Слайд 1Политическая мысль «левого спектра»
Слайд 2Структура темы
1. Введение
2. Марксизм
3. Неомарксизм
4. Анархизм
Слайд 3Введение
Карл Маркс и политическая теория
Теория марксизма включает в себя:
Философию человека
Политическую
и экономическую программу
Философию истории (исторический материализм)
Соотношение между «базисом» и «надстройкой»
- проблема политических институтов.
Споря, отвергая марксизм – продолжают его идеи
Слайд 4Социализм (лат. Socialos – общественный)
Понятие, объединившее несколько явлений:
1. Идеал
общественного устройства, положенныЙ в основу многих утопий раннего капитализма, негативная
реакция на частную собственность и индивидуализм
2.Оформившаяся в XIX веке полит. идеология, с такими положениями, как идеал общественной собственности, классовый подход, идеал равенства и принцип эгалитизма, упор на общество и его потребности (коллективизм)
3. Низшая фаза коммунистической формации (по Марксу)
4. Нерадикальные партии и движения на основе соц.идеологии
5. Название общественного строя в СССР и странах соц. лагеря
Слайд 52. Марксизм
2.1. Три источника – три составные части марксизма
2.2. Производство
и природа человека: марксистский подход
2.3. Марксизм в России: В.И.Ленин
2.4. Политическая
теория сталинизма
Слайд 62.1. Три источника – три составные части марксизма
2.1.1. Социалисты –
утописты
2.1.2. Английская политическая экономия
2.1.3. «Классическая» немецкая философия
Слайд 72.1.1. Идейные предшественники марксизма (социалисты-утописты)
Социализм как реакция на социальные и
экономические условия в Европе в связи с ростом промышленного капитализма
«Утопия»
Томаса Мора (1478-1535) (небывалое место) – картина идеального порядка вещей, в котором, как у Платона, нет частной собственности
Слайд 8Жан-Жак Руссо (1712-1788)
«Первый, кто оградив участок земли, вздумал сказать: это
мое и нашел людей достаточно глупых, чтобы ему поверить, был
истинным основателем гражданского общества.
От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы человечество тот, кто, выдернув колья и закопав ров, крикнул бы себе подобным: смотрите, не слушайте этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земные принадлежат всем, а земля никому!»
Слайд 9Шарль Фурье (1772-1837)
Полагал, что люди в своей основе
хорошие, их только следует
организовать в другом типе общества.
Идеальное общество должно состоять из множества коммун, с численностью не более 300-400 семей.
Люди должны жить в зданиях – «фаланстерах», которые он подробно описывал.
Антиавторитарный социализм, с основой на частной собственности и учете индивидуальных потребностей и желаний
Слайд 10Роберт Оуэн (1771-1858)
Владелец крупной мельницы в Шотландии
Ограничил рабочий день 10
часами, дети стали ходить в школу, построил для рабочих дома
с садиками
В США, в Индиане создал коммуну «Новая Гармония) (1824-1828)
Слайд 11Для социализма как теории и идеологии
Характерны неприязнь к капитализму, попытка
противопоставить ему более гуманную альтернативу. В основе – образ человека
как общественного существа, объединенного с другими людьми.
Сотрудничество – приоритет по отношению к конкуренции, коллективизм – по отношению к индивидуализму.
Важнейшая цель – равенство.
Социальное равенство как гарантия стабильности общества и его единства
Цель – преодоление классовых различий.
Слайд 122.1.2. Английская политическая экономия
Идеология меркантилизма:
Все ресурсы, необходимые для производства товаров,
должны производиться в своей стране
Если каких-то ресурсов не хватает, то
следует импортировать только сырье, ч тем, чтобы само производство осуществлялось дома
Чтобы увеличить политические и экономические преимущества для своей страны, основные усилия должны предприниматься внутри страны
Слайд 13Адам Смит (1723-1790)
В книге
«Исследование о природе и
причинах богатства народов»
рекомендовал дать возможность самому рынку принимать экономические решения, так как он обладает собственным регулирующим потенциалом – идея «laissez-faire» - свободного рыночного капитализма.
«Невидимая рука рынка» регулирует экономику через конкурентную борьбу участников.
Слайд 14Основные факторы капитализма (А.Смит, Дэвид Рикардо и др.)
Индивидуализм
Рыночная экономика
Децентрализация
Связь между
спросом и предложением (суверенитет покупателя)
Конкуренция
Прибыль. При капитализме особый тип свободы
- контракта, собственности, торговли, типа занятости. Если цены ставит государство, прибыль снижается и стимул к выходу на рынок исчезает
Слайд 152.1.3. «Классическая» немецкая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831)
История человечества как единый, организованный и
рациональный процесс.
Понимание вещи – понимание себя – понимание общества.
Развитие истории – логический процесс. Отсюда – метод диалектической логики
Логическая тенденция проявляется в истории через людей, не понимающих, какую роль они играют
Свобода как осознанная необходимость
Слайд 16Людвиг Фейербах (1804-1872)
Будучи материалистом, считал
важным отойти от объективного
идеализма
Особый интерес – религия. Бог – как проекция человеческой сущности. Люди создали Бога и поставили его над собой.
Религию надо преодолеть путем материалистической философии,
Предмет интереса которой не абстрактные идея, а реальные люди
Слайд 172.2. Производство и природа человека: марксистский подход
Карл Маркс развил те
идеи, которые считал самыми важными:
у Гегеля – диалектику, у Фейербаха – материализм.
- Диалектический материализм
По Марксу, Фейербах как и большинство философов не понял значения практики – практической деятельности, в особенности – революционной
«Философы только объясняли мир, дело в том, чтобы изменить его»
Слайд 18Трудовая теория стоимости
На основе английской политэкономии Маркс сделал вывод ,
что прибыль капиталиста основывается на эксплуатации труда наемных работников.
Прибавочная стоимость,
удерживаемая и реинвестируемая капиталистом, составляет базис капиталистической системы
Слайд 19Базис и надстройка
Материальная база (базис):
1. Средства производства (сырье, земля, энергетические
ресурсы, с которыми работают люди)
2. Производительные силы (фабрики, машины, технологии)
3.
Производственные отношения
НАДСТРОЙКА – второстепенные аспекты общества: структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, форма и организация государства.
Общество основывается на его базисе!!!
Слайд 20Концепция отчуждения
Люди как существа, участвующие в общественном производстве, которые реализуют
себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление
естественных способностей в совместном труде с другими людьми.
Капитализм этому мешает, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В итоге обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности
Критерий и причина – частная собственность
Любая философская или
политическая теория всегда
служит господствующему
классу
Теория Маркса тоже носит классовый характер, но служит другому классу – пролетариату.
Исторический материализм Маркса обосновывал необходимость революции рабочего класса
Слайд 22Государство в марксизме
1. Государство как инструмент господствующего класса, служащий его
долговременным интересам.
2. Отношение государства и конкретных классов в обществе. В
статьях о политических событиях во Франции 1850-52 гг, Маркс показывает, как государство, с одной стороны, доминирует в обществе, а с другой – ограничивает власть буржуазии
Слайд 23 2.3. Марксизм в
России: В.И.Ленин
С учетом ситуации
в странах, где
марксизм победил (Россия, Китай),
коммунистическая теория и
идеология
ХХ века стали скорее идеологиями модернизации, чем личного освобождения.
В.И.Ленин и проблема завоевания власти: власть должна быть захвачена в процессе вооруженного восстания!
Идея диктатуры пролетариата после низвержения буржуазии и до установления коммунизма
Слайд 24Марксизм-ленинизм как официальная доктрина СССР
Входили только учения (анализ, аксиомы и
оценки) Маркса, Энгельса, Ленина (потом и Сталина и остальных вождей)
Включал
в себя Три Составные Части:
Философию диалектического и исторического материализма
(с начала 60-х гг.) – теорию научного коммунизма
Претендовал на статус знания, «истинно» объяснявшего законы общественного развития, в т.ч.
Неизбежность смены капитализма социализмом,
Возрастающая роль народных масс в истории,
Мирное сосуществование государств с различным строем
Закономерное возрастание классовой борьбы в международном масштабе.
Слайд 252.4. Политическая теория сталинизма
20-е годы: спор между
Троцким и Бухариным:
Троцкий следовал за Лениным и Марксом, настаивавшими на безусловном следовании интернационализму – идея мировой революции, где Россия – только первый шаг.
Бухарин: социализм может быть построен в одной стране (1924 г.)
Слайд 26Сталин поддержал Бухарина
С
1921 г. – НЭП: смешанная
экономика, сельское хозяйство
и мелкое производство – в
частных руках, государство контролировало «командные высоты в экономике» (В.И.Ленин)
В 1928 г. Сталин провозгласил Первый пятилетний план: быстрая индустриализация страны, полное уничтожение частной собственности
Слайд 27Создание системы номенклатуры
Сталинизм как форма
тоталитарной диктатуры, осуществляемой с помощью монолитной правящей партии, исповедовавшей
«культ личности» лидера
«Классовая борьба усиливается по мере укрепления социализма»
Гибрид беспощадной классовой борьбы с обращением к русскому национализму
Слайд 283. Неомарксизм
В то время, когда
марксизм-
ленинизм превращался
в светскую
(секулярную) религию, не допускавшую новых интерпретация и теоретических дискуссий,
На Западе развивалась более мягкая и сложная форма марксизма,
В которой переосмысливались многие «классические» положения марксизма, сохраняя приверженность многим принципам марксизма или аспектам методологии Маркса.
Слайд 293.1. Социал-демократия
Основные идеи социал-демократии начиная с середины ХХ века:
Принятие принципов
либерализма как тактики: политические изменения могут и должны происходить мирно
в рамках имеющихся структур
Капитализм как единственное средство получения богатства, поэтому социализм не имеет качественных отличий от капитализма
Слайд 30Основные идеи социал-демократии:
Капитализм рассматривается как морально ущербная система, особенно в
форме распределения богатства, ассоциируется со структурным неравенством и нищетой
Эти дефекты
можно корректировать государством путем социальной и экономической инженерии, т.е. государство – воплощение общего интереса
Роль национального государства: потенциал регулирования экономической и социальной жизни в пределах своих границ
Слайд 31Эдуард Бернштейн (1850-1932)
Влияние
английского «фабианства» и
философии Канта
Книга «Эволюционный социализм»
(1898 г.):
Критика теории Маркса – первая теоретическая попытка ревизии марксизма:
Экономически е кризисы все менее болезненны, «быстрый прогресс рабочего класса», роль акционеров, выступил за союз со средним классом и крестьянством, за мирный переход к социализму.
«Движение все, конечная цель – ничто»
(Социалистическая революция, несущая бедствия и нищету)
Позже – идеи этического социализма
Слайд 323.2. Антонио Грамши
(1891-1937)
Попытка восстановить
значение человеческой
субъективности, ее роли, роли идей и сознания, отрицание экономизма
Сознание – понимание, как люди попадают под влияние конкурирующих идеологий.
Отмечал растущую роль интеллектуалов
Слайд 33Грамши: концепция идеологии
Правление отдельного класса имеет два аспекта: принуждение (господство)
и
Общественно-моральное лидерство
Политическое = одновременно и насилие и согласие
Класс может стать
гегемоном, только если добьется активного согласия подчиненного класса.
Согласие – не бывает постоянным, а принимает форму классовой борьбы между изменяющимися в соответствии с временем идеологиями
Государство как альтернативная сцена борьбы. Власть включает все формы гегемонии
Слайд 343.4. Критическая теория («Франкфуртская школа»)
Макс Хо́ркхаймер (1895-1973)
Теодор Адорно (1903-1989)
Герберт Маркузе
(1898-1979)
Эрих Фромм (1900-1980)
Ва́льтер Бе́ньямин (1892-1940)
«Второе поколение»
Юрген Хабермас (Род. 1929)
Александр
Клюге
Оскар Негт
Слайд 35Франкфуртская школа
берет свое начало в 20-х гг. с Института
социальных исследований.
Директорами института были австро-марксист Карл Грюнберг, Фридрих Поллок
и затем Макс Хоркхаймер (с 1931 г.).
Именно с последним работа института приобрела особо важное направление в социальной критике.
В журнале «Архив истории социализма и рабочего движения» появлялись не только работы Карла Корша, Дьёрдя Лукача, но и Д. Рязанова, директора Института марксизма-ленинизма в Москве.
В 1932 г. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором развивается тематика «Архива». Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социально-экономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма.
Слайд 36Типичные темы франкфуртской школы:
Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война», индустриальное
общество, психоанализ и проблема человека
Фридрих Поллок («Марксистская теория денег», 1928;
«Современная ситуация капитализма и перспективы переустройства плановой экономики», 1932);
Генрих Гроссман («Закон накопления и крах капиталистической системы», 1929);
Карл Август Витфогель («Хозяйство и общество Китая», 1931; «Восточный деспотизм», 1957).
Слайд 37Позже к ним присоединятся
Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный
критик Вальтер Беньямин, социолог литературы Лео Левенталь («0б общественном положении
литературы», 1932), политолог Франц Нейман
В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз.
В период фашизма - эмиграция в Женеву, Париж, затем в Нью-Йорк.
Смерть Вальтера Беньямина на границе с Испанией в 1940 г.
Слайд 38Макс Хоркхаймер (1895-1973)
Родился в еврейской семье. В
шестнадцатилетнем возрасте был
вынужден оставить учёбу, чтобы пойти работать на заводе отца. После Первой мировой войны изучал в Мюнхенском университете философию и психологию.
Встреча с Теодором Адорно – начало многолетней дружбы
С 1930 профессор, а в 1951-1953 гг. – ректор Франкфуртского университета (за вычетом 1933-1949 гг. – профессор Колумбийского университета, США)
С 1930 по 1965 г. - директор Института социальных исследований
После войны выступил с серией публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков
Слайд 39Теодор Адорно (1903-1989)
Немецкий социальный философ, социолог
искусства (главным образом музыки)
«Диалектика просвещения» (1948)
(вместе с Хоркхаймером) - программное изложение социальной философии неомарксизма и ее философии истории: эволюция человечества как история "неудавшейся цивилизации": усугубляющегося "отчуждения", вызванного "буржуазным" разумом, противопоставившим себя природе.
Руководитель монографии «Авторитарная личность» (1950)
Критика позитивизма, доклад "О логике социальных наук« (1961)
Слайд 40Герберт Маркузе (1898-1979)
Родился в Берлине в еврейской
семье.
Воевал, в 1918 – член солдатского Совета,
участник ноябрьского восстания Союза
Спартака.
Выйдя из СДПГ сохранял связь с организованным рабочим движением
Во Франкуфурте – влияние марксизма и фрейдизма
В годы Второй мировой войны руководил отделом Американской стратегической разведки, занимавшейся разработкой психотронной войны против «третьего рейха».
После 1945 года Маркузе работает в Германии экспертом по «денацификации», разрабатывая методики определения - можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же нацистом, ставшим таковым по принципу: «все вступали и я вступил».
Изучал советскую пропагандистскую и идеологическую литературу, итог – книга «Советский марксизм».
Слайд 41Эрих Фромм (1900-1980)
Родился в ортодоксальной еврейской
семье.
После университета занимался
психоанализом
Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, утверждал, что человек – продукт культуры
В институте социальных исследований (1929–1932) на основе исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп
Предсказал, что народ сам приведет фашизм к власти
Книга «Бегство от свободы» (1941), остался в США
Слайд 42Фромм как лидер неофрейдизма и гуманистической психологии
«Главная жизненная задача человека
— дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является
потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность».
Фромм критиковал в учении Маркузе те идеи, которые поставили последнего в ряд вождей так называемой молодежной революции 1968 года.
Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней общества потребления;
Фромм более склонен к «терапевтическим» методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе вечных нравственных ценностей, которые, сохраняясь в душе отдельного человека, не исчезнут и в обществе.
Слайд 433.5. Юрген Хабермас (р. 1929)
Родился в Дюссельдорфе. Успел
быть членом Гитлерюгенда,
попал на фронт. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна.
С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института.
С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета.
С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге).
Слайд 44Понятие коммуникативного разума – в центре его идей
Хабермас ищет модель
критического диалога.
. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве
верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество.
Сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения
Слайд 454. Анархизм
4.1. Анархо-индивидуализм
4.2. Анархизм взаимопомощи
4.3. Анархо-социализм
4.4. Анархо-коммунизм
4.5. Политическая теория анархизма
4.6.
Анархизм на практике
Слайд 464.3. Анархо-социализм
Характерен интерес к добровольному сотрудничеству.
Михаил Александрович Бакунин
(1814-1876).
Работа
«Бог и государство» (1882): Универсальные авторитеты, от кого бы не
исходили – от правительства, церкви или иных институтов, не заслуживают почтения. Человек должен опираться на свой разум.
Отрицал как государственность, так и революционную диктатуру
Полемика с Марксом в рамках I Интернационала
Слайд 47М.Бакунин:
«Государство – это зло, но зло исторически оправданное, поэтому оно
должно со временем перестроиться, исчезнуть, превратиться в «канцелярию», уступить место
обществу самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций на принципах социализма:
свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации.
Свобода без социализма – это несправедливость, социализм без свободы – это рабство»
Слайд 484.4. Анархо-коммунизм
Князь
Петр Алексеевич Кропоткин
(1842-1921).
Считал, что все ресурсы должны
находиться в общественной собственности коммун, и каждый человек может пользоваться этими ресурсами по потребности. Тогда люди смогут трудиться без материальных стимулов. Если исчезнет нужда и зависть – не будет почвы для преступлений. А тогда отпадет необходимость и в таких централизованных институтах, как право.
Считал, что сотрудничество также есть в природе, как и конкуренция. Идеи захватят людей, а революция будет спонтанной.
Слайд 494.5. Политическая теория анархизма
Анти-стейтизм, анархизм как отрицание принципа авторитета. Символы
правительства – клуб, пистолет, галстук и тюрьма (Эмма Гольдман).
Особый взгляд
на природу человека: все зло – от политических институтов
Естественный порядок. «Человек рождается свободным, но всюду он в оковах» - Руссо. Освободите человека от государства, и он проявит лучшие качества
Слайд 50Антиклерикализм. Не признается авторитет церкви. – развитость его в католических
странах. Среди анархистов сегодня есть влиятельное мистическое учение. Многие исповедуют
таосизм и дзен-буддизм
Экономическая свобода. Неприятие капиталистической и социалистической системы, любого госрегулирования
Анархия и сообщество. Сообщество равных выживет, если убрать гнет государства. Условия – общие убеждения, прямые и многосторонние отношения, принцип взаимности, любовь и дружба между членами общины – Кибуцы в Израиле и колхозы в СССР
Слайд 51Три пути к анархистскому идеалу
1. Революционное насилие
(индивидуальный и групповой террор)
2. Прямые действия – не
участие в государственной машине, форма народного активизма без централизации – влияние на «новые социальные движения» - феминизм, энвайраметализм, за права сексуальных меньшинств, антиглобализм
3. Ненасилие ( опыт Льва Толстого и Махатмы Ганди)
Слайд 524.6. Анархизм на практике
Политический терроризм в России (народовольцы, эсеры). Эстетизация
террора.
Анархизм в гражданскую войну – Нестор Махно
Гражданская война в Испании
(анархо-синдикалисты + идеи М.Бакунина)
«Бунтующие 1960-е» - студенческое движение
Антиглобалисты современности