Слайд 1Подготовка современного педагога
Лекция 1 по курсу «Педагогика школы» для
студентов 2 курса бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
Слайд 2«Учитель влияет на вечность;
он никогда не может сказать,
где прекращается его
влияние».
Генри Брукс Адамс
Слайд 3После этой лекции подумайте над следующим вопросом:
Адольф Дистервег говорил: «Учитель
учит до тех пор, пока учится сам».
Слайд 4После этой лекции вам предстоит письменно ответить на вопрос:
Слайд 5ОСОЗНАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА
Индекс
развития человеческого потенциала (ИРЧП):
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
Средняя
продолжительность предстоящей жизни (СППЖР) — оценивает долголетие.
Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в US $.
Слайд 6Показатели качества жизни, ИРЧК
По данным отчёта 2013 г Россия
поднялась в рейтинге развития с 66 на 55 место, расположившись
между Кувейтом и Румынией.
1 место - Норвегия
2 место –Австралия
3 место – США
Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте с 1990 года.
Слайд 7Официальное мнение
Профессор Майкл Барбер
доктор философии Мона Муршед
ХОРОШИЙ
УЧИТЕЛЬ
–
УСПЕШНЫЕ УЧЕНИКИ
Слайд 8
«Стабильное качество преподавания – самый важный фактор, влекущий за собой
повышение качества достижений. Иными словами, учащиеся, у которых были хорошие
учителя по какому-либо предмету, существенно улучшают свои показатели по этой дисциплине; учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».
Слайд 9Каждому маленькому человеку должно быть хорошо в школе, в которую
он пришел. Не ребенок для школы, а школа для ребенка.
Слайд 10О значении образования и образованных людей в жизни общества и
страны
С тех пор, как мир возник во мгле,
Еще никто
на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Рудаки,
таджикский поэт, 941 г.
Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель.
О. Бисмарк, 1815-1898
Слайд 11 В 343 г. до н. э. царь Македонии Филипп так отозвался
о наставнике своего сына Александра Македонского великом Аристотеле: «Благодарю богов
не за то, что они мне даровали сына, а за то, что они мне его даровали во времена Аристотеля»
Слайд 12Требования к учителю в истории педагогики
Марк Фибий Квинтилиан первым предъявил
требования к личности учителя (учитель должен постоянно совершенствовать свои знания,
любить детей, уважать их личность, организовать обучение так, чтобы каждый ребенок проникся к учителю любовью и доверием)
Рабле провозглашает идею о том, что знания должны опираться на опыт, а учитель должен быть предан своему ученику и окружить его заботой.
Слайд 13Подготовка учителей в России
Императрица Мария Федоровна заложила основы женского
педагогического образования в Воспитательном доме
(начало XIX века)
Музей РГПУ им.
А.И. Герцена:
http://www.herzen.spb.ru/main/structure/others/museum/
Слайд 14Требования к учителю в истории педагогики
К.Д.Ушинский - учитель должен предъявлять
к себе повышенные требования, если он хочет воспитать ребенка. И
не только знать свой предмет, но и владеть педагогикой и психологией, чтобы познать личность ребенка, изучить его сильные и слабые стороны. Следовательно, учителя надо специально готовить (педагогика, психология, дидактика, история наук).
Слайд 15Роль подготовки учителя в развитии учащихся и школы
… ни
один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни
размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.
По материалам
международного сравнительного исследования PISA
Результаты участия России в международном сравнительном исследовании PISA см.: http://www.centeroko.ru/
Слайд 16Всемирная конференция по науке
Будапешт, 1999 г.
Декларация о науке и использовании
научных знаний. Доступ: http://www.unesco.org/science/wcs/declaration_r.pdf
Слайд 17Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Наб. Мойки, 48
Малая
посадская, 26
Московский проспект, 80
Проспект Стачек, 30
Переулок Каховского, 2
В.О., 1 Линия, 52
Лиговский
проспект, 275
Лиговский проспект, 46
Слайд 19РГПУ им. А.И. Герцена: структура
Слайд 20РГПУ им. А.И. Герцена: факты
Агентство «Интерфакс»
5-6 место среди классических университетов
1 место
среди педагогических университетов
по итогам качества приема в российские
вузы
Министерство образования и науки РФ
РГПУ признан эффективным вузом
Слайд 21РГПУ им. А.И. Герцена: подготовка студентов
Слайд 22РГПУ им. А.И. Герцена: студенты
Более 18 тысяч студентов
Из них
более 2 тысяч обучается в магистратуре
Ответы@Mail.Ru: Какие учителя из
выпускников РГПУ им.Герцена?
Nina Karakush
РГПУ-один из сильнейших Вузов страны, в столице нашей Родины Вуза педагогического такого класса нет, к сожалению. При СССР давали отличное высококачественное образование, очень надеюсь, что университет сохранил свой статус, несмотря на последние события в высшей школе нашей страны и в образовании в целом. РГПУ им. А,И. Герцена-это зеленый свет при любом собеседовании при трудоустройстве на работу, что еще написать? Учили на совесть.
Слайд 23РГПУ им. А.И. Герцена: преподаватели
Более 1700 преподавателей, из которых:
80% имеют ученые степени и звания
10% имеют звание почетного
доктора (граждане иностранных государств из Азии, Европы, США)
600 человек имеют звание профессора
Профессорами университета также являются люди «с мировым именем» –
Давид Семенович Голощёкин,
Елена Васильевна Образцова
Слайд 24РГПУ им. А.И. Герцена: международное сотрудничество
Слайд 25Кафедра педагогики предлагает
Образовательные программы в магистратуре:
«Высшее образование»
«Дополнительное образование детей»
«Сравнительное образование»
«Мониторинг качества образования»
«Духовно-нравственное воспитание»
«Педагогическая инноватика»
«Образование
взрослых»
«Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия»
«Социально-педагогические технологии развития культуры чтения»
«Воспитательная деятельность с молодежью»
«Государственно-общественное управление образованием»
Кафедра педагогики http://www.kpinfo.org/
Слайд 26Герценовская педагогическая олимпиада – пространство профессионального роста
5 ступеней
1 – школьники
– «Первый успех» (региональная)
2 – студенты - «Педагогические ориентиры» (вузовская)
3
– магистранты - «Эврика! Научный поиск» (сетевая всероссийская)
4 – аспиранты - «Научное творчество» (всероссийская)
5 – молодые учителя - «Профессиональные перспективы» (региональная)
Слайд 28УСЛОЖНЕНИЕ СВЯЗИ «УЧИТЕЛЬ – МИР»
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
содержательное
преображение Знания
появление
новых технологий и средств связи
динамичное изменение жизни
неопределенность будущего
множественность культуры
отсутствие
канонов в культуре,
искусстве и поведении
утверждение нового
культурного типа личности
Особенности современного мира
Слайд 29«Какого учителя ждет наша новая школа?»
По результатам интернет–опроса 2500
респондентов, проведенного кафедрой педагогики в 2011 году
Слайд 30Новые контексты деятельности учителя
Новые характеристики результатов образования
Личностные результаты обучения
отражают индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные
результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Предметные результаты обучения – это опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Слайд 31Требования к современному учителю
Слайд 32Функции профессиональной деятельности учителя
Функция – явление, зависящее от другого
и изменяющееся по мере изменения этого другого явления
Функции педагогической деятельности:
направленные на себя
направленные «вовне»
Новые функции в профессионально-педагогической деятельности учителя:
функция содействия образованию школьника
Функции проектирования индивидуального образовательного маршрута и управления
функции рефлексии и самообразования
По материалам исследования Е.В. Пискуновой
Слайд 341. Видеть ученика в образовательном процессе
Слайд 352. Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования
Слайд 363. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образования
Слайд 374. Создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности
Слайд 385. Проектировать и осуществлять профессиональное образование
Слайд 407. Управлять образовательным процессом и профессиональной деятельностью
Слайд 41Образовательная политика в отношении педагогов
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Приоритетный
национальный проект «Образование»
Слайд 421. Классное руководство
2. Лучшие учителя
3. Инновационные школы
4. Талантливая
молодёжь
5. Интернетизация образования
6. Учебное оборудование
7. Школьное питание
8. Сельский
школьный автобус
9. Модернизация региональных систем образования
10. Поддержка учреждений НПО и СПО
11. Инновационные программы вузов
12. Федеральные университеты
13. Бизнес-школы мирового уровня
14. Образование военнослужащих-контрактников
Направления реализации
Слайд 43Классное руководство
Направление по дополнительному денежному вознаграждению за выполнение функций
классного руководителя
Результаты:
впервые в системе образования России был нормативно закреплен
статус классного руководителя
впервые классным руководителям оказывается значительная государственная поддержка
Классное руководство
Слайд 44Лучшие учителя
Ежегодное денежное поощрение 10 000 лучшим учителям в
размере 200 000 рублей каждое (к Дню учителя)
денежное поощрение выплачивается
лучшим учителям общеобразовательных учреждений за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования
на участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения
учитель, получивший денежное поощрение, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пять лет
Лучшие учителя
Слайд 45Инновационные школы
Направление предусматривает ежегодное оказание государственной поддержки общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы, по 2 млн. руб. каждому (в
СПб.).
Средства государственной поддержки направляются на:
А) приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения,
Б) модернизацию материально-технической учебной базы,
В) повышение квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений
Инновационные школы
Слайд 46Это национальная образовательная инициатива, направленная на модернизацию и развитие системы
общего образования страны.
Впервые о ней Президент России Дмитрий Медведев сообщил
5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию – в своем первом обращении к парламенту.
«Наша новая школа»
Направления:
новые образовательные стандарты
поддержка талантливых ребят
развитие учительского потенциала
развитие школьной инфраструктуры
сохранение здоровья школьников
Наша новая школа
Слайд 47Педагогическая профессия
По данным исследования Э.В.Балакиревой
Слайд 48Рейтинг профессий (данные 2010 года)
Слайд 49Доверие к профессиям (данные 2012 г.)
Слайд 50Доверие к профессиям (данные 2012 г.)
наибольшее доверие россияне сегодня испытывают к
ученым (представителям этой профессии доверяют 66% опрошенных) и учителям (66%)
высокое
доверие также испытывают к военнослужащим (57%), врачам (54%) и священнослужителям (50%)
скорее с недоверием россияне склонны воспринимать политиков (53% не склонны доверять им), госслужащих и полицейских (по 52%), предпринимателей (50%)
неоднозначно относятся респонденты к журналистам: 37% доверяют им, 32% - нет.
Слайд 52Профессиональная компетентность учителя
Профессиональная компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая способность
(умение) решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях
профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Слайд 53Профессиональная компетентность учителя
Слайд 54Профессиональная компетентность учителя
Ключевые – компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности,
они связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире;
Базовые компетенции отражают
специфику определенной профессиональной деятельности (в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества);
Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности
Слайд 55Профессиональный стандарт педагогической деятельности
«Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? Околоправительственный доклад)»
по адресу: http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html
Профессиональный стандарт педагогической деятельности:
Авторы Я.И. КУЗЬМИНОВ, В.Л. МАТРОСОВ,
В.Д. ШАДРИКОВ (Московский проект)
Авторы О.В.АКУЛОВА, Э.В.БАЛАКИРЕВА, Г.А.БОРДОВСКИЙ, И.В.ГЛАДКАЯ, А.Г.ГОГОБЕРИДЗЕ, С.П.ИЛЬИНА, В.А.КОЗЫРЕВ, С.А.ПИСАРЕВА, Е.В.ПИСКУНОВА, Н.Ф.РАДИОНОВА, С.В.РИВКИНА, А.П.ТРЯПИЦЫНА, Е.А.ТУМАЛЕВА (Санкт-Петербургский проект)
Слайд 56Проект Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова (Москва)
Под профессиональным стандартом
педагогической деятельности понимается система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности,
которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
Слайд 57Проект научно-педагогической школы Санкт-Петербурга
Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная
характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные
профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей
Слайд 58
«Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность,
и новые знания, и новый менталитет, новая система ценностей. Создавать
их будет учитель…
Вот почему учитель …превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы»
Н.Н.Моисеев (1997 г.)
Слайд 59Электронные ресурсы к лекции
Всероссийские педагогические конкурсы//Интернет-портал pedkonkurs.ru. [Электронный ресурс] Доступ:
http://www.pedkonkurs.ru/index.php
Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок"// Благотворительный фонд Дмитрия
Менделеева. [Электронный ресурс] Доступ: http://www.mendeleev.upeg.net/urok/rules/rules.htm
Конкурсы для учителей 2012-2013 учебный год// "НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ": Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского. [Электронный ресурс] Доступ: http://piram.umi.ru/
Конкурсы. Гранты. Стипендии. Официальный сайт РГПУ им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс] Доступ: http://www.herzen.spb.ru/main/nauka/1319113305/1319788788
Мы выбрали лучшую профессию в мире// «УГ Москва», №41 от 9 октября 2012 года. [Электронный ресурс] Доступ: http://new.ug.ru/archive/48131
Слайд 61После этой лекции подумайте над следующим вопросом и обсудите ваше
мнение на семинаре:
Адольф Дистервег говорил: «Учитель учит до тех пор,
пока учится сам».