивановну из плена и может ехать домой, чтобы увидеть родителей.
Слайд 31 В качестве второго аргумента обратимся к
произведению М.А.Шолохова. В своём рассказе «Судьба человека» писатель создал образ
настоящего русского воина — Андрея Соколова. На долю этого простого советского шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага, поэтому Мюллер отказывается от идеи убить бесстрашного пленника.
Слайд 32 Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают
нас в том, что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Слайд 34Заключение
Мне кажется, все произведения Ф.И.О. пронизаны надеждой на то, что
люди осознают ценность такого понятия, как честь, и будут следовать
ее законам в повседневной жизни.
В произведении « … » Ф.И.О. открывает нам
свое понимание мира, свою систему ценностей. Но антонимы «честь и бесчестие» наполнены для него общечеловеческим смыслом.
Я люблю произведения Ф.И.О. за то, что сложные вопросы, над которыми он заставляет размышлять, не могут никого оставить равнодушным.
Неповторимое мастерство Ф.И.О. заключается в умении составить представление о герое ,подчеркнув одну яркую деталь в образе, портрете, поведении. Следуя за авторскими акцентами, формируешь и свою нравственную позицию.
Еще немного и останется позади школа со всеми ее уроками и домашними заданиями, где можно было , выучив параграф, больше не думать ни о чем, где все просто: я- ученик, я должен учиться. Но жизнь не раз ,наверное, заставит вспомнить литературных героев, сюжеты произведений, когда придется для себя отвечать на вопросы: «А что такое для меня порядочность? Честь? Совесть?»
Слайд 35«У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен,
извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы
от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами.
Все можно. Нельзя только одно – терять высоту. Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим и тогда, если даже ты идешь как бы и не к вершине, все равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!» (В. Солоухин)