Слайд 2Цель работы
Почему Я выбрала именно эту тему?!
Всё потому, что
эта тема наиболее актуальна в наше время, к тому же
Я сама отношусь к «группе подростков».
Мне стало интересно, чем же характеризуется подростковый период? Каковы его особенности? Какие они – мои сверстники? Этот переход влияет на все стороны развития подростка, и Я решила более подробно узнать, как это происходит.
Слайд 3Содержание
1. Переходный возраст
Определение и характеристика
Задачи и трудности подросткового возраста
Взросление. Физические
изменения подростков
Психологический портрет личности
Самооценка подростка
Подросток в социальной среде
Социальная среда
Проблемы и
успехи подросткового возраста
Успехи
Проблемы
Мои исследования
(тесты, анкеты, диаграммы)
Советы по повышению самооценки
Заключение.
Литература
Автор
Слайд 4Определение и характеристика
Подростковый возраст- это особенный и очень важный для
дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка
организма подростка.
Подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 16 лет. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития. Для подросткового возраста характерны раздражительность и вспыльчивость. Однако подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни.
Слайд 5Задачи и трудности подросткового возраста
Взрослея подростку приходится решать массу непростых
задач, как школьных так и жизненных. Например таких, как:
-
Принятие своей внешности и умение эффективно владеть своим телом
- Формирование более зрелых отношений со сверстниками
- Достижение эмоциональной независимости от родителей и взрослых
- Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни
Слайд 6Взросление. Физические изменения подростков
Взросление- это период начала подросткового возраста. Важная
особенность- формирование своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что
он уже не ребёнок, а становится взрослым. Сознание собственной взрослости возникает не случайно. Подросток замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость. Он осознаёт, что знания существенно расширяются, умения и навыки прибавляются, в некоторых моментах он даже превосходит взрослых.
Слайд 7Переоценивая свои возможности, подросток часто приходит к убеждению, что он
уже мало чем отличается от взрослых людей, и претендует на
то, чтобы взрослые относились к нему как к равному. Чувство взрослости вызывает стремление подростка к самостоятельности и известной независимости. Отсюда и появляется обидчивость, болезненная и острая реакция на оценку взрослых .
Слайд 8Чем объясняются физические изменения у подростков?
Подростковый возраст характеризуется ярко выраженным
динамизмом.
Динамизм- это движение, развитие, внутренняя энергия, это подвижность, изменчивость, напряжённость.
Прежде всего в этом возрасте наблюдается резкий рост: у девочек максимум прироста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков – на 14-15 лет.
В связи с развитием, у подростка может понизиться или повыситься самооценка, либо развиться комплекс неполноценности.
Комплекс неполноценности- устойчивое ощущение своей ущербности в чём-либо или неспособности к чему к чему-либо, которое может превратиться в навязчивую идею.
Слайд 9Человек появляется на свет как Индивид, развивается в процессе деятельности
и общения с другими людьми и постепенно становится Личностью.
Индивид- это
человек, как биологическое существо, единичный представитель семейства людей. Индивид- это человек, который еще не состоялся как личность.
Личность- это человек, как общественное существо, как продукт развития общества. Личность характеризуется следующими качествами: осознание своего «Я», способность делать свой выбор и нести за него ответственность, кроме того, личности должно быть свойственно творчество.
Психологический портрет личности
Слайд 10Психологический портрет личности
включает следующие
свойства
Темперамент
Характер
Способности
Чувства
Слайд 11Темперамент
Темперамент- это психологическое свойство личности, в основе которого лежат динамические
особенности психических явлений.
Хороших и плохих темпераментов не бывает. Люди любых
темпераментов могут обладать богатым воображением, научным и творческим потенциалам и т.д.
Слайд 12Характер
Характер- это свойство личности, определяющее поведение человека, накладывающее отпечаток на
все его действия и поступки и выражающиеся в его отношениях
к окружающему миру, к труду, к другим людям и самому себе.
Основой характера являются морально-волевые качества личности. Характер не является врождённым свойством личности. Он формируется и развивается в процессе активной деятельности под воздействием окружающей среды, воспитания и самовоспитания
Слайд 13Способности- это свойство личности, заключающиеся в той быстроте, с которой
необходимые свойства могут быть развиты и до какой степени в
своём развитии они могут быть доведены.
Способности
Потенциальные
Актуальные
Это способности,
которые
связанные
с задатками.
Они могут быть
реализованы или
не реализованы.
Реализуются в
зависимости
от конкретных
условий.
Слайд 14Чувства
Чувства- это переживание человеком своего отношения к тому, что он
познаёт или делает, к другим людям и к самому себе.
Высшие
чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К низшим чувством относятся чувства, связанные с удовлетворением потребностей в пище, воде, воздухе, движении, отдыхе и т.д.
Эстетические чувства- отношение человека к красоте, восхищения прекрасным.
Слайд 15Самооценка подростка
-оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места
среди других людей.
Самооценка подростка во многом зависит от понимания
родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.
Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку.
Отрочество - это беспокойство:
"Вдруг я не такой, как все?"
и ужас: "Вдруг я такой, как все?"
Евг. Винокуров
Слайд 16Факторы влияющие
на формирование
личности
Общество
Семья
Школа
Улица
Слайд 17Успехи подросткового возраста
Трудовая деятельность
Занятия спортом
Стремление к учёбе
Совместное времяпровождение
Хобби
Слайд 18Проблемы подросткового возраста
Употребление спиртных напитков
Курение
Наркомания
Одиночество
Попытки суицида
Конфликты
с родителями
Слайд 20Советы по повышению самооценки
Уровень самооценки влияет на все поступки человека.
Чаще всего самооценка личности бывает занижена, т.е. реальные возможности человека
выше, чем представления человека о своих возможностях.
Чтобы повысить уровень самооценки достаточно соблюдать не сложные правила:
Забудьте о том, как сильно Вы хотите повысить свою самооценку. Слишком сильное желание зачастую становится препятствием на пути к своему осуществлению.
Если решили что то сделать , не откладывайте в долгий ящик.
Каждый день узнавайте что-нибудь новое, делайте то, что никогда раньше не делали.
Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость.
Слайд 215. Прекратите сравнивать себя с другими , это
редко помогает повышению самооценки.
6. Забудьте про страх!
Помните, что в формировании самооценки полезен даже отрицательный опыт.
7. Помощь ближним- для самооценки один из лучших «витаминов роста»
Почаще хвалите себя, побольше оптимизма!!!
И, на последок, главное действуйте! Идите вперёд, не задумываясь о впечатлении, помня лишь о стоящей впереди цели. В конце концов, когда-нибудь цель будет достигнута, Вам уже не придётся беспокоиться, как повысить свою самооценку – она итак будет достаточна высока!
Слайд 22В ы в о д
Подростковый возраст действительно возраст кипучей энергии,
активного образа жизни. Он интересен и неповторим. Общение со сверстниками,
друзьями, познание себя и других, становление себя как личности, самосовершенствование, выбор дальнейшего жизненного пути и многое, многое другое происходит в этот важный для нас период- период перехода от детства к юности.
Слайд 23Литература
С. Степанов «Психологические подсказки на каждый день»
Л.М. Фридман « Психология
детей и подростков»
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий «Возрастная психология»
Т. Шульгина «Подросток
в кризисной ситуации»
Чак Т. Фолкэн «Психология- это просто»
И.А. Ларина «Как пережить подростковый кризис»
Р.В. Овчарова « Технологии практического психолога образования»
Слайд 24Работу выполнила:
ученица 9 класса
Инишева Кристина
Руководитель:
Сутягина Ольга Геннадьевна,
школьный психолог
НОУ СОШ
№44 ОАО "РЖД"
2010 год