Разделы презентаций


Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Содержание

Новая модель ЕГЭ проверка понятийного аппарата курса биологиипроверка сформированности различных способов деятельности, предусмотренных стандартами второго поколения:работа с биологической информацией (тексты, рисунки, схемы, таблицы, графики, диаграммы)решение количественных и качественных биологических задач

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Слайд 2Новая модель ЕГЭ
проверка понятийного аппарата курса биологии
проверка сформированности различных

способов деятельности, предусмотренных стандартами второго поколения:
работа с биологической информацией (тексты,

рисунки, схемы, таблицы, графики, диаграммы)
решение количественных и качественных биологических задач

Новая модель ЕГЭ проверка понятийного аппарата курса биологиипроверка сформированности различных способов деятельности, предусмотренных стандартами второго поколения:работа с

Слайд 3Модель ЕГЭ 2017
Особый акцент сделан на усиление деятельностной основы и

практико-ориентированной направленности КИМ:
-задания на определение терминов и понятий;
- задания на

объяснение и конкретизацию текста;
- задания на заполнение пропуска в тексте слов или словосочетаний;
- задания на нахождение в задании «лишних» элементов.
Модель ЕГЭ 2017Особый акцент сделан на усиление деятельностной основы и практико-ориентированной направленности КИМ:-задания на определение терминов и

Слайд 4Модель ЕГЭ 2017
Включает 28 заданий, состоит из двух частей
Задания №

1, 3,6 – оцениваются 1 баллом
Задания № 2,4,5,7-21 – оцениваются

2 баллами
Задания второй части оцениваются в 20 баллов
Максимальное количество первичных баллов за работу -59
Минимальное количество баллов тестовых – 36 (для поступления в ВУЗ)
Модель ЕГЭ 2017Включает 28 заданий, состоит из двух частейЗадания № 1, 3,6 – оцениваются 1 балломЗадания №

Слайд 5Допускаемые ошибки
невнимательное прочтение инструкций;
отсутствие знаний учебного материала;
неумение

выделять главное в формулировке задания;
несформированность умения работать с текстом;

отсутствие выводов, обобщений, пояснений, требуемых при выполнении задания с развернутым ответом.
Допускаемые ошибки невнимательное прочтение инструкций; отсутствие знаний учебного материала; неумение выделять главное в формулировке задания; несформированность умения

Слайд 6Сложные темы
взаимосвязь строения и функций нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей,

систем органов;
сходство и различие процессов митоза и мейоза, фотосинтеза

и хемосинтеза, естественных и искусственных экосистем, географического и экологического видообразования, эмбрионального и постэмбрионального развития организма;
разъяснение роли дегенерации и идиоадаптации в развитии видов.
Сложные темывзаимосвязь строения и функций нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов; сходство и различие процессов митоза

Слайд 7Линия 27
Проверяет усвоение материала по молекулярной биологии:
- строение молекул нуклеиновых

кислот;
- правило комплементарности;
- реакции матричного синтеза;
- генетический код, биосинтез белков;
-

характеристика фаз митоза и мейоза, их сравнение, значение

Линия 27Проверяет усвоение материала по молекулярной биологии:- строение молекул нуклеиновых кислот;- правило комплементарности;- реакции матричного синтеза;- генетический

Слайд 8Линия 28
Типы генетических задач не изменились по сравнению с прошлым

учебным годом.
При решении задач необходимо учитывать:
- составление схемы решения задачи:

генотипы родителей и их фенотипы;
- гаметы;
- генотипы и фенотипы потомства, их соотношение;
- объяснение результатов с указанием закона наследственности (оценивается 1 баллом)
Линия 28Типы генетических задач не изменились по сравнению с прошлым учебным годом.При решении задач необходимо учитывать:- составление

Слайд 9Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени,

листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае (линия 27)
Критерии

ответа
В клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2п, т.к. зародыш развивается из зиготы – оплодотворенной яйцеклетки
В клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3п, т.к. образуется при слиянии двух ядер: центральной клетки семязачатка (2п) и одного спермия (п)
Клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2п, т.к. взрослое растение развивается из зародыша

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом

Слайд 10У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры

и гамет хламидомонады. Объясните из каких исходных клеток и в

результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении

Элементы ответа:
Хромосомный набор споры – п (гаплоидный)
Споры образуются из диплоидной зиготы путем мейоза
Хромосомный набор гамет –п (гаплоидный)
Гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путем митоза

У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните из каких исходных

Слайд 11Линия 23 (работа с рисунком)
Ис­поль­зуя ри­су­нок про­цес­са по­ло­во­го раз­мно­же­ния хла­ми­до­мо­на­ды,

объ­яс­ни­те, в чем сущ­ность по­ло­во­го раз­мно­же­ния и ка­ко­во его от­ли­чие

от бес­по­ло­го. В ре­зуль­та­те ка­ко­го про­цес­са об­ра­зу­ют­ся га­ме­ты, в чем их осо­бен­ность? Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на зи­го­та? Чем она от­ли­ча­ет­ся от гамет?


Линия 23 (работа с рисунком)Ис­поль­зуя ри­су­нок про­цес­са по­ло­во­го раз­мно­же­ния хла­ми­до­мо­на­ды, объ­яс­ни­те, в чем сущ­ность по­ло­во­го раз­мно­же­ния и

Слайд 13Элементы ответа
1) При не­бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях у раз­ных осо­бей хла­ми­до­мо­на­ды ми­то­зом

об­ра­зу­ют­ся по­ло­вые га­п­ло­ид­ные клет­ки, ко­то­рые, сли­ва­ясь, об­ра­зу­ют ди­пло­ид­ную зи­го­ту. Это

про­цесс по­ло­во­го раз­мно­же­ния.
2) Зи­го­та де­лит­ся мей­о­зом, об­ра­зу­ют­ся че­ты­ре га­п­ло­ид­ные споры. Это бес­по­лое раз­мно­же­ние.
3) Зи­го­та обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 6. В от­ли­чие от га­п­ло­ид­ных спор, да­ю­щих на­ча­ло новым осо­бям, она ди­пло­ид­на.

Элементы ответа1) При не­бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях у раз­ных осо­бей хла­ми­до­мо­на­ды ми­то­зом об­ра­зу­ют­ся по­ло­вые га­п­ло­ид­ные клет­ки, ко­то­рые, сли­ва­ясь, об­ра­зу­ют

Слайд 14Задача на дигибридное скрещивание при независимом наследовании генов
При скрещивании томата

с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с

зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача на дигибридное скрещивание при независимом наследовании геновПри скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В)

Слайд 15Содержание верного ответа
Схема решения задачи включает:
генотипы родителей: пурпурный стебель, красные

плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные

плоды –aaBb (гаметы aB и аb);
генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;
соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB : 2 AaBb пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.
Закон независимого наследования признаков, т.к. гены двух признаков находятся в разных парах хромосом.

Содержание верного ответа Схема решения задачи включает:генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и

Слайд 16Задача на полное сцепление генов
У кукурузы доминантные гены

коричневой окраски (А) и гладкой формы семян (В) сцеплены друг

с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян тоже сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами и растений с белыми морщинистыми семенами было получено 4003 семян коричневых гладких и 3999 семян белых морщинистых. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родительских растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте полученные результаты.
Задача на полное сцепление генов  У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы семян

Слайд 17Элементы правильного ответа
Генотипы родительских особей: с коричневой окраской, гладкой формы

семени – АаВв (гаметы: АВ,ав), с белой окраской, морщинистых- аавв

(гаметы: ав)
Генотипы и фенотипы потомков: 1АаВв – растения с коричневыми гладкими семенами:1 аавв – растения с белыми морщинистыми семенами.
Закон сцепленного наследования, т.к. гены окраски и формы семени сцеплены, кроссинговера не происходит, поэтому во втором поколении получены только два генотипа и фенотипа
Элементы правильного ответаГенотипы родительских особей: с коричневой окраской, гладкой формы семени – АаВв (гаметы: АВ,ав), с белой

Слайд 18Задача на неполное сцепление генов
У растений окрашенный цветок

доминирует над неокрашенным, а желтая окраска растения рецессивна к зеленой.

Гетерозиготное растение скрещено с рецессивной формой, в результате получено следующее потомство: с окрашенными цветками зеленых – 23, с окрашенными цветками желтых -170, с неокрашенными цветками зеленых- 190, с неокрашенными цветками желтых – 17. Расположите гены в хромосомах, напишите генотипы родителей и потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.
Задача на неполное сцепление генов  У растений окрашенный цветок доминирует над неокрашенным, а желтая окраска растения

Слайд 19Элементы ответа
Генотипы родительских особей:
АаВв х аавв
Растение с окрашенными растение с неокрашенными цветками
цветками

зеленой окраски

желтой окраски
Гаметы:
некроссоверные: ав
Ав, аВ
Кроссоверные: АВ,ав
Генотипы и фенотипы потомства:
23 растения с окрашенными цветками зеленой окраски- АаВв
170 растений с окрашенным цветком желтой окраски – Аавв
190 растений с неокрашенным цветком зеленой окраски – ааВв
17 растений с неокрашенным цветком желтой окраски - аавв


Элементы ответаГенотипы родительских особей:АаВв			х		ааввРастение с окрашенными			растение с неокрашенными цветками цветками зеленой окраски

Слайд 20Присутствие в потомстве двух групп особей ( с окрашенными цветками

желтой окраски и с неокрашенными цветками зеленой окраски ) примерно

в равных долях – результат сцепленного наследования аллелей А и в, а и В между собой. Две другие фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера между аллельными генами.
Присутствие в потомстве двух групп особей ( с окрашенными цветками желтой окраски и с неокрашенными цветками зеленой

Слайд 21Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них

получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3

черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).
Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5

Слайд 22Решение задачи
1. генотипы родителей:
Курица АаВв (гаметы:АВ,Ав,аВ,ав)
Петух АаВв (гаметы:АВ,Ав,аВ,ав)
2. Четыре группы

по фенотипу и генотипы потомков:
А_В_ - 10 черных хохлатых
ааВ_ -

5 – бурых хохлатых
А_вв – 3 черных без хохла
аавв – 2 – бурых без хохла
3. Гены окраски оперения и хохлатости расположены в разных хромосомах, при мейозе эти хромосомы расходятся в разные гаметы независимо друг от друга, что приводит к появлению четырех типов гамет. Закон независимого наследования признаков.
Решение задачи1. генотипы родителей:Курица АаВв (гаметы:АВ,Ав,аВ,ав)Петух АаВв (гаметы:АВ,Ав,аВ,ав)2. Четыре группы по фенотипу и генотипы потомков:А_В_ - 10

Слайд 23Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое

наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в

мейозе при образовании гамет и при оплодотворении

Элементы ответа:
1. В скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи
2. Гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя четыре типа гамет: АВ,Ав,аВ,ав (аллели не сцеплены)
3. при оплодотворении случайное слияние гамет приводит к независимому сочетанию признаков

Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление

Слайд 24 По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного

черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с

полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный,

Слайд 25Элементы ответа
1) признак доминантный, не сцеплен с полом;
2) генотипы детей

1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
3) генотипы детей

2 поколения: дочь Аа
(допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)
Элементы ответа1) признак доминантный, не сцеплен с полом;2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын

Слайд 26Аутосомно-доминантное наследование признаков.
Для этого типа наследования характерны следующие особенности:

проявление признака в каждом поколении;
• проявление признака вне зависимости

от пола;
• одинаковые соотношения фенотипов самок и самцов в F1 и в F2 прямого и обратного скрещивания.
Аутосомно-доминантное наследование признаков.Для этого типа наследования характерны следующие особенности: • проявление признака в каждом поколении; • проявление

Слайд 27Аутосомно-рецессивное наследование признаков.
• При аутосомно-рецессивном наследовании рецессивный аллель реализуется в

признак в гомозиготном состоянии.
• Рецессивные заболевания у детей встречаются

чаще при браках между фенотипически нормальными гетерозиготными родителями.
• У гетерозиготных родителей (Аа х Аа) вероятность рождения больных детей (аа) составит 25%, такой же процент (25%) будут здоровы (АА), остальные 50% (Аа) будут также здоровы, но окажутся гетерозиготными носителями рецессивного аллеля.
• В родословной при аутосомно-рецессивном наследовании заболевание может проявляться через одно или несколько поколений.
Аутосомно-рецессивное наследование признаков.• При аутосомно-рецессивном наследовании рецессивный аллель реализуется в признак в гомозиготном состоянии. • Рецессивные заболевания

Слайд 28Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование
1) признак встречается относительно редко, не

в каждом поколении;
2) признак встречается преимущественно у мужчин, причем у

их отцов признак обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской линии;
3) у женщин признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;2) признак встречается преимущественно у

Слайд 29Задача на составление родословной
Пробанд - мальчик, хорошо владеющий правой рукой

(правша). Брат и сестра его - левши. Мать пробанда -

правша, а отец - левша. У матери пробанда есть два брата, один из них - левша, другой — правша. Бабушка пробанда по материнской линии - правша, а дед - левша. Брат матери пробанда (дядя пробанда) - правша, женился на женщине -правше. У них две дочки левши. Составьте родословную семьи, определите характер наследования признака - способности хорошо владеть левой рукой и определите возможные генотипы всех членов семьи.
 

Задача на составление родословнойПробанд - мальчик, хорошо владеющий правой рукой (правша). Брат и сестра его - левши.

