Разделы презентаций


Политическая мысль левого спектра

Содержание

Структура темы1. Введение2. Марксизм 3. Неомарксизм4. Анархизм

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Политическая мысль «левого спектра»

Политическая мысль «левого спектра»

Слайд 2Структура темы
1. Введение
2. Марксизм
3. Неомарксизм
4. Анархизм

Структура темы1. Введение2. Марксизм 3. Неомарксизм4. Анархизм

Слайд 3Введение Карл Маркс и политическая теория
Теория марксизма включает в себя:
Философию человека
Политическую

и экономическую программу
Философию истории (исторический материализм)
Соотношение между «базисом» и «надстройкой»

- проблема политических институтов.
Споря, отвергая марксизм – продолжают его идеи

Введение Карл Маркс и политическая теорияТеория марксизма включает в себя:Философию человекаПолитическую и экономическую программуФилософию истории (исторический материализм)Соотношение

Слайд 4Социализм (лат. Socialos – общественный) Понятие, объединившее несколько явлений:
1. Идеал

общественного устройства, положенныЙ в основу многих утопий раннего капитализма, негативная

реакция на частную собственность и индивидуализм
2.Оформившаяся в XIX веке полит. идеология, с такими положениями, как идеал общественной собственности, классовый подход, идеал равенства и принцип эгалитизма, упор на общество и его потребности (коллективизм)
3. Низшая фаза коммунистической формации (по Марксу)
4. Нерадикальные партии и движения на основе соц.идеологии
5. Название общественного строя в СССР и странах соц. лагеря


Социализм (лат. Socialos – общественный)  Понятие, объединившее несколько явлений:1. Идеал общественного устройства, положенныЙ в основу многих

Слайд 52. Марксизм
2.1. Три источника – три составные части марксизма
2.2. Производство

и природа человека: марксистский подход
2.3. Марксизм в России: В.И.Ленин
2.4. Политическая

теория сталинизма
2. Марксизм2.1. Три источника – три составные части марксизма2.2. Производство и природа человека: марксистский подход2.3. Марксизм в

Слайд 62.1. Три источника – три составные части марксизма
2.1.1. Социалисты –

утописты
2.1.2. Английская политическая экономия
2.1.3. «Классическая» немецкая философия


2.1. Три источника – три составные части марксизма2.1.1. Социалисты – утописты2.1.2. Английская политическая экономия2.1.3. «Классическая» немецкая философия

Слайд 72.1.1. Идейные предшественники марксизма (социалисты-утописты)
Социализм как реакция на социальные и

экономические условия в Европе в связи с ростом промышленного капитализма
«Утопия»

Томаса Мора (1478-1535) (небывалое место) – картина идеального порядка вещей, в котором, как у Платона, нет частной собственности
2.1.1. Идейные предшественники марксизма (социалисты-утописты)Социализм как реакция на социальные и экономические условия в Европе в связи с

Слайд 8Жан-Жак Руссо (1712-1788)
«Первый, кто оградив участок земли, вздумал сказать: это

мое и нашел людей достаточно глупых, чтобы ему поверить, был

истинным основателем гражданского общества.
От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы человечество тот, кто, выдернув колья и закопав ров, крикнул бы себе подобным: смотрите, не слушайте этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земные принадлежат всем, а земля никому!»
Жан-Жак Руссо (1712-1788)«Первый, кто оградив участок земли, вздумал сказать: это мое и нашел людей достаточно глупых, чтобы

Слайд 9Шарль Фурье (1772-1837)
Полагал, что люди в своей основе

хорошие, их только следует

организовать в другом типе общества.
Идеальное общество должно состоять из множества коммун, с численностью не более 300-400 семей.
Люди должны жить в зданиях – «фаланстерах», которые он подробно описывал.
Антиавторитарный социализм, с основой на частной собственности и учете индивидуальных потребностей и желаний
Шарль Фурье (1772-1837)Полагал, что люди в своей основе      хорошие, их только следует

Слайд 10Роберт Оуэн (1771-1858)
Владелец крупной мельницы в Шотландии
Ограничил рабочий день 10

часами, дети стали ходить в школу, построил для рабочих дома

с садиками
В США, в Индиане создал коммуну «Новая Гармония) (1824-1828)
Роберт Оуэн (1771-1858)Владелец крупной мельницы в ШотландииОграничил рабочий день 10 часами, дети стали ходить в школу, построил

Слайд 11Для социализма как теории и идеологии
Характерны неприязнь к капитализму, попытка

противопоставить ему более гуманную альтернативу. В основе – образ человека

как общественного существа, объединенного с другими людьми.
Сотрудничество – приоритет по отношению к конкуренции, коллективизм – по отношению к индивидуализму.
Важнейшая цель – равенство.
Социальное равенство как гарантия стабильности общества и его единства
Цель – преодоление классовых различий.
Для социализма как теории и идеологииХарактерны неприязнь к капитализму, попытка противопоставить ему более гуманную альтернативу. В основе

Слайд 122.1.2. Английская политическая экономия
Идеология меркантилизма:
Все ресурсы, необходимые для производства товаров,

должны производиться в своей стране
Если каких-то ресурсов не хватает, то

следует импортировать только сырье, ч тем, чтобы само производство осуществлялось дома
Чтобы увеличить политические и экономические преимущества для своей страны, основные усилия должны предприниматься внутри страны
2.1.2. Английская политическая экономияИдеология меркантилизма:Все ресурсы, необходимые для производства товаров, должны производиться в своей странеЕсли каких-то ресурсов

Слайд 13Адам Смит (1723-1790)
В книге

«Исследование о природе и

причинах богатства народов»
рекомендовал дать возможность самому рынку принимать экономические решения, так как он обладает собственным регулирующим потенциалом – идея «laissez-faire» - свободного рыночного капитализма.
«Невидимая рука рынка» регулирует экономику через конкурентную борьбу участников.
Адам Смит (1723-1790)      В книге «Исследование о природе и

Слайд 14Основные факторы капитализма (А.Смит, Дэвид Рикардо и др.)
Индивидуализм
Рыночная экономика
Децентрализация
Связь между

спросом и предложением (суверенитет покупателя)
Конкуренция
Прибыль. При капитализме особый тип свободы

- контракта, собственности, торговли, типа занятости. Если цены ставит государство, прибыль снижается и стимул к выходу на рынок исчезает

Основные факторы капитализма (А.Смит, Дэвид Рикардо и др.)ИндивидуализмРыночная экономикаДецентрализацияСвязь между спросом и предложением (суверенитет покупателя)КонкуренцияПрибыль. При капитализме

Слайд 152.1.3. «Классическая» немецкая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770-1831)
История человечества как единый, организованный и

рациональный процесс.
Понимание вещи – понимание себя – понимание общества.
Развитие истории – логический процесс. Отсюда – метод диалектической логики
Логическая тенденция проявляется в истории через людей, не понимающих, какую роль они играют
Свобода как осознанная необходимость
2.1.3. «Классическая» немецкая философияГеорг Вильгельм Фридрих Гегель        (1770-1831)История человечества как

Слайд 16Людвиг Фейербах (1804-1872)

Будучи материалистом, считал

важным отойти от объективного
идеализма
Особый интерес – религия. Бог – как проекция человеческой сущности. Люди создали Бога и поставили его над собой.
Религию надо преодолеть путем материалистической философии,
Предмет интереса которой не абстрактные идея, а реальные люди
Людвиг Фейербах        (1804-1872)      Будучи материалистом,

Слайд 172.2. Производство и природа человека: марксистский подход
Карл Маркс развил те

идеи, которые считал самыми важными:

у Гегеля – диалектику, у Фейербаха – материализм.
- Диалектический материализм
По Марксу, Фейербах как и большинство философов не понял значения практики – практической деятельности, в особенности – революционной
«Философы только объясняли мир, дело в том, чтобы изменить его»
2.2. Производство и природа человека: марксистский подходКарл Маркс развил те идеи, которые

Слайд 18Трудовая теория стоимости
На основе английской политэкономии Маркс сделал вывод ,

что прибыль капиталиста основывается на эксплуатации труда наемных работников.
Прибавочная стоимость,

удерживаемая и реинвестируемая капиталистом, составляет базис капиталистической системы
Трудовая теория стоимостиНа основе английской политэкономии Маркс сделал вывод , что прибыль капиталиста основывается на эксплуатации труда

Слайд 19Базис и надстройка
Материальная база (базис):
1. Средства производства (сырье, земля, энергетические

ресурсы, с которыми работают люди)
2. Производительные силы (фабрики, машины, технологии)
3.

Производственные отношения
НАДСТРОЙКА – второстепенные аспекты общества: структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, форма и организация государства.
Общество основывается на его базисе!!!
Базис и надстройкаМатериальная база (базис):1. Средства производства (сырье, земля, энергетические ресурсы, с которыми работают люди)2. Производительные силы

Слайд 20Концепция отчуждения
Люди как существа, участвующие в общественном производстве, которые реализуют

себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление

естественных способностей в совместном труде с другими людьми.
Капитализм этому мешает, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В итоге обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности
Критерий и причина – частная собственность
Концепция отчужденияЛюди как существа, участвующие в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное,

Слайд 21Теория на службе

Любая философская или

политическая теория всегда
служит господствующему
классу
Теория Маркса тоже носит классовый характер, но служит другому классу – пролетариату.
Исторический материализм Маркса обосновывал необходимость революции рабочего класса
Теория на службе         Любая философская или

Слайд 22Государство в марксизме
1. Государство как инструмент господствующего класса, служащий его

долговременным интересам.
2. Отношение государства и конкретных классов в обществе. В

статьях о политических событиях во Франции 1850-52 гг, Маркс показывает, как государство, с одной стороны, доминирует в обществе, а с другой – ограничивает власть буржуазии
Государство в марксизме1. Государство как инструмент господствующего класса, служащий его долговременным интересам.2. Отношение государства и конкретных классов

Слайд 23 2.3. Марксизм в России: В.И.Ленин

С учетом ситуации

в странах, где
марксизм победил (Россия, Китай),
коммунистическая теория и
идеология
ХХ века стали скорее идеологиями модернизации, чем личного освобождения.
В.И.Ленин и проблема завоевания власти: власть должна быть захвачена в процессе вооруженного восстания!
Идея диктатуры пролетариата после низвержения буржуазии и до установления коммунизма
2.3. Марксизм в    России: В.И.Ленин

Слайд 24Марксизм-ленинизм как официальная доктрина СССР
Входили только учения (анализ, аксиомы и

оценки) Маркса, Энгельса, Ленина (потом и Сталина и остальных вождей)
Включал

в себя Три Составные Части:
Философию диалектического и исторического материализма
(с начала 60-х гг.) – теорию научного коммунизма
Претендовал на статус знания, «истинно» объяснявшего законы общественного развития, в т.ч.
Неизбежность смены капитализма социализмом,
Возрастающая роль народных масс в истории,
Мирное сосуществование государств с различным строем
Закономерное возрастание классовой борьбы в международном масштабе.

Марксизм-ленинизм как официальная доктрина СССРВходили только учения (анализ, аксиомы и оценки) Маркса, Энгельса, Ленина (потом и Сталина

Слайд 252.4. Политическая теория сталинизма

20-е годы: спор между

Троцким и Бухариным:
Троцкий следовал за Лениным и Марксом, настаивавшими на безусловном следовании интернационализму – идея мировой революции, где Россия – только первый шаг.
Бухарин: социализм может быть построен в одной стране (1924 г.)
2.4. Политическая теория сталинизма       20-е годы: спор между

Слайд 26Сталин поддержал Бухарина
С

1921 г. – НЭП: смешанная

экономика, сельское хозяйство
и мелкое производство – в
частных руках, государство контролировало «командные высоты в экономике» (В.И.Ленин)
В 1928 г. Сталин провозгласил Первый пятилетний план: быстрая индустриализация страны, полное уничтожение частной собственности

Сталин поддержал Бухарина       С 1921 г. – НЭП: смешанная

Слайд 27Создание системы номенклатуры
Сталинизм как форма

тоталитарной диктатуры, осуществляемой с помощью монолитной правящей партии, исповедовавшей

«культ личности» лидера
«Классовая борьба усиливается по мере укрепления социализма»
Гибрид беспощадной классовой борьбы с обращением к русскому национализму
Создание системы номенклатурыСталинизм как форма       тоталитарной диктатуры, осуществляемой с помощью монолитной

Слайд 283. Неомарксизм
В то время, когда

марксизм-
ленинизм превращался

в светскую
(секулярную) религию, не допускавшую новых интерпретация и теоретических дискуссий,
На Западе развивалась более мягкая и сложная форма марксизма,
В которой переосмысливались многие «классические» положения марксизма, сохраняя приверженность многим принципам марксизма или аспектам методологии Маркса.
3. Неомарксизм     В то время, когда марксизм-

Слайд 293.1. Социал-демократия
Основные идеи социал-демократии начиная с середины ХХ века:
Принятие принципов

либерализма как тактики: политические изменения могут и должны происходить мирно

в рамках имеющихся структур
Капитализм как единственное средство получения богатства, поэтому социализм не имеет качественных отличий от капитализма
3.1. Социал-демократияОсновные идеи социал-демократии начиная с середины ХХ века:Принятие принципов либерализма как тактики: политические изменения могут и

Слайд 30Основные идеи социал-демократии:
Капитализм рассматривается как морально ущербная система, особенно в

форме распределения богатства, ассоциируется со структурным неравенством и нищетой
Эти дефекты

можно корректировать государством путем социальной и экономической инженерии, т.е. государство – воплощение общего интереса
Роль национального государства: потенциал регулирования экономической и социальной жизни в пределах своих границ
Основные идеи социал-демократии:Капитализм рассматривается как морально ущербная система, особенно в форме распределения богатства, ассоциируется со структурным неравенством

Слайд 31Эдуард Бернштейн (1850-1932)
Влияние

английского «фабианства» и

философии Канта
Книга «Эволюционный социализм»
(1898 г.):
Критика теории Маркса – первая теоретическая попытка ревизии марксизма:
Экономически е кризисы все менее болезненны, «быстрый прогресс рабочего класса», роль акционеров, выступил за союз со средним классом и крестьянством, за мирный переход к социализму.
«Движение все, конечная цель – ничто»
(Социалистическая революция, несущая бедствия и нищету)
Позже – идеи этического социализма
Эдуард Бернштейн (1850-1932)       Влияние английского «фабианства» и

Слайд 323.2. Антонио Грамши (1891-1937)

Попытка восстановить

значение человеческой
субъективности, ее роли, роли идей и сознания, отрицание экономизма
Сознание – понимание, как люди попадают под влияние конкурирующих идеологий.
Отмечал растущую роль интеллектуалов

3.2. Антонио Грамши  (1891-1937)       Попытка восстановить

Слайд 33Грамши: концепция идеологии
Правление отдельного класса имеет два аспекта: принуждение (господство)

и
Общественно-моральное лидерство
Политическое = одновременно и насилие и согласие
Класс может стать

гегемоном, только если добьется активного согласия подчиненного класса.
Согласие – не бывает постоянным, а принимает форму классовой борьбы между изменяющимися в соответствии с временем идеологиями
Государство как альтернативная сцена борьбы. Власть включает все формы гегемонии

Грамши: концепция идеологииПравление отдельного класса имеет два аспекта: принуждение (господство) иОбщественно-моральное лидерствоПолитическое = одновременно и насилие и

Слайд 343.4. Критическая теория («Франкфуртская школа»)
Макс Хо́ркхаймер (1895-1973)
Теодор Адорно (1903-1989)
Герберт Маркузе

(1898-1979)
Эрих Фромм (1900-1980)
Ва́льтер Бе́ньямин (1892-1940)
«Второе поколение»
Юрген Хабермас (Род. 1929)
Александр

Клюге
Оскар Негт
3.4. Критическая теория («Франкфуртская школа»)Макс Хо́ркхаймер (1895-1973)Теодор Адорно (1903-1989)Герберт Маркузе (1898-1979)Эрих Фромм (1900-1980) Ва́льтер Бе́ньямин (1892-1940)«Второе поколение»Юрген

Слайд 35Франкфуртская школа
берет свое начало в 20-х гг. с Института

социальных исследований.
Директорами института были австро-марксист Карл Грюнберг, Фридрих Поллок

и затем Макс Хоркхаймер (с 1931 г.).
Именно с последним работа института приобрела особо важное направление в социальной критике.
В журнале «Архив истории социализма и рабочего движения» появлялись не только работы Карла Корша, Дьёрдя Лукача, но и Д. Рязанова, директора Института марксизма-ленинизма в Москве.
В 1932 г. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором развивается тематика «Архива». Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социально-экономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма.
Франкфуртская школа берет свое начало в 20-х гг. с Института социальных исследований. Директорами института были австро-марксист Карл

Слайд 36Типичные темы франкфуртской школы:
Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война», индустриальное

общество, психоанализ и проблема человека
Фридрих Поллок («Марксистская теория денег», 1928;

«Современная ситуация капитализма и перспективы переустройства плановой экономики», 1932);
Генрих Гроссман («Закон накопления и крах капиталистической системы», 1929);
Карл Август Витфогель («Хозяйство и общество Китая», 1931; «Восточный деспотизм», 1957).
Типичные темы франкфуртской школы: Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война», индустриальное общество, психоанализ и проблема человекаФридрих Поллок («Марксистская

Слайд 37Позже к ним присоединятся
Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный

критик Вальтер Беньямин, социолог литературы Лео Левенталь («0б общественном положении

литературы», 1932), политолог Франц Нейман
В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз.
В период фашизма - эмиграция в Женеву, Париж, затем в Нью-Йорк.
Смерть Вальтера Беньямина на границе с Испанией в 1940 г.
Позже к ним присоединятсяТеодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный критик Вальтер Беньямин, социолог литературы Лео Левенталь

Слайд 38Макс Хоркхаймер (1895-1973)
Родился в еврейской семье. В

шестнадцатилетнем возрасте был

вынужден оставить учёбу, чтобы пойти работать на заводе отца. После Первой мировой войны изучал в Мюнхенском университете философию и психологию.
Встреча с Теодором Адорно – начало многолетней дружбы
С 1930 профессор, а в 1951-1953 гг. – ректор Франкфуртского университета (за вычетом 1933-1949 гг. – профессор Колумбийского университета, США)
С 1930 по 1965 г. - директор Института социальных исследований
После войны выступил с серией публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков
Макс Хоркхаймер (1895-1973) Родился в еврейской семье. В       шестнадцатилетнем возрасте был

Слайд 39Теодор Адорно (1903-1989)
Немецкий социальный философ, социолог

искусства (главным образом музыки)
«Диалектика просвещения» (1948)

(вместе с Хоркхаймером) - программное изложение социальной философии неомарксизма и ее философии истории: эволюция человечества как история "неудавшейся цивилизации": усугубляющегося "отчуждения", вызванного "буржуазным" разумом, противопоставившим себя природе.
Руководитель монографии «Авторитарная личность» (1950) Критика позитивизма, доклад "О логике социальных наук« (1961)

Теодор Адорно (1903-1989) Немецкий социальный философ, социолог      искусства (главным образом музыки)«Диалектика просвещения»

Слайд 40Герберт Маркузе (1898-1979)

Родился в Берлине в еврейской

семье.
Воевал, в 1918 – член солдатского Совета,
участник ноябрьского восстания Союза
Спартака.
Выйдя из СДПГ сохранял связь с организованным рабочим движением
Во Франкуфурте – влияние марксизма и фрейдизма
В годы Второй мировой войны руководил отделом Американской стратегической разведки, занимавшейся разработкой психотронной войны против «третьего рейха».
После 1945 года Маркузе работает в Германии экспертом по «денацификации», разрабатывая методики определения - можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же нацистом, ставшим таковым по принципу: «все вступали и я вступил».
Изучал советскую пропагандистскую и идеологическую литературу, итог – книга «Советский марксизм».

Герберт Маркузе (1898-1979)             Родился в

Слайд 41Эрих Фромм (1900-1980)
Родился в ортодоксальной еврейской

семье.
После университета занимался

психоанализом
Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, утверждал, что человек – продукт культуры
В институте социальных исследований (1929–1932) на основе исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп
Предсказал, что народ сам приведет фашизм к власти
Книга «Бегство от свободы» (1941), остался в США

Эрих Фромм (1900-1980) Родился в ортодоксальной  еврейской       семье. После университета

Слайд 42Фромм как лидер неофрейдизма и гуманистической психологии
«Главная жизненная задача человека

— дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является

потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность».
Фромм критиковал в учении Маркузе те идеи, которые поставили последнего в ряд вождей так называемой молодежной революции 1968 года.
Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней общества потребления;
Фромм более склонен к «терапевтическим» методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе вечных нравственных ценностей, которые, сохраняясь в душе отдельного человека, не исчезнут и в обществе.
Фромм как лидер неофрейдизма и гуманистической психологии«Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем,

Слайд 433.5. Юрген Хабермас (р. 1929)
Родился в Дюссельдорфе. Успел

быть членом Гитлерюгенда,

попал на фронт. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна.
С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института.
С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета.
С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге).
3.5. Юрген Хабермас (р. 1929)Родился в Дюссельдорфе. Успел

Слайд 44Понятие коммуникативного разума – в центре его идей
Хабермас ищет модель

критического диалога.
. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве

верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество.
Сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения
Понятие коммуникативного разума – в центре его идейХабермас ищет модель критического диалога.. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской

Слайд 454. Анархизм
4.1. Анархо-индивидуализм
4.2. Анархизм взаимопомощи
4.3. Анархо-социализм
4.4. Анархо-коммунизм
4.5. Политическая теория анархизма
4.6.

Анархизм на практике

4. Анархизм4.1. Анархо-индивидуализм4.2. Анархизм взаимопомощи4.3. Анархо-социализм4.4. Анархо-коммунизм4.5. Политическая теория анархизма4.6. Анархизм на практике

Слайд 464.3. Анархо-социализм
Характерен интерес к добровольному сотрудничеству.
Михаил Александрович Бакунин
(1814-1876).
Работа

«Бог и государство» (1882): Универсальные авторитеты, от кого бы не

исходили – от правительства, церкви или иных институтов, не заслуживают почтения. Человек должен опираться на свой разум.
Отрицал как государственность, так и революционную диктатуру
Полемика с Марксом в рамках I Интернационала
4.3. Анархо-социализмХарактерен интерес к добровольному сотрудничеству.Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Работа «Бог и государство» (1882): Универсальные авторитеты, от

Слайд 47М.Бакунин:
«Государство – это зло, но зло исторически оправданное, поэтому оно

должно со временем перестроиться, исчезнуть, превратиться в «канцелярию», уступить место

обществу самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций на принципах социализма:
свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации.
Свобода без социализма – это несправедливость, социализм без свободы – это рабство»
М.Бакунин:«Государство – это зло, но зло исторически оправданное, поэтому оно должно со временем перестроиться, исчезнуть, превратиться в

Слайд 484.4. Анархо-коммунизм
Князь

Петр Алексеевич Кропоткин

(1842-1921).
Считал, что все ресурсы должны
находиться в общественной собственности коммун, и каждый человек может пользоваться этими ресурсами по потребности. Тогда люди смогут трудиться без материальных стимулов. Если исчезнет нужда и зависть – не будет почвы для преступлений. А тогда отпадет необходимость и в таких централизованных институтах, как право.
Считал, что сотрудничество также есть в природе, как и конкуренция. Идеи захватят людей, а революция будет спонтанной.
4.4. Анархо-коммунизм        Князь Петр Алексеевич Кропоткин

Слайд 494.5. Политическая теория анархизма
Анти-стейтизм, анархизм как отрицание принципа авторитета. Символы

правительства – клуб, пистолет, галстук и тюрьма (Эмма Гольдман).
Особый взгляд

на природу человека: все зло – от политических институтов
Естественный порядок. «Человек рождается свободным, но всюду он в оковах» - Руссо. Освободите человека от государства, и он проявит лучшие качества
4.5. Политическая теория анархизмаАнти-стейтизм, анархизм как отрицание принципа авторитета. Символы правительства – клуб, пистолет, галстук и тюрьма

Слайд 50Антиклерикализм. Не признается авторитет церкви. – развитость его в католических

странах. Среди анархистов сегодня есть влиятельное мистическое учение. Многие исповедуют

таосизм и дзен-буддизм
Экономическая свобода. Неприятие капиталистической и социалистической системы, любого госрегулирования
Анархия и сообщество. Сообщество равных выживет, если убрать гнет государства. Условия – общие убеждения, прямые и многосторонние отношения, принцип взаимности, любовь и дружба между членами общины – Кибуцы в Израиле и колхозы в СССР

Антиклерикализм. Не признается авторитет церкви. – развитость его в католических странах. Среди анархистов сегодня есть влиятельное мистическое

Слайд 51Три пути к анархистскому идеалу
1. Революционное насилие

(индивидуальный и групповой террор)
2. Прямые действия – не

участие в государственной машине, форма народного активизма без централизации – влияние на «новые социальные движения» - феминизм, энвайраметализм, за права сексуальных меньшинств, антиглобализм
3. Ненасилие ( опыт Льва Толстого и Махатмы Ганди)

Три пути к анархистскому идеалу1. Революционное насилие      (индивидуальный и групповой террор)2. Прямые

Слайд 524.6. Анархизм на практике
Политический терроризм в России (народовольцы, эсеры). Эстетизация

террора.
Анархизм в гражданскую войну – Нестор Махно
Гражданская война в Испании

(анархо-синдикалисты + идеи М.Бакунина)
«Бунтующие 1960-е» - студенческое движение
Антиглобалисты современности



4.6. Анархизм на практикеПолитический терроризм в России (народовольцы, эсеры). Эстетизация террора.Анархизм в гражданскую войну – Нестор МахноГражданская

Слайд 53Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика