Слайд 1Подготовка к написанию общегородского сочинения по литературе в 10 классе.
2019
– 2020 учебный год.
Методические материалы
по подготовке к написанию работы.
Слайд 2Короткие советы
— суммарный объем введения и заключения не должен
превышать одной трети всего сочинения;
— на выбор темы
тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;
— не менять тему в процессе написания сочинения;
— на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
— удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
— нумеровать страницы черновика;
— строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
— не сбиваться на пересказ текста;
— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения;
Слайд 3— если не помнишь автора критической работы или ее
название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому
поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
— то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;
— главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, которая только испортит впечатление от сочинения;
— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
— рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.
Слайд 4
«Что такое ХОРОШО?»
Хорошо писать по произведению, которое вы знаете (читали
сами и лучше — недавно) и которое вы действительно помните.
Очень
хорошо писать по тексту, который произвёл на вас сильное впечатление. Ваши реакции будут искренними.
Отлично, если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг классической литературы именно такие.
Прекрасно, если вам удастся показать себя зрелым читателем, не чурающимся классики, нашей и/или зарубежной. Классические произведения прошли самое главное испытание — испытание временем.
Великолепно, если вы привлечёте произведения, которые прочитали сверх школьной программы. Но не образцы бульварной литературы, дешёвых детективов, любовного чтива, произведений самодеятельных (непрофессиональных) авторов из Интернета. Подобная «литература» никого не интересует. Покажите, что вы знакомы с современным литературным процессом.
Слайд 5Речевые клише
Клише для вступления или для оформления тезиса
Передо мной тема
сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
Могу предположить, что …(тезис)
Позволю
себе высказать свою точку зрения
Переход к основной части
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)
Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и другой пример.
В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
Эта же тема рассматривается и в произведении…
Заключение
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Слайд 6Композиционная и логическая структура сочинения
Слайд 7Прочитайте комментарии
к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.
Проанализируйте формулировку предложенной
темы с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал
для сочинения.
1. Анализ общих направлений.
2. Осмысление конкретных тем,
предложенных для написания работы.
Работа должна соответствовать теме.
Проанализируй тему перед написанием сочинения.
Слайд 8Обратись к своему читательскому опыту!
Слайд 9Раскройте тему с привлечением литературного материала.
Кто\ что\ почему делает?
(конкретный
герой, его поступки, пояснение причин поступков)
К2. Даны общие слова без
конкретного литературного материала.
Это пересказ или переписывание текста без комментирования.
НЕЗАЧЁТ
К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.
Слайд 10Сочинение по выбранной теме.
I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.
II. Раскрытие
темы: аргументация + тезис.
Каждый аргумент замыкает
(или открывает) тезис по
теме.
III. Выводы по теме.
Не теряй красную нить темы!
Слайд 11Домашнее задание: написать сочинение на тему по вашему выбору из
предложенных.
Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить,
надо верить...»?
Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?