Слайд 30Схема родословной

Схема родословной

Слайд 31Ответ: тип наследования признака леворукости - аутосомно-рецессивный.
Необходимо указать генотипы всех

членов родословной

Ответ: тип наследования признака леворукости - аутосомно-рецессивный.Необходимо указать генотипы всех членов родословной

Слайд 32Линия 27 (биосинтез белка)
По­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка сле­ду­ю­щая:

ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Опре­де­ли­те, поль­зу­ясь таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода, воз­мож­ные три­пле­ты ДНК, ко­то­рые

ко­ди­ру­ют этот фраг­мент белка.
Линия 27 (биосинтез белка)По­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка сле­ду­ю­щая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Опре­де­ли­те, поль­зу­ясь таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода, воз­мож­ные

Слайд 33Элементы ответа
1) Ами­но­кис­ло­та ФЕН ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми и-РНК: УУУ или

УУЦ, сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ААА или ААГ.


2) Ами­но­кис­ло­та ГЛУ ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми и-РНК: ГАА или­ ГАГ. Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ЦТТ или ЦТЦ.
3) Ами­но­кис­ло­та МЕТ ко­ди­ру­ет­ся три­пле­том и-РНК АУГ. Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ет три­плет ТАЦ.

Элементы ответа1) Ами­но­кис­ло­та ФЕН ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми и-РНК: УУУ или УУЦ, сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты

Слайд 34Линия 27 (биосинтез белка)
Ге­не­ти­че­ский ап­па­рат ви­ру­са пред­став­лен мо­ле­ку­лой РНК, фраг­мент

ко­то­рой имеет сле­ду­ю­щую нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность: ГУ­ГАА­А­ГАУ­ЦА­У­ГЦ­ГУГГ. Опре­де­ли­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность дву­це­поч­ной

мо­ле­ку­лы ДНК, ко­то­рая син­те­зи­ру­ет­ся в ре­зуль­та­те об­рат­ной тран­скрип­ции на РНК ви­ру­са. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов в и-РНК и ами­но­кис­лот во фраг­мен­те белка ви­ру­са, ко­то­рая за­ко­ди­ро­ва­на в най­ден­ном фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК. Мат­ри­цей для син­те­за и-РНК, на ко­то­рой идёт син­тез ви­рус­но­го белка, яв­ля­ет­ся вто­рая цепь дву­це­поч­ной ДНК. Для ре­ше­ния за­да­чи ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.
 

Линия 27 (биосинтез белка)Ге­не­ти­че­ский ап­па­рат ви­ру­са пред­став­лен мо­ле­ку­лой РНК, фраг­мент ко­то­рой имеет сле­ду­ю­щую нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность: ГУ­ГАА­А­ГАУ­ЦА­У­ГЦ­ГУГГ. Опре­де­ли­те

Слайд 35Элементы ответа
1) РНК ви­ру­са ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГ
ДНК

1 цепь ЦАЦ ТТТ ЦТА ГТА ЦГЦ АЦЦ
ДНК 2 цепь

ГТГ ААА ГАТ ЦАТ ГЦГ ТГГ
2) и-РНК ЦАЦ УУУ ЦУА ГУА ЦГЦ АЦЦ (по прин­ци­пу ком­пле­мен­тар­но­сти по­стро­е­на по 2 цепи ДНК)
3) белок гис – фен – лей – вал – арг – тре (по таб­ли­це ге­не­ти­че­ско­го кода, на ос­но­ве най­ден­ной и-РНК)

Элементы ответа1) РНК ви­ру­са ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГДНК 1 цепь ЦАЦ ТТТ ЦТА ГТА ЦГЦ

Слайд 36Линия 27 (биосинтез белка)
Известно, что все виды РНК синтезируются на

ДНК- матрице. Фрагмент цепи т-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ-ГЦА-УУГ-АУЦ.

Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная т-РНК, аминокислоту, которую переносит эта т-РНК к рибосомам, если ее третий триплет является антикодоном, и-РНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.
Линия 27 (биосинтез белка)Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент цепи т-РНК имеет следующую

Слайд 37Полезные ссылки
http://www.ctege.info/ege-po-biologii/- тексты тренировочных вариантов (модель 2017)
https://bio-ege.sdamgia.ru/methodist - диагностические работы

по биологии
http://www.alleng.ru/edu/bio2.htm - диагностические работы по биологии
http://egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/biologiya - пособия для

подготовки к ОГЭ
http://fipi.ru/ - открытый банк заданий и методические рекомендации для учителей
Полезные ссылкиhttp://www.ctege.info/ege-po-biologii/- тексты тренировочных вариантов (модель 2017)https://bio-ege.sdamgia.ru/methodist - диагностические работы по биологииhttp://www.alleng.ru/edu/bio2.htm - диагностические работы по биологииhttp://egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/biologiya

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика