Слайд 1 Сила и основы методики ее воспитания
Вопросы:
Классификация силовых способностей
Факторы,
определяющие развитие силовых способностей
3. Средства воспитания силовых способностей
4. Методы воспитания
силовых способностей
5. Контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей
Литература:
Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
2. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Академия, 2003. - 480 с.:
Слайд 2Классификация силовых способностей
Сила — это способность человека преодолевать внешнее
сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности
— это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Слайд 3Классификация силовых способностей
Слайд 4Собственно силовые способности:
1) при относительно медленных сокращениях мышц, в
упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями;
2) при мышечных напряжениях
изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы).
Режимы работы мышц (определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата):
- преодолевающий,
- уступающий,
- статический.
Слайд 5Скоростно-силовые способности –
характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой,
часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но
не достигающей, как правило, предельной величины.
1) Быстрая сила;
2) Взрывная сила:
стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
Слайд 6Силовая выносливость
- это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными
мышечными напряжениями значительной величины.
Слайд 7Силовая ловкость
- проявляется при изменяющемся характере режима работы мышц,
динамичных и непредвиденных ситуациях (регби, борьба, хоккей с мячом и
др.) - «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц»
Слайд 8Для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и
относительную силу.
Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком
в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.
Слайд 9Мальчики (юноши):
- от 13-14 до 17-18 лет,
Девочки (девушки):
- от 11-12 до 15-16 лет,
Доля мышечной массы к
общей массе тела:
- 10 - 11 лет - 23%,
14 -15 лет - 33%,
17-18 лет – 45%.
Сенситивные периоды в развитии силовых способностей
Слайд 10Собственно-мышечные (сократительные свойства мышц, соотношение белых и красных мышечный волокон,
активность ферментов мышечного сокращения, мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы,
физиологический поперечник, масса мышц, качество межмышечной координации).
2) Центрально-нервные (частота эффекторных импульсов, координация сокращения-расслабления, трофическое влиянии симпатической нервной системы).
3) Личностно-психические;
2. Факторы определяющие развитие силовых способностей
Слайд 114) Биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность
звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс)
5) Биохимические (гормональные)
6) Физиологические
(особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) ,
7) Условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
Слайд 12Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека.
2)
Разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных
двигательных действий (умений и навыков).
3) Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально- прикладной физической подготовки.
Задачи развития силовых способностей
Слайд 133. Средства воспитания силовых способностей
Слайд 14Средства воспитания силовых способностей
Основные средства
1). Упражнения с весом внешних предметов:
2).
Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
- упражнения, в которых мышечное напряжение
создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
3). Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.
4). Рывково-тормозные упражнения.
5). Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):
Слайд 15Средства воспитания силовых способностей
Дополнительные средства
1). Упражнения с использованием внешней среды
(бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в
гору, бег против ветра и т.д.).
2). Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).
3). Упражнения с противодействием партнера.
Слайд 16Средства воспитания силовых способностей
а) По степени избирательности воздействия на мышечные
группы силовые упражнения подразделяются на :
-локальные
- региональные
- тотальные,
б) Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитание силы - его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление.
в) Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц.
Слайд 17Средства воспитания силовых способностей
г) При использовании силовых упражнений величину отягощения
дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной
величины:
минимальным (менее 60% от максимума),
малым (от 60 до 70% от максимума),
средним (от 70 до 80% от максимума),
большим (от 80 до 90% от максимума),
максимальным (свыше 90% от максимума)
или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ):
- предельный — 1 ПМ,
- околопредельный — 2—3 ПМ,
- большой — 4—7 ПМ,
- умеренно большой — 8—12 ПМ,
- малым — 19—25 ПМ,
Слайд 184. Методы воспитания силовых способностей
Слайд 20Метод максимальных усилий
Метод непредельных усилий
Метод динамических усилий.
«Ударный» метод
Метод
статических (изометрических) усилий.
Статодинамический метод.
Метод круговой тренировки.
7. Игровой
метод
Слайд 215. Контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей
Способы измерения
силы
С помощью измерительных устройств - динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;
2) С помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Слайд 22
2) С помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.