Разделы презентаций


Поэт старой Москвы Апполинарий Михайлович Васнецов (1856-1933)

Содержание

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.     Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Апполинарий Михайлович Васнецов

(1856-1933)
«Поэт старой Москвы»

Апполинарий Михайлович Васнецов(1856-1933)«Поэт старой Москвы»

Слайд 2

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов

отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным

дарованием.
    
Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающее реальный образ древней русской столицы.
Апполинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.
Апполинарий Михайлович родился 6 августа (25 июля ст. ст.) 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье священника.
Детские годы Аполлинария были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой.

Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.
Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.


    

    

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а

Слайд 3.
«Кремль»
Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, -

вспоминал Васнецов, - я был поражен видом Москвы, конечно, главным

образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами".      Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.
.«Кремль»Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, - вспоминал Васнецов, - я был поражен видом

Слайд 4«Москва конца 17 века»
В небольшом рисунке "Москва XVI века" (1891,

Третьяковская галерея) Васнецову впервые удалось поэтично передать тесноту занесенного снегом

старинного деревянного города с маленькими домами и церквами, плотно обступившими узкую улицу.
«Москва конца 17 века»В небольшом рисунке

Слайд 5«На рассвете у Воскресенского моста»
На рубеже XIX и XX веков,

формируется, наконец, самое оригинальное и специфическое направление творческой деятельности художника:

он приступает к созданию обширнейшей серии исторических полотен, рисунков и акварелей, исполняет произведения, в которых встает уже совершенно особый мир - Древняя Русь, старая Москва. В картинах из истории Москвы Васнецов выступил основоположником исторического пейзажа - особого жанра в русской живописи, воссоздающего облик древних русских городов на основе исторических документов и археологических изысканий.
«На рассвете у Воскресенского моста»   На рубеже XIX и XX веков, формируется, наконец, самое оригинальное

Слайд 6Начало работы Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году,

когда художник выполнял иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" для

юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья и "Красная площадь" .

«Красная площадь»

Начало работы Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к

Слайд 7Обращение А. М. Васнецова к историческим архитектурным пейзажам Москвы было

одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло

открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи. Трудной - хотя бы потому, что избранный путь постоянного стремления к большой достоверности и археологической точности изображений старых городов таил в себе опасность отхода от творческой непосредственности, грозил заменой настоящей художественности суховатой исторической иллюстративностью.
     
В своих лучших произведениях Апполинарий Васнецов избежал этой опасности. Если взять такие наиболее известные картины, исполненные в начале XX века, как "Улица в Китай-городе", "На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века", "Москворецкий мост и водяные ворота Китай-города. Середина XVII века", "Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века", и более поздние его композиции - "Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века", мы убеждаемся, что, стремясь к исторически точной передаче "образа города" - Москвы XVI-XVII веков - Васнецов уделяет большое внимание творческому, образно-непосредственному проникновению в особенности жизни того времени.
Обращение А. М. Васнецова к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной,

Слайд 8«Всехсвятский каменный мост. Москва конца 17 века»

«Всехсвятский каменный мост. Москва конца 17 века»

Слайд 9«Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века»

«Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века»

Слайд 10
«Старая Москва»

«Старая Москва»

Слайд 11
«Старая Москва. У стен деревянного города.»

«Старая Москва. У стен деревянного города.»

Слайд 12
«Книжные лавочки на Спасском мосту в 17 веке»

«Книжные лавочки на Спасском мосту в 17 веке»

Слайд 13«Площадь Ивана Великого в Кремле»
Подлинно творческое вдохновение подсказало Васнецову решение

одной из его лучших акварелей - "Площадь Ивана Великого в

Кремле" (1903), подкупающей удивительно радостным, бодрым ощущением зимнего дня. Легкий, сверкающий белизной свет лежит на домах и колокольнях. Едут сани и пестрые возки, толкуют между собой важные бояре в высоких меховых шапках, скачет на палочке оборванный нищий-юродивый... И все это - на фоне великолепной древнерусской архитектуры, по-праздничному торжественной и величавой.
    
«Площадь Ивана Великого в Кремле»Подлинно творческое вдохновение подсказало Васнецову решение одной из его лучших акварелей -

Слайд 14
«Старая Москва. Разъезд после кулачного боя»

«Старая Москва. Разъезд после кулачного боя»

Слайд 15«Старорусский город»

«Старорусский город»

Слайд 16Углубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению

с историками и археологами. Он становится членом Комиссии по охране

древних памятников при Московском археологическом обществе.
    
За активную и плодотворную работу в комиссии в 1903 году Васнецов избирается членом-корреспондентом, а в 1906 году - действительным членом Московского археологического общества. Это было большой честью для художника и свидетельствовало о признании его работы над изучением старой Москвы видными русскими учеными-историками и археологами.
Совместная работа и тесное общение Васнецова со специалистами-учеными было для него в высшей степени плодотворным. Широкий и разнообразный круг тем, затрагиваемых в докладах историками и археологами на заседаниях общества, методика их исследовательской работы несомненно заинтересовали Васнецова и помогли ему выработать собственный метод в работе над воссозданием облика древней столицы.
    
Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации.
    
    

Углубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению с историками и археологами. Он становится членом

Слайд 17Умер Апполинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом

году жизни.
   
 В 1965 году в доме, где художник жил

последние тридцать лет, был открыт мемориальный музей, в котором собраны уникальные материалы, повествующие о его творчестве и работе в обществе "Старая Москва". В 1981 году в селе Рябово, на родине живописца, открыт Дом-музей В.М. и А.М. Васнецовых. В начале 1990-х годов на территории этой усадьбы был установлен памятник в их честь.
    
 Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. "Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее..." - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон.  
Умер Апполинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни.     В 1965 году в доме,

Слайд 18

Автор презентации
Ярковая Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ НОШ

№1 п. Эльбан
Амурского муниципального района
Хабаровского края

В презентации использованы материалы сайта

www.bibliotekar.ru/kVasnecovApp/index.htm
Автор презентации Ярковая Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ НОШ №1 п. ЭльбанАмурского муниципального районаХабаровского краяВ презентации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика