Слайд 1Подготовка к обучению письму
Слайд 2Проблема формирования каллиграфического навыка у детей :
Неумение видеть рабочие
строчки
Отсутствие наклонного письма
Искажённое овладение формой буквы, цифры
Отсутствие упражнений для правильного
написания
Традиционный способ овладения письмом – утомляет,
не вызывает интереса, закрепляет неправильное написание.
Технология проблемного обучения – создание
проблемных ситуаций и организация активной деятельности учащихся по их разрешению.
Проблемные вопросы усложняются, происходит творческое овладение ЗУН, развитие мыслительных способностей.
Слайд 3
Е. Н. Потапова: «работа над каллиграфией помогает усвоению грамотного письма:
аккуратно, чётко написанные буквы лучше осознаются детьми, лучше воспринимаются и
запоминаются, нечёткое написание букв приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания»
Слайд 4
Выготский Л. С.: «понятие образуется, когда формируются ощущения».
Потапова Е.
Н. понятие о букве начинает формировать через ощущения. Обводя,
ощупывая букву
или цифру, ребёнок уже «пишет её».
Слайд 5Цель проблемного обучения письму:
Снизить психологическую нагрузку в процессе обучения письму.
Именно эти нагрузки и страшны, а не объём вводимой информации
Экономия
времени (увеличение скорописи письма)
Задачи:
Укрепить мышцы руки
Развивать речь
Учить конструировать
Развивать творчество, любознательность
Слайд 6
3 этапа обучения:
Развитие мускульной (двигательной)
памяти - штриховка
2. Развитие
тактильной памяти –
ощупывание букв из наждачной бумаги
3. Закрепление
знаний и умений
с помощью вкладыша букв
Слайд 7
Принадлежности для обучения:
тетрадь в клетку
альбом для раскрашивания
простые карандаши
цветные карандаши
ручки
с цветными пастами
Слайд 8Упражнения для 1 этапа:
Работа с линейками – трафаретами с
геометрическими фигурами, фигурами животных, по шаблонам
Работа с лекалами
Рисование,
соединённое со штриховкой
Рисование и раскрашивание на занятиях по математике, рисованию, труду
Гимнастика для рук
Письмо мокрой кисточкой на доске, в воздухе, под счёт с комментированием
Слайд 9Упражнение «Ёжик»(рисование со штриховкой)
Отгадайте, кто это?
Ночью ходит, днём он спит.
Если
сердится – ворчит.
Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и
колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это… (ёж)
Ёжик гуляет по лесу. Поставим карандаш от середины клетки на две
точки выше, ведём в угол клетки, затем плавно переходим на рисование
шляпки гриба на две клетки. Рисуем глаз, иголки.
Теперь нарисуйте ёжиков через клетку до полей. Чей ёжик быстрее
добежал до финиша?
- Посчитайте, сколько ёжиков получилось.
Слайд 10Упражнение «Светофор»
Отгадайте загадку:
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя
глазами сразу… (светофор)
Какие три цвета у светофора?
Что они обозначают?
Кто ещё
регулирует движение, если нет светофора?
Из каких фигур можно построить светофор, постового, пешехода?
Закрасьте цветными карандашами светофор.
Какие виды штриховки используем при работе с фигурами постового
и пешехода?
Слайд 11Работа с линейками – трафаретами с геометрическими фигурами
Слайд 12Трафареты с изображением фигур животных
Слайд 13Работа по шаблонам, по контурным рамкам
Слайд 15
Правила штриховки:
Сверху вниз
Снизу вверх
Слева направо (но не справа налево!)
Расстояние между
отрезками = ширина строчной буквы
Слайд 16Виды штриховки:
Параллельные отрезки
Волнистые и круговые линии
Полуовалы
Петли
Слайд 17Построение смысловых композиций из геометрических фигур (взаимосвязь с уроками труда)
Слайд 18Построение смысловых композиций (линейки с геометрическими фигурами, контурные вкладыши)
Слайд 19Построение смысловых композиций (линейки с геометрическими фигурами, лекала, фигуры с
изображением животных)
Групповые технологии
Слайд 20Групповые технологии – сочинение сказок, собирание пазлов
Слайд 21Групповые технологии – дети объединяются в «тройки» и «четвёрки» для
коллективной работы. Возникает общая тема для обсуждения, которая позволяет перейти
к сотрудничеству, вырабатывается индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Дети учатся слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе.
Слайд 22Обведение по образцу, ощупывание букв из наждачной бумаги – помогают
развить чувствительность пальцев, создать в памяти модель буквы (цифры)
Слайд 23Ощупывание букв (катание с горки, письмо под счёт в воздухе,
письмо мокрой кисточкой по доске)
Игровые технологии
По мнению современных учёных, работа
пальцами развивает речь.
Слайд 24
Цель использования игровых технологий (ведущая форма организации детей):
вызвать
интерес к письму, увлечь
позволяют сохранять познавательную активность
помогают переключению с одного
вида деятельности на другой
позволяют облегчить процесс общения
обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга
Сюжетно - ролевые игры, творческие и деловые игры, инсценировка, игры с буквами и словами, игры с куклами и т. д.
Слайд 25 Игры с цветом (перед раскрашиванием)
Слайд 26Физкультминутка (входим в образ)
Слайд 27Письмо букв с помощью вкладыша, письмо по опорным точкам –
вырабатывается правильный наклон, закрепляется направление письма, написание буквы, её элементов
Слайд 28Зрительный ряд помогает более прочному усвоению материала
Слайд 30Вывод:
Применение современных образовательных технологий при обучении письму по методике Потаповой
Е. Н. позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с
активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве (цифре) и её графическом начертании, но и развить мышление, речь, память, а также творческие способности детей, решить в комплексе задачи обучения и воспитания.