Слайд 1Поиск и оценка идей (концепции) медиа-проекта
Слайд 2Модель управления рыночным предложением
Слайд 3Последовательность создания ценностей и их предоставления
Слайд 4Риск неудачи
Доля неудачных продуктов оценивается более чем в 50%
Слайд 5Процесс создания медиа-проекта
Поиск идей
Оценка идей
Анализ
Разработка прототипа
Тестирование (пробный маркетинг)
Внедрение
Слайд 6Методы поиска идей
Творческая интуиция
Проекты, основанные на технических новинках
Специальные процедуры для
поиска и изобретения
Процедуры, не связанные непосредственно с потребителем
Процедуры, связанные с
потребителями
Слайд 7Творческая интуиция
Изобретение «из воздуха»
«Инсайты» на основе «встреч» с потребителями
Слайд 8Специальные процедуры для поиска и изобретения: не связанные непосредственно с
потребителем
текущее обследование рынка в поисках новых, выведенных на рынок
продуктов, с целью копирования или производства лучшего продукта
такие же наблюдения зарубежного рынка
текущее наблюдение за своим рынком для выявления потенциальных областей роста
чтение технической периодики и журналов (а также периодики и журналов, относящихся к исследованиям потребителей)
Слайд 9Специальные процедуры для поиска и изобретения: не связанные непосредственно с
потребителем
регулярный обзор регистра обращений за получением патентов
морфологический, спектральный и
гэп-анализ
обращение к сотрудникам R&D в компании или за пределами компании, чтобы они «придумали что-нибудь»
сбор предложений от работников компании
«мозговые штурмы» среди работников компании и других групп людей
Слайд 10Морфологический анализ
Систематизированное рассмотрение характеристик объекта
Построение матрицы, в клетки которой
вписаны соответствующие параметры
Последовательное соединение параметра первого уровня с одним из
параметров последующих уровней
Общее количество возможных решений равно произведению числа всех параметров, представленных в «ящике», взятых по строкам.
Путем перестановок и различных сочетаний можно выработать вероятностные характеристики объектов.
Слайд 12Метод мозгового штурма
Процесс генерирования идей необходимо отделить от их оценки
Небольшая
разнородная группа (6-8 человек)
Не включают в группу руководителей
Обязательная запись
Непринужденная обстановка
Слайд 13Синектика
Эксперты из нескольких разных, и не связанных между собой областей,
собираются вместе на регулярной основе.
В основе метода: операционные процессы
творчества – использование различных аналогий.
Суть метода: уточнение задачи – от начальной формулировки к рабочей.
Ключ к подбору вариантов – аналогии.
Слайд 14Аналогии
Прямые
Любая аналогия, например из природы
Личные
Попытка отождествить себя с объектом
Символические
Нахождение краткого
символического описания задачи
Фантастические
Изложение задачи в терминах, понятиях сказок, сказок, мифов,
легенд
Слайд 15Латеральный маркетинг
Методика поиска нестандартных рыночных решений. Она позволяет разрабатывать новые
продукты, находить новые рыночные ниши и в конечном итоге совершать
прорыв в бизнесе.
«Киндер-сюрприз»
Интернет-кафе
Слайд 16Технология латерального маркетинга
Технология латерального маркетинга состоит в нахождении связи между
двумя различными понятиями, которые на первый взгляд никак не связаны
между собой.
Формулирование господствующей (шаблонной) идеи.
Максимальное искажение господствующей идеи, доведение ее до абсурда (избегая крайностей).
Освобождение от шаблона и поиск различных подходов к явлениям, в том числе в других областях знаний.
Слайд 17Анализ ассортиментной политики конкурентов
Слайд 18Специальные процедуры для поиска и изобретения: связанные с потребителем
Чтение предыдущих
отчетов по количественным и качественным исследованиям (U&A, тестирование продуктов, тестирование
рекламы и т.д.) в поисках информации по таким аспектам, например, как достоинства и недостатки существующих продуктов
Слайд 19Качественные исследования
Задачи изучения потребительских мотиваций, усовершенствования продукта, упаковки лучше решаются
с помощью качественных методов исследования. Для решения этих задач можно
успешно использовать не только фокус-группы, но и индивидуальные глубинные интервью.
Слайд 20Этнографические исследования
Предполагают изучение и наблюдение за жизнью потребителей в «естественной»
обстановке, а не в лабораторных условиях.
Результаты таких исследований применяются для
разработки новых продуктов или услуг, глубокого изучения стиля жизни, привычек, предпочтений потребителей.
Подобные исследования позволяют получить наиболее точную и полную картину мнений, желаний и вкусов каждого из потребителей, что особенно актуально в тех случаях, когда традиционные методы маркетинговых исследований работают менее эффективно, например, на высококонкурентных рынках.
Этнографические исследования проводятся с использованием видеосъемок, аудиозаписей, фотографий, дневников и т.д.
Слайд 21Методика Кано
При планировании нового товара или услуги одним из основных
этапов является составление списка потребностей покупателей, которые продукт должен удовлетворить.
Характеристики
продукта, направленные на удовлетворение таких потребностей, обозначаются термином атрибут, подразумевая характеристики, существующие в восприятии потребителей (в противоположность чисто техническим параметрам).
Для составления списка атрибутов используются следующие методы:
творческая инициатива, "озарение" ученого или предпринимателя, либо группы специалистов-разработчиков;
"мозговой штурм" либо "визуализация" - работа группы специалистов, организованная в соответствии с определенными процедурами коллективной работы, использующими особенности психологии коллектива
Слайд 22Источники атрибутов
Приведенные выше источники могут быть дополнены различными системами voice-of-the-customer
(голос покупателя):
анализ жалоб: изучение глубинных причин недовольства покупателей существующими продуктами
наблюдение
за процессом использования продукта потребителем (т.н. этногафическое наблюдение)
глубинные интервью с покупателями/потребителями
фокус-групповые интервью с покупателями
Слайд 23Принципы методики Кано
Представления потребителей о качестве неясны, но могут быть
четко очерчены с помощью исследования
Для некоторых атрибутов товара или услуги,
удовлетворенность потребителя прямо пропорциональна степени присутствия атрибута (чем больше, тем лучше, напр., чем дольше гарантия на товар, тем лучше)
Для некоторых атрибутов товара или услуги такой линейной зависимости нет
Атрибуты могут быть классифицированы с помощью анкеты (опроса)
Слайд 24Результаты
Разбивка атрибутов на 4 группы:
1. Необходимые (must-be)
2. Линейные (one-dimensional)
3. Привлекательные
(attractive)
4. Безразличные (indifferent)
Слайд 25Необходимые
Атрибуты товара, при отсутствии которых потребитель даже не рассматривает
данный товар (например, наличие тормозов у автомобиля).
Наличие данных атрибутов не
приводит к высокой удовлетворенности покупателя, поскольку рассматривается как нечто само собой разумеющееся
Слайд 26Линейные (или одномерные)
Атрибуты, для которых удовлетворенность потребителя тем выше, чем
в большей степени присутствует данный атрибут (например, экономичность, безопасность автомобиля)
Слайд 27Привлекательные
Отсутствие данного атрибута воспринимается потребителем нейтрально и не препятствует
выбору, однако его присутствие резко повышает удовлетворенность. Они способны приятно
удивить, но не рассматриваются как обязательные (выдвижная антенна на автомобиле)
Слайд 28Безразличные
Атрибуты не имеют значения для потребителя и не влияют на
его выбор. Вместе с тем, они часто рассматриваются как значимые
продавцом или разработчиком товара (например, внутренняя отделка автомобиля изготовлена из материалов, производство которых не связано с загрязнением окружающей среды)
Слайд 29Техника использования метода Кано
Атрибуты товара или услуги относят к категориям
Кано на основе опроса потребителей.
По каждому атрибуту задается 2
типа вопроса:
1. Позитивный. Если атрибут N присутствует в товаре, как Вы к этому отнесетесь?
2. Негативный. Если атрибут N отсутствует в товаре, как Вы к этому отнесетесь?
Пример
1. Если экономичность двигателя автомобиля высока, как Вы к этому отнесетесь?
2. Если экономичность двигателя автомобиля низка, как Вы к этому отнесетесь?
Слайд 30По каждому вопросу предлагаются 5 вариантов ответа:
Мне это нравится
Это абсолютно
необходимо
Для меня это не имеет значения
Я это спокойно воспринимаю
Меня это
не устраивает
Техника использования метода Кано
Слайд 31В зависимости от ответов на каждый из вопросов атрибут относят
к определенной категории в соответствии с таблицей:
Слайд 32Условные обозначения
А привлекательный
М необходимый
R обратная зависимость (чем выше степень присутствия
атрибута, тем ниже удовлетворенность)
О линейный
Q сомнительный результат
I безразличный
Слайд 34Понятие стратегического маркетинга
Слайд 35Стратегический маркетинг
Анализ рынка
Технологии
Угрозы со стороны конкурентов
Продукты и услуги
Потребительские факторы
Сегодня
В будущем
В
прошлом
Продажи
Маркетинг
Слайд 36Цели стратегического маркетинга и продаж
Слайд 37Кто должен заниматься стратегическим маркетингом
Стратегический маркетинг – это выбор рынка/сегмента/ниши
и конкурентоспособных предложений
Что будет продаваться ЗАВТРА?
Массовые, технически менее сложные предложения
не так «требовательны» к базовому образованию, но не отменяют необходимость опыта на соответствующем рынке
Слайд 38Тема 1. Поиск и оценка идей (концепции) рыночного предложения
1.2. Разработка
и оценка концепций нового предложения
Слайд 39Концепция
Концепция – это развёрнутое письменное определение коммуницируемой позиции, полезных свойств
товара, поводов его создания или уникального торгового предложения.
Концепция должна безо
всякого преувеличения чётко и реалистично передавать одну или несколько отличительных особенностей товара
Слайд 40Подготовка к тестированию концепции
Разработка концепций – белые листа картона формата
А4
Заголовки
Основной текст концепции
Общие рекомендации
Ясные, чёткие формулировки, небольшие абзацы
Избегать «рекламности»
Краткость
Особые рекомендации
Чёткая идентификация товарной категории, ясное изложение новизны
Перечисление главных достоинств товара
Идентификация специфических характеристик
Информация о марке и цене
Марка
Не указывать (скорее для новых товаров)
Указывать, если это расширение ассортимента существующих брендов
Цена
Можно без указания цены (цена – в анкете)
«Намёк» на цену («…соответствует цене на аналогичные товары ведущих марок…»)
Указание точной цены (если вы в ней уверены)
Слайд 41Подготовка к тестированию концепции
Задаваемые вопросы
Направленные на получение информации об использовании
марки, демографических характеристиках респондентов и т.п. (фильтр и в конце)
Ключевые
вопросы
Эффективность передачи основной идеи
Убедительность передачи основной идеи
Оригинальность основной идеи
Соответствие основной идеи индивидуальным запросам
Намерение купить
Предполагаемая частота совершения покупок
Объяснение причин, оказывающих влияние на намерение купить и частоту покупок
Диагностические (касаются специфических характеристик концепции)
Слайд 42Тестирование концепции
Определение целевой аудитории, идентификация подгрупп, установление квот.
Выбор методологии исследования
(по почте, личное интервью).
Составление анкеты.
Определение процедуры предъявления концепции (обычно не
более одной).
Слайд 43Организация, анализ и интерпретация данных
Представление и анализ ответов всей выборки
с указанием (где это возможно) сходств и различий в ответах
среди квотных подгрупп.
Представление и анализ ответов всей выборки с указанием сходств и различий в ответах групп, отличающихся по установкам и использованию марки, а также по демографическим признакам.
Слайд 44Совместный анализ
Разработка средства для чистки ковров в домашних условиях
Три варианта
дизайна упаковки
Три варианта марочного наименования
Три ценовых варианта
Возможность получения знака качества
журнала Good Housekeeping («да», «нет»)
Возможность возврата денег («да», «нет»)
Слайд 45Этапы совместного анализа
Формулирование проблемы.
Конструирование объектов.
Принятие решения о форме исходных данных.
Выбор
метода совместного анализа.
Интерпретация результатов.
Оценивание надёжности и достоверности.
Слайд 46Экспертиза бизнес-проекта - 1
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
3.1. Краткий обзор
3.2. Предлагаемая продукция и услуги
3.3. Миссия, цели и задачи
4. Продукция и услуги
4.1. Введение
4.2. Продукция и услуги
4.3. Сопутствующие товары и услуги
5. Анализ рынка и отрасли
5.1. Использование продукта и услуги
5.2. Демографический анализ
5.3. Конкуренция
5.4. SWOT - анализ
6. Целевые рынки
6.1. Целевые потребители
6.2. Географический целевой рынок
6.3. Ценообразование
7. Стратегии рекламы и продвижения
7.1. Стратегия продвижения
7.2. Средства распространения рекламы
7.3. Прогноз продаж
8. Управление
8.1. Организация и ключевой персонал
8.2. Постоянное потребление активов
8.3. Затраты на подготовку производства
9. Финансовый анализ
9.1. Себестоимость реализованной продукции
9.2. Анализ безубыточности
9.3. Количественный анализ
9.4. Доходы и убытки
9.5. Движение денежных средств
9.6. Балансы предприятия
9.7. Риски
10. Приложения
Структура бизнес-плана по стандартам KPMG
Слайд 47Экспертиза бизнес-проекта - 2
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Краткое описание
3.1. Бизнес
3.2. Продукция
3.3. Рынок
3.4.
Руководство и персонал
3.5. Финансирование
4. Бизнес и его общая стратегия
5. Маркетинговый анализ и маркетинговая
стратегия
5.1. Маркетинговый анализ
5.2. Маркетинговая стратегия
6. Производство и эксплуатация
6.1. Планы развития
6.2. Покупка производственного предприятия и оборудования
6.3. План производства и расчет выпуска продукции
6.4. Производственные факторы
7. План производства и эксплуатации
7.1. Требования к местной инфраструктуре
7.2. Покупка (реконструкция) производственного предприятия
7.3. Физические капитальные вложения
7.4. План производства и расчет выпуска продукции
7.5. Производственные факторы
7.6. Производственный план
8. Управление и процесс принятия решений
9. Финансы
9.1. Система контроля качества
9.2. Подготовительные вопросы
9.3. Продолжительность плана
9.4. Частота планируемого периода
9.5. Одно из направлений бизнеса
9.6. Допущения, которые необходимо иметь до составления финансовых отчетов
9.7. Расчет себестоимости единицы продукции или услуг
9.8. Счет прибылей и убытков
9.9. Балансовый отчет
9.10. Прогноз потока наличности
9.11. Общая прибыльность
10. Факторы риска
10.1. Технические риски
10.2. Финансовые риски: анализ чувствительности и безубыточности
11. Приложения
Структура бизнес-плана по стандартам TACIS
Слайд 48Экспертиза бизнес-проекта - 3
Структура бизнес-плана по стандартам ЕБРР
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
4. Предприятие
4.1. История
развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
4.2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия
4.3. Текущая деятельность
4.4. Финансовое состояние
4.5. Кредиты
5. Проект
5.1. Общая информация о проекте
5.2. Инвестиционный план проекта
5.3. Анализ рынка, конкурентоспособность
5.4. Описание производственного процесса
5.5. Финансовый план
5.6. Экологическая оценка
6. Финансирование
6.1. Графики получения и погашения кредитных средств
6.2. Залог и поручительство
6.3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств
6.4. SWOT - анализ
6.5. Риски и мероприятия по их снижению
7. Приложения