Слайд 2 Лекция № 7
«Педагогические способности и стиль педагогической деятельности
Дисциплина «Педагогическая
психология»
Слайд 3План лекции
1. Подходы к определению способностей
2. Структура педагогических способностей
3.
Профессионально важные качества учителя
4. Стиль педагогической деятельности
Слайд 4Задачи лекции:
сформировать теоретические знания по теме лекции
разобрать структуру педагогических
способностей
рассмотреть профессионально важные качества учителя
изучить стиль педагогической деятельности
Слайд 5Список основной литературы:
Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов
Габай Т.В. М.: Академия, 2010. (10)
Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для
вузов. Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. (1)
Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие
под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007
Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, 2008. ( 2)
Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология:Схемы и тесты/Б.Б. Айсмонтас.-М.:ВЛАДОС-Пресс,2002.-208 с.:ил. Кол-во экз.: 2
Слайд 6Список дополнительной литературы:
Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]
В.
Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.(1 )
Возрастная и педагогическая психология:
Хрестоматия
И.В. Дубровина, .(2)
Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников .Самара: Перспектива, 2002. (15)
Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова
ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, 2009. ( 89)
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html - Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ
Слайд 71. Подходы к определению способностей
Слайд 14Ведущие свойства педагогических способностей
Слайд 15 Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении
с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный
подход к учащимся.
Педагогический такт предполагает:
уважение к школьнику и требовательность к нему;
развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
Слайд 162. Структура педагогических способностей
Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что
саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких
общих способностей, как:
гностические;
проектировочные;
конструктивные;
коммуникативные;
организаторские
Слайд 22Гностические способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся
в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального
фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду
Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".
Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.
Слайд 23
Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам
установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе
завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:
способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;
чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);
хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.
Слайд 24
3. Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три
основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и
личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:
педагогическая эрудиция;
педагогическое целеполагание;
педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
педагогическая интуиция;
педагогическая импровизация;
педагогическая наблюдательность;
педагогический оптимизм, педагогическая находчивость;
педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
Слайд 28Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.
Выделяют три уровня
развития:
Слайд 31
4. Стиль педагогической деятельности
Слайд 34Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности
в темпераменте (время и скорость
реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
характере реакций на те или
иные педагогические ситуации;
выборе методов обучения;
подборе средств воспитания,
стиле педагогического общения;
реагировании на действия н поступки детей;
манере поведения;
предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Слайд 41 Рефлексия
Я узнал(а), что…
Полезным для меня было то,
что…
Я убедился(лась), что…
Меня не смогли убедить в том, что..
Слайд 42Вопросы для самоконтроля
Как в психологии трактуются способности?
2.Чем отличаются способности
от задатков?
3.Как понимаются способности в научной школе Б.М. Теплова?
4.Как соотносятся талант и гениальность со способностями?
5.Что такое "общие способности"?
6.Назовите основные направления изучения способностей в психологии.
7.Какие свойства являются ведущими в педагогических способностях?
8.Что такое "педагогический такт"?
Слайд 43Интернет-ресурсы
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991122.htm; см. статью Кузьминой Н.В. "Личность и педагогическая одаренность".
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/972/972014.htm; см.
статью Аминова Н.А. "Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной
школы«
Статья Имаметдиновой Р.Я. «Развитие педагогических способностей у будущих учителей» № 2, 2007 г. Стр. 20-29 Акмеология. Изд-во: Международная академия акмеологических наук. М
Слайд 44Темы рефератов
Проблема способности в психологии.
Талант и гениальность как уровни способностей.
Основные
направления изучения способностей в психологии.
Ведущие свойства педагогических способностей.
Базовые педагогические способности.
Перцептивные
способности педагога.
Педагогическое воображение как основа прогностических способностей.
Структура педагогических способностей.
Функциональные компоненты педагогической системы.
Общие педагогические способности.