Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской
Федерации
Максима Пассара села Найхин»
Автор: Суслова Ирина Геннадьевна, учитель русского
языка и литературы
Найхин, улица Максима Пассара, 44 «а»
Посмотри на людей, добившихся
чего-то в жизни: счастья, любви,
известности, хотя бы материальных
благ. Почти у каждого из них в
фундаменте судьбы лежит бетонная
плита трудностей.
Л. А Жуховицкий
Слайд 3
Тема урока:
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Развитие умений самостоятельной работы
с авторским текстом
(№ 25).
Слайд 4Задание 25
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных
автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 5Цели урока:
Умение формулировать проблему, поставленную автором;
составлять комментарий;
определять авторскую
позицию, опираясь на текст;
аргументировать собственное мнение;
создавать письменное высказывание.
Слайд 7Толковый словарь С.И. Ожегова
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/136178
Толковый словарь русского языка под
редакцией Д. Н. Ушакова
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/898846
Популярная психологическая энциклопедия. С.С. Степанова
http://psychology.academic.ru/1434
Слайд 11ОДИНОЧЕСТВО- состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве. Одинокий 1. Не
имеющий семьи. 2. Отделенный от других подобных, без других, себе
подобных; без близких.
Толковый словарь С.И. Ожегова
ОДИНО́ЧЕСТВО, одиночества, мн. нет, ср. (книжн.). Состояние одинокого человека. «Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса.» Чехов. «В одиночестве способен жить не всякий.» Крылов. «- Эх, одиночество круглое! Не посулю никому!» Некрасов.
Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова
ОДИНОЧЕСТВО - УЕДИНЕНИЕ для души («то же, что диета для тела: умеренное — полезно, чрезмерное – губительно»).
Популярная психологическая энциклопедия. С.С. Степанова
Одиночество
Проблематика текста:
- Проблема «гнета» одиночества. (Какие отрицательные
мысли и эмоции рождает одиночество?)
- Вопрос о позитивных сторонах одиночества. (Какие позитивные стороны имеет одиночество?)
- Вопрос о роли одиночества в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет одиночество?)
Слайд 14Формулировка проблемы текста
№ 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.?
1) Одиночество - школа, в которой мы учимся
стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе.
2) Следует понимать, что счастья достоин только тот, кто не боится рисковать и ошибаться.
3) Одиночество – необходимая составная часть формирования богатого духовного мира человека.
4) Талант человека в полной мере раскрывается только тогда, когда в его основе лежат истинные нравственные
ценности.
Слайд 15
Позиция автора :
(2)Оно угнетает душу, рождает нерадостное настроение,
озлобленность, тоску.
(10)Но самое, на мой взгляд, важное - та огромная
роль, которую играет одиночество в развитии нашей личности.
(21)Одиночество - школа, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе.
(30)В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества...
(33)Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны!
Слайд 16
Стиль: публицистический
Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к
обсуждению насущных социальных, общественных вопросов с целью воздействия, убеждения, внушение
тех или иных идей, взглядов; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.
Слайд 18Аргументация собственной позиции
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Отцы
и дети» И.С. Тургенев
«Матрёнин двор» А.И. Солженицын
«По улице моей который
год» Белла Ахмадулина
Слайд 20Работа в группах
Первая группа - сформулировать и прокомментировать одну из
проблем, поставленных автором, сформулировать тезисы, в которых необходимо выразить позицию
автора.
Вторая группа - выразить собственную позицию по одной из проблем, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Слайд 21Рефлексия
- Удалось ли вам достичь поставленной цели?
- Справились ли
мы с поставленными задачами?
- Что для вас было самым
трудным на уроке?
- Помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению?
- Удовлетворены ли вы своей работой в группе? Почему?
Продолжите фразу «Сегодня я научился (-лась)…»
Слайд 22Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение , используя материала урока.
Слайд 23Желаю успеха в написании
сочинения!
Спасибо за урок!