Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ДРУГИМ ФОРМАМ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Слайд 3Слово «Экзамен» в переводе с латинского означает «испытание».
В Толковом словаре
Ожегова «испытание» - «тягостное переживание, несчастье».
Слайд 4СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ традиционного экзамена и ЕГЭ
Слайд 7Психологические трудности ЕГЭ и ГИА
Познавательные
Личностные
Процессуальные
Слайд 8Познавательные трудности:
Причины познавательных трудностей:
Недостаточный объем знаний
Недостаточная сформированность навыков работы с
тестовыми заданиями
Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета
Необходимые психические функции
Высокая мобильность, переключаемость.
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
Сформированность внутреннего плана действий
Слайд 9Личностные трудности
Причины личностных трудностей
Недостаток информации о процедуре
Отсутствие возможности получить
поддержку взрослых
Виды личностных трудностей:
Повышенный уровень тревоги
«Мифология» (нереалистические убеждения
и предрассудки о ЕГЭ)
Неадекватная самооценка
Слайд 10Чем может помочь психолог
необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность
в выполнении заданий ЕГЭ
предоставить достаточно информации о том, что такое
ЕГЭ, уделив особое внимание его позитивным сторонам
при высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, провести работу, направленную на субъективное снижение значимости экзамена, помочь выпускнику осознать, что оценка ЕГЭ не имеет фатального значения
привлечь к работе родителей, так как они, вольно или невольно, могут поддерживать тревоги выпускников
Слайд 11Процессуальные трудности
Причины трудностей:
недостаточное знакомство с процедурой экзамена
отсутствие четкой стратегии деятельности.
Виды
трудностей:
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов.
Трудности, связанные с ролью
взрослого.
Трудности, связанные с критериями оценки.
Слайд 12Чем может помочь психолог
Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться
на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. Хороший эффект оказывает не
просто рассказ о процедуре ЕГЭ, а ее проигрывание. Кроме того, психолог может помочь в выработке индивидуальной стратегии
деятельности для каждого
выпускника.
Слайд 13Тест о правилах и процедуре ЕГЭ
ТЕСТ О ПРАВИЛАХ И ПРОЦЕДУРЕ
ЕГЭ
А1 Чем нельзя пользоваться на экзамене?
Мобильным телефоном(+)
Гелевой ручкой
Тестовым материалом
А2
На экзамен необходимо принести:
Учебник
Паспорт(+)
Персональный компьютер
А3 При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:
Встает в угол
Удаляется с экзамена(+)
Платит штраф
А4 Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:
К организатору(+)
К президенту РФ
К другу
А5 Во избежание ошибок лучше сначала записать номера ответов:
На ладони
На полях бланка
На черновике(+)
А6 После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:
Галочку
Звездочку
Крестик(+)
А7 Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое-либо сомнение, то надо:
Хлопнуть в ладоши
Топнуть ногой
Поднять руку(+)
А8 Для подачи апелляции необходимо обратиться:
К ответственному организатору(+)
К дежурному по этажу
3. К министру образования РФ
(+)-правильный ответ
Слайд 14Наиболее значимые психологические качества, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ
И ГИА
Слайд 15
высокая мобильность, переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень
концентрации внимания, произвольности;
четкость и структурированность мышления;
сформированность внутреннего плана действий.
Слайд 16Индивидуальные особенности учебной деятельности учащихся
(дети группы риска)
Правополушарные дети
Дети-синтетики
Тревожные дети
Неуверенные дети
Дети,
испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Перфекционисты и «отличники»
Астенические дети
Гипертимные дети
«застревающие» дети
Аудиалы
и кинестетики
Слайд 17Взаимодействие полушарий головного мозга в познании окружающего мира
Тест на выявление
«правополушарных» и «левополушарных» учащихся
Слайд 18Орел, чешуя, бегать,
перья, летать, рыба,
шерсть, плавать, овца.
Разделите эти
слова на три группы
Слайд 19ВАРИАНТ №1
1-я группа карточек:
рыба, орел, овца.
2-я группа карточек:
бегать, плавать, летать.
3-я группа карточек:
шерсть, перья, чешуя.
ВЫВОД: Мыслительный тип. Логическое мышление.
Доминирование левого полушария.
Слайд 20ВАРИАНТ №2.
1-я группа карточек: рыба, плавать, чешуя.
2-я группа карточек: орел,
летать, перья.
3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть.
ВЫВОД: Художественный тип.
Образное мышление. Доминирование правого полушария.
Слайд 21ВАРИАНТ №3.
Одновременное выполнение теста вариантов №2 и №1.
ВЫВОД: Смешанный
тип.
Слайд 22Правополушарные дети
-испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать;
-трудно отвлечься
от эмоционально-образной составляющей учебного материала;
трудности в изучении предметов естественно-математического цикла;
тестовые
задания, где нужно владеть логическими конструкциями, анализировать и сопоставлять
Стратегии поддержки:
До экзамена:
- задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки;
сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками
Во время экзамена:
пробовать свои силы не столько в простейших заданиях типа А, сколько там, где требуется развернуть ответ, затем перейти к заданиям с множественным выбором.
Слайд 23Дети-синтетики
испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением
материала на смысловые блоки;
трудно составлять планы или конспекты, некоторые из
них составляют план уже после того, как работа написана;
редко концентрируются на одной проблеме
Стратегии поддержки:
До экзамена:
развивать аналитические навыки. При изучении каждой темы обобщить ее, выделить конкретные блоки (что здесь является главным, на что обратить внимание)
Во время экзамена:
сначала ознакомиться с материалом в целом, сориентироваться.
Составить общий план работы. Опираться на умение выделять главное в каждом вопросе
Слайд 24Тревожные дети
часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
при устном ответе
пристально наблюдают за реакциями взрослого;
задают множество уточняющих вопросов;
часто переспрашивают учителя,
проверяя, правильно ли они его поняли
трудна любая оценочная ситуация;
Стратегии поддержки:
До экзамена:
- создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе;
-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
-создать ситуацию успеха, поощрения, поддержки
Во время экзамена:
обеспечить ощущение эмоциональной поддержки (улыбнуться)
«Я уверена, что ты все сделаешь правильно и у тебя все получиться»
Слайд 25Неуверенные дети
не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать
к помощи других людей;
не могут самостоятельно проверить качество своей работы;
испытывают
затруднения во время любого экзамена
Стратегии поддержки:
До экзамена:
необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций;
нельзя говорить неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько»
Во время экзамена:
поддерживать словами «У тебя все получится». Если не может начать, дать совет «начни с простых заданий или просмотри весь материал, выбери, как тебе проще»
Слайд 26Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
неустойчивая работоспособность, им присущи частые
колебания темпа деятельности;
часто отвлекаются
нерационально используют отведенное время
Стратегии поддержки:
До экзамена:
-очень важно
научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, составление списка необходимых дел, линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.
Во время экзамена:
контролировать его самоорганизацию: «Что ты сейчас делаешь?». Можно использовать вспомогательные средства.
Слайд 27Перфекционисты и «отличники»
отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнителностью;
очень чувствительны к
похвале и вообще к любой оценке своей деятельности;
все, что они
делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую) оценку;
очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка;
Стратегия поддержки:
До экзамена:
важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»
предлагать тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд
Во время экзамена:
помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее, спросить, что хочет делать, и по необходимости скорректировать планы и ожидания
Слайд 28Астеничные дети
-высокая утомляемость, истощаемость;
они быстро устают, у них снижается темп
деятельности и резко увеличивается количество ошибок;
Стратегии поддержки:
До экзамена:
-важно не предъявлять
заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал».
-большое значение имеет оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать;
-родителям поддерживать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
Во время экзамена:
не торопить, разрешить несколько небольших перерывов
Слайд 29Гипертимные дети
быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму;
высокий темп деятельности,
импульсивны и порой несдержанны;
быстро выполняют задания, но зачастую делают это
небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок;
склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости
Стратегия поддержки:
До экзамена:
-очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись»
-необходимо развивать функцию контроля, навыки самопроверки;
-необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена
Во время экзамена:
мягко напомнить о необходимости самопроверки. Посадить в классе так, чтобы возможности для общения с другими детьми были минимальны.
Слайд 30«Застревающие» дети
низкая подвижность, низкая переключаемость психических функций, они с трудом
переходят с одного задания на другое;
медлительны;
им требуется длительный ориентировочный период
при выполнении каждого задания
Стратегии поддержки:
До экзамена:
научить ребенка распределять время, необходимое для каждого задания
Во время экзамена:
ненавязчиво помогать переключаться: «Ты уже можешь перейти к следующему заданию», но не торопить
Слайд 31ТЕСТ НА ПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ВОСПРИЯТИЯ
АУДИАЛ ВИЗУАЛ
КИНЕСТЕТИК
Слайд 32Тест на определение визуала аудиала и кинестета
тест на определение
визуала, кинестета, аудиала. Отвечая на эти вопросы, выбирайте первое, что
придет вам на ум. Не тратьте время на обдумывание.
1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?
а. посмотрев учебный фильм;
б. прослушав объяснения;
в. разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?
2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?
а. книгу о путешествиях со множеством иллюстраций;
б. детектив со множеством диалогов;
в. книгу с задачами, загадками и головоломками.
3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?
а. напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо?
б. произнесете его;
в. напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?
4. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе?
а. читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации;
б. попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять все про себя;
в. записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы.
5. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться?
а. зрительные отвлекающие моменты;
б. Шум;
в. другие ощущения вроде голода, тесной обуви или тревоги
. 6. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?
а. рассматривать плакаты и объявления;
б. беседовать с теми, кто стоит поблизости;
в. притоптывать ногой или ходить туда-сюда.
7. Какой кружок вы предпочтете?
а. художественный;
б. музыкальный;
в. спортивный.
8. Как бы вы поведали историю о каком-нибудь случае?
а. написали;
б. рассказали;
в. разыграли. а теперь результат
Подсчитайте число «а», «б» и «в»: «а»___«б»___«в»___
• Если у вас больше всего «а», вы в учебе больше полагаетесь на зрительное вос-приятие. Вы учитесь глазами.
• Если у вас больше всего «б», вы в учебе больше полагаетесь на слуховое воспри-ятие. Вы учитесь ушами.
• Если у вас больше всего «в», вы в учебе больше всего полагаетесь на кинестетиче-ское восприятие. Вы учитесь в движении и руками.
• Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учебе зависите от нескольких способов восприятия.
Слайд 33Аудиалы визуалы
и кинестетики
у аудиалов основной способ восприятия слуховой (аудиальный);
У
визуалов основной способ восприятия зрительный
-у кинестетиков – тактильный способ восприятия
Стратегия поддержки:
-необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше усваивают учебный материал;
-аудиалы могут воспользоваться речью (очень тихо проговаривать задания вслух)
если ребёнок – визуал,хорошо бы дать ему листок бумаги,на котором он может делать пометки.
-кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, двигать ногами под столом, напрячь и расслабить руки), можно им разрешить выйти из класса.
Слайд 34Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ будет эффективным, если в нем
будут задействованы все субъекты учебного процесса:
- учащиеся,
- родители,
-
педагоги
администрация
ученики
учителя
родители
ЕГЭ
Слайд 36Формы работы психолога с детьми:
Групповые занятия – практикумы
Игры (овладение
процедурой ЕГЭ на симулированном материале)
Индивидуальные консультации
Формулировка рекомендаций
Слайд 37Пример симулированного материала
А1. У кого из литературных персонажей в голове
были одни опилки:
1)Карлсон 2) Винни-Пух 3) Гарри Поттер 4) Курочка
Ряба
А2. Как долго просидел на печи Илья Муромец:
1)До совершеннолетия 2) С первого до одиннадцатого класса 3) Тридцать лет и три года 4) Пока не закончился полевой сезон
А3. На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс:
1) Гармонь 2) Балалайка 3) Виолончель 4) Скрипка
А4. С помощью какого оружия искал себе невесту Иван-царевич:
1) Танк Т-34 2) Лук со стрелами 3) Автомат Калашникова 4) Меч-кладенец
Слайд 38 Рекомендации выпускнику по подготовке к ЕГЭ
Подготовка в течение
года.
· Подготовь место для занятий: убери всё лишнее, удобно расположи
необходимые принадлежности
· Желтый и фиолетовый цвета повышают интеллектуальную активность.
· Составь план занятий, что именно будешь сегодня изучать. Если ты «сова» или «жаворонок», эффективнее используй вечерние или утренние часы.
· Начни с самого трудного, а если трудно «раскачаться» - то с самого интересного и приятного.
· Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, 10 минут – перерыв.
· Не стремись всё запомнить наизусть, структурируй материал, составь на бумаге план, схему.
· Выполняй как можно больше тестов.
· Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов .
· Не думай, что не справишься, а наоборот, мысленно рисуй себе картину успеха.
· Оставь 1 день перед экзаменом на повторение планов ответов, особенно самых трудных мест.
· Потренируйся в чётком написании печатных букв.
· Познакомься со своими правами. Апелляции бывают по процедуре экзамена и по выставленному количеству баллов, но не по содержанию ЕГЭ.
Слайд 39Во время тестирования.
Будь внимателен!
Соблюдай правила поведения на экзамене!
Сосредоточься!
Не бойся!
Начни с
легкого!
Пропускай!
Читай задание до конца!
Думай только о текущем задании!
Исключай!
Запланируй два круга
Угадывай!
Проверяй!
Не
огорчайся!
Удачи тебе!
Помни:
- ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из ППЭ;
- ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена