Слайд 1Политическая идеология. Политическая культура и социализация
Составитель: доцент Пустовойт Ю.А.
Слайд 2План
Политическая система. Политическая культура. Особенности Российской политической культуры.
Политический режим
проблемы классификации и основные типы распределения власти в обществе.
Слайд 4Антонио Грамши –идеологическая гегемония
Слайд 5ИДЕОЛОГИЯ
В книге профессора Калифорнийского университета в Беркли Алексея Юрчака
«Это было навсегда, пока не кончилось» слово «нефть» не употребляется
ни разу; вынесенный в заглавие парадокс — как система, казавшаяся вечной, могла рухнуть за три года, если не дня, — объясняется не через цену за баррель, без апелляций к гонке вооружений, Афганской войне, конкуренции двух супердержав, безотносительно к Рейгану, Тэтчер, Бжезинскому и прочим внешним врагам. На протяжении почти что шестисот страниц Юрчак подробнейше исследует, как советские люди постепенно и незаметно выходили из-под нормативов этой системы, создавали смыслы, языки, образы жизни, системе неподконтрольные, так что к концу 1980-х от системы осталась только оболочка из мертвых догм, а поставленный во время перестройки вопрос «Зачем они вообще нужны, какое отношение они имеют к реальной жизни?» уничтожил и эту иллюзорную скрепу.
Слайд 6Идеология
способ организации символических форм, идей, высказываний, образов, действий, ориентирующих различные
социальные группы в их повседневной деятельности на поддержание (изменение) существующего
политического порядка в обществе
Доктрина обосновывающая притязания на власть группы людей.
Слайд 8Идеология
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ –
обеспечение социального единства через сакрализацию и введение
монополии на смысл происходящего, нормы, мораль и эстетическую привлекательность [Mann,
1986].
Слайд 9Идеология
Наиболее тиражируемые сегодня идеологии ЛИБЕРАЛИЗМ, КОНСЕРВАТИЗМ, СОЦИАЛИЗМ, ФАШИЗМ возникают
и широко распространяются в странах именно в период модернизации (перехода
от аграрного общества к индустриальному).
Слайд 10ЛИБЕРАЛИЗМ
- приоритет личности над обществом и государством (Дж. Локк)
- свобода является доминирующей
ценностью и определяет все другие, выступает их источником(Ф.Хайек)
- социальная справедливость как
уважение закона и установленных прав
Слайд 11КОНСЕРВАТИЗМ
- идея традиции определяет общественное бытие индивида
- идея национального величия
- пессимизм в отношении
человеческой природы, скептицизм в отношении разума
Дж.Адамс, Э. Берк
Слайд 12СОЦИАЛИЗМ
материалистическая трактовка общественной жизни
большевизм
возможность построения социалистического общества через революцию и
насилие
социал-реформизм
социально-политическое учение ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его
достижение путем постепенных реформ
Слайд 13ФАШИЗМ
- приоритет одной нации перед другими
- насилие как основной инструмент
- фюрер-принцип: определяющая
роль вождя в политике
Слайд 18Постправда
«обстоятельства формирования общественного мнения, при которых факты менее значимы,
чем эмоциональное отношение и субъективность».
Слайд 19Политическая культура
Изучать политическую культуру это ответить на вопрос «Как понимает
себя общество?»
Объективный подход: ценности объективны, они обеспечивают консенсус в
обществе (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Д.Истон)
Психологический подход: культура это прежде всего личностные ориентации (Г. Алмонд, С.Верба)
Слайд 20Политическая культура
совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и
образцов поведения людей, в публичной сфере воплощающих их ценностные представления
о приоритетах развития мира политики и закрепившихся в традициях и нормах взаимодействия государства и общества.
Слайд 21Политическая культура
По сути, политическая культура представляет собой универсальную матрицу поведения
в обществе и ориентирует человека на наиболее распространенные в обществе
правила политического взаимодействия. Согласно подходам Г Алмонда и С.Верба культура важнее институтов, именно она определяет институциональную динамику
Слайд 22Политическая культура
выделение и изучение политических идеалов (представление людей о "должном"
поведении);
политических стереотипов (упрощенных и ценностно-ориентированных представлениях о политических объектах);
политической мифологии
(статичных образов, основанных на верованиях и позволяющих коллективно упорядочивать и интерпретировать приводящие в смятение факты).
Слайд 23Гражданская культура или идеологическая гегемония?
Активная культура (культура политического участия
Пассивная культура
(культура законопослушания)
Локальная культура (культура ориентации на нормы локального сообщества и
семейные ценности)
Слайд 24Исследования Р. Инглхарта (выживание или прогресс; потребление или традиция)
В работах
Р. Инглхарта особое внимание уделяется изменениям ценностно-смысловой системы в переходный
от индустриального (модернизированного) к постиндустриальному (постмодернизированному) обществу период. Его теория основана на результатах эмпирических исследований - Всемирного обзора ценностей, который проводится под его руководством уже 25 лет и ныне охватывает 75 стран, где проживает 85% населения Земли.
В подходе Р. Инглхарта ценности культур располагаются по двум осям: ценности выживания / ценности самовыражения и традиционные / секулярно-рациональные ценности.
Общества, где преобладают ценности "выживания", отличаются относительно низким уровнем личного благосостояния, невысокими показателями здоровья населения, отсутствием межличностного доверия, нетерпимостью к инакомыслящим, невниманием к равенству полов, повышенным интересом к материальным аспектам жизни, верой в могущество науки и техники, игнорированием природоохранной проблематики, готовностью поддерживать авторитарные режимы.
Общества, выдвигающие на первый план ценности "самовыражения", по всем перечисленным позициям придерживаются противоположных взглядов.
Противопоставление "традиционного" и "секулярно-рационального" отражает контраст между теми обществами, в которых главную роль играет религия, и теми, в которых она имеет мало влияния.
Общества, пребывающие на традиционалистском полюсе, поощряют религию, абсолютные стандарты и устоявшиеся семейные ценности. В постиндустриальном обществе наука и знания превращаются в производительную силу, что делает очевидной корреляцию между образованием и достатком и повышает социальный статус их носителей.
Это в свою очередь изменяет отношение человека к информации, в сторону которой смещается потребление, что стимулирует генерацию новых знаний.
С тем, чтобы разобраться в механизмах происходящих изменений, вспомним "пирамиду потребностей" А. Маслоу и логику "продвижения" индивида по "ступеням" развития мотивационной сферы. Напомним, что, согласно теории человеческой мотивации А. Маслоу, потребности могут быть отнесены к одному из двух больших классов: к "дефицитарным" (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принадлежности) или "бытийным" (потребности уважения, познавательные, эстетические потребности, потребности в самоактуализации). Развитие мотивационной сферы личности в сторону преобладания потребностей более высокого порядка - "бытийных" - возможно лишь при условии относительной удовлетворенности потребностей более низких уровней, связанных с жизнеобеспечением. С точки зрения Инглхарта, на уровне социокультурной общности эта логика развития сохраняется.
Слайд 25Исследования Р. Инглхарта (выживание или прогресс; потребление или традиция)
Слайд 26Основой специфики российской культуры, культуры страны, «застрявшей» между традиционной и
либеральной цивилизациями, составляет раскол.
(А.С. Ахиезер)
Российская политическая культура
Слайд 27Российская политическая культура
Яркое проявление раскола заключается в том, что при
пересечении границы смысл деятельности меняется на противоположный.
Слайд 28Российская политическая культура
«Виталий Иванов, на тот момент заместитель директора прокремлевского
Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР), в предисловии к «Врагам Путина»
очень четко описал бинарность создаваемой Кремлем политической конструкции: «Путинский режим проводит политику, отвечающую запросам нации, на восстановление российской державы, укрепление государства, поддержание внутреннего порядка, соответствующего нашей политической традиции, культивирование патриотизма. И, как прекрасно известно, противостояние режиму, борьба с ним обычно сопровождается агрессивным неприятием патриотизма, державности, государственничества… Впрочем, не так уж важно, почему человек отвергает путинский режим и становится его врагом. Важно, что в текущей ситуации он при этом автоматически становится врагом государства и нации, врагом нашей Родины. Они сделали свой выбор. Они стали врагами. И с ними нужно поступать как с врагами»». (Из книги)
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла электронная версия книги медиаэксперта и преподавателя Университета Лидса в Великобритании Ильи Яблокова «Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве». Автор объясняет, как в России зарождались конспирологические теории, кто их придумывал и как власть и оппозиция используют их в своих целях
Слайд 29Постмодернистские интерпретации мира масс-медиа
Все в целом — системная теория общества
и языковая игра «наука» — неотъемлемые элементы когнитивной эпохи модерна.
В новых условиях — в условиях постмодерна — на смену гладкому функционированию систем идет плюрализм подходов, непредсказуемость ходов в игре, отклонения и раскол. Если правила игры, хотя бы некоторые, отвергаются, то невозможно говорить об «ошибке», о «неправильном ходе» в игре.
Слайд 30Постмодернистские интерпретации мира масс-медиа
Слайд 32Политическая социализация
«Государство является главным конструктором национальной идентичности, так как
располагает широким набором инструментов (правила гражданства, возможности тиражирования значимых символов,
контроль школьных программ), позволяющих формировать необходимые представления о мире, сообществе и его истории.
Современная российская политика в этом отношении является достаточно неопределенной, и на непростые вызовы современности первыми лицами государства даются самые разные, иногда противоречивые ответы, основанные на различных критериях [5]. На персональном уровне, вследствие усложнения картины мира, ее множественности и отсутствия гарантий нахождения точных ответов на вопросы: кто я, что и для чего я в этом мире делаю, индивиду приходится постоянно для снятия внутреннего напряжения конструировать персональную идентичность.
Это происходит обычно через создание собственных биографических нарративов и материализуется через различные формы интернет коммуникаций. Относя себя к одной группе («своих»), индивид автоматически обозначает и группу («других», «чужих», «лишних», «врагов»). Проблема смены идентичности, с одной стороны, позволяет легко перемещаться между различными группами, быть космополитом, с другой, вносит некоторую драматичность в повседневное существование, так как выполнение любой социальной роли полностью и плотно не задействует весь личностный потенциал. Ответ на вопрос: «Кто я и на своем ли я месте», остается открытым [4].»