Слайд 1ПОИСКОВЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2По своей природе первичные данные могут быть получены как качественными,
так и количественными методами.
Один из важных принципов маркетинговых исследований -
взаимодополняемость качественного и количественного методов, а не конкуренция между ними.
Слайд 3Качественное исследование (qualitative research) - это неструктурированный поисковый метод исследования,
позволяет понять суть обстановки, сложившейся вокруг проблемы.
Слайд 4Количественное исследование (quantitative research) – это метод исследования, предназначенный для
сбора информации и представления ее в количественной форме, с использованием
процедур статистического анализа.
Слайд 5Классификация методов качественного исследования
Слайд 6
Прямой подход (direct approach) не маскируется исследователем. Респондентам говорят о
цели исследования либо она становится очевидной из задаваемых вопросов. Этот
метод находит свое применение при проведении фокус-групп и глубинных интервью.
Косвенный подход (indirect approach) скрывает истинную цель исследования от респондентов.
Слайд 7
Фокус-группой (focus group) называется неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий
непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения.
Слайд 8Основная цель проведения фокус-групп - получение представления о том, что
думает группа людей, представляющая конкретный целевой рынок, о проблемах, интересующих
исследователя.
Ценность этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию.
Слайд 9Планирование и проведение фокус-группы
1.Изучения задач маркетингового исследования. В большинстве случаев
уже к этому этапу определена проблема маркетингового исследования и внимательно
рассмотрены ее конкретные компоненты.
2.Составление детального списка задач для проведения фокус-группы. Они могут выглядеть как вопросы, ответы на которые интересуют заказчика
Слайд 103. Подготовка анкеты для отбора участников фокус-группы. Ее вопросы уточняют;
знаком ли участник с продукцией, каковы его потребительские предпочтения, принимал
ли он участие в фокус-группах раньше.
4. Подготовить детальный план проведения фокус-группы, которым будет руководствоваться ведущий.
5. Набор участников и проводится сама фокус-группа, в ходе которой ведущий обязан добиться взаимопонимания с группой; изложить правила отношений в группе и т.д
Слайд 11Двустороннее интервью. Позволяет одной целевой группе слушать другую фокус-группу, дополняющую
первую.
Например, врачи слушают обсуждение лечения болезни в группе, состоящей
из людей страдающих артритом. Фокус-группа врачей, в свою очередь, должна высказать свое мнение.
Слайд 12 Применение фокус-групп
Фокус-группы позволяют решать такие конкретные вопросы:
1. Определение
предпочтений покупателей и их отношений к данной продукции.
2. Получение мнений
по поводу замыслов новых товаров.
3. Представление новых идей относительно существующих товаров.
4. Развитие творческих концепций для рекламных объявлений.
5. Мнения по поводу цены.
6. Получение предварительной реакции потребителя на определенные маркетинговые программы.
Слайд 13Из методических задач применения фокус-групп отметим следующие
1. Более точное определение
самой проблемы маркетингового исследования.
2. Разработка альтернативных вариантов управленческих решений.
3. Разработка
подхода к решению проблемы.
4. Получение информации, полезной в создании анкет для опросов потребителя.
5. Выработка гипотез, которые могут быть проверены количественно.
6. Обработка полученных ранее количественных результатов.
Слайд 14
Глубинное интервью (depth interview) – это неструктурированное, прямое, личное интервью,
в котором одного респондента опрашивает высококвалифицированный интервьюер для определения его
основных побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме.
Слайд 15Методы глубинного интервью
Метод лестницы характеризуется последовательной постановкой вопросов
Выяснение скрытых проблем
, т.е это глубинные личные переживания и беспокойство человека.
Символический
анализ (symbolic analysis) пытается проанализировать символическое значение предметов, сравнивая их с противоположностями. Чтобы понять, что на самом деле скрывается за тем или иным явлением, исследователь пытается определить то, что не характерно для данного явления.
Слайд 16Применение глубинных интервью
1.Обсуждение конфиденциальных, деликатных или нескромных вопросов (финансовое положение
человека, зубные протезы).
2. Ситуации, в которых мнение окружающих подавляет ответ
респондента (отношение студентов колледжа к спорту).
3. Подробное понимание сложного поведения (посещение универмага).
4. Интервью с профессионалами (промышленные маркетинговые исследования).
5. Интервью с конкурентами, которые вряд ли настроены сообщить информацию в группе (отношение служащих туристических агентств к пакету турпрограмм, предложенных авиакомпанией).
6. Ситуации, в которых опыт использования продукта является по сути чувственным опытом, связанным с настроением и эмоциями (духи, мыло).
Слайд 17Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса,
побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или
чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю.
Слайд 18Ассоциативные методы (association tecnique) - это один из видов проекционных
методов, когда человеку предлагается какой-либо предмет, а потом его просят
сказать о том, что в первую очередь приходит на ум
Слайд 19Метод завершения предложения (sentence completion) чем-то напоминает словесную ассоциацию. Вниманию
респондентов предлагают незаконченные предложения и просят придумать концовку, используя те
слова и фразы, которые первыми приходят в голову.
Слайд 20Методы конструирования ситуации требуют от респондента придумать историю, диалог или
описание ситуации. Здесь исследователь предлагает респонденту еще меньше исходного материала,
чем в случае с предыдущим методом. Существует два основных метода конструирования ситуации: ответ по рисункам и анимационные тесты.
Слайд 21В рамках экспрессивных методов (expressive techniques) в устной или визуальной
форме респонденту на рассмотрение представляется какая-либо определенная ситуация. От него
требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Причем респонденты выражают чувства и эмоции других людей, а не свои собственные.
Слайд 22Применение проекционных методов
1. Проекционные методы следует применять, когда необходимую информацию
нельзя получить, используя прямые методы сбора данных.
2. Проекционные методы следует
применять в поисковых исследованиях для получения начальных сведений о предмете исследования.
3. Учитывая сложность их применения, проекционные методы не должны использоваться непродуманно.