Слайд 1Политические институты и процессы
Слайд 2Понятие политического института
Институт (лат. Institutium – установление, учреждение) – совокупность
фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями
конкретного человеческого сообщества
Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Слайд 3Общество - это система социальных институтов
Как сложного комплекса экономических, политических, правовых,
моральных и др. отношений.
Основные социальные институты: собственность, семья, государство, наука,
СМИ, образование и т.д.
Институционализация – 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов
2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений.
Термин используют обычно в политическом плане.
Слайд 4Один из главных вопросов политической теории -
Какие политические институты способны
содействовать совершенствованию общества и человека.?
Центральными объектами
осмысления были:
Государство
Конституция
Правительство
Слайд 5Так, в сочинении «Государство» Платон сравнивал разные формы правления
А в
«Законах» - конституции.
Он считал, что именно государству надлежит заботиться о
гражданских добродетелях,
А также обеспечивать внутренний мир и защиту от внешних врагов.
Слайд 6Платон
(427, о. Эгина – 347 до н.э., Афины) –
древнегреческий философ, знаменитый ученик Сократа и наставник Аристотеля: мыслитель, в
значительной степени определивший европейский стиль мышления
Слайд 7Начиная с Томаса Гоббса до начала ХХ века в науке
Господствовало
представление о Государстве как о первооснове политической жизни, а под
Институтами понимались лишь административные учреждения и юридические нормы.
Гоббс видел в политических институтах только учреждения, на которые распространяются полномочия государственной власти, т.е. легальные, разрешенные государством организации и структуры. Фактически он дал начало нормативно-юридическому подходу.
Слайд 8Томас Гоббс (1588, Вестпорт – 1676, Хардвик) – английский мыслитель,
оказавший определяющее влияние на формирование европейской политической философии Нового времени
Слайд 9Социологический подход к институтам
Наметился в политологии и социологии начиная с
классических работ Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера.
По взглядам Дюркгейма, институты,
с одной стороны, представляют собой некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой –
такие обычаи и стереотипы материализуются в деятельности социальных организаций различных времен и народов.
Слайд 10Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский философ и социолог.
Вместе с Марксом и Вебером внес наибольший вклад в определение
современного предмета социологии, разработал концепцию аномии..
Слайд 11Институт в политике
Фиксирует реальный статус-кво, сложившийся во властвовании и
политических отношениях между личностью, социальными группами и обществом в целом.
Центральными
политическими институтами являются государство и связанные с его деятельностью структуры, а также негосударственные институты, выступающие в качестве субъектов и объектов политического влияния
Слайд 12Государство как универсальный политический институт: подходы к осмыслению
1) правовой
(юридический): Г. как система права, основывающейся на суверенитете публичной власти
(Ганс Кельзен (1881-1973)
2)исторический – исследует эволюцию форм Государства,
3)социально-антропологический – как тип социальной организации в контексте всего общества (Маркс, Дюркгейм, Вебер)
4)философский – отражает представления о Г. как о справедливом порядке объединения граждан
5) политологический.
Слайд 13Политологический подход представлен:
Плюралистами (Р.Даль, Д.Трумэн), которые главным для государства считают
поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, организацию их взаимодействия
Корпоративисты (Ф.Шмиттер)
– рассматривают Г. как единое целое. Видят в соглашениях между корпорациями, их персоналом и правительством важнейший для Г.процесс
Неомарксисты – (Р.Миллибенд, Н.Пуланзас и др.) рассматривают Г. как ту или иную форму защиты интересов господствующего класса
Слайд 14Основные функции государства
Внутренние:
Охрана правопорядка
Хозяйственная
Идеологическая
Социальная
Внешние
Поддержание отношений с другими Г.
Внешнеэкономическая
Военная
(оборона и наступление)
Слайд 15Тип государственного устройства
Унитарное государство
Федерация
Конфедерация
Формы правления
Монархия
Республика
Абсо-
лютная
Консти-
туционная
Президент-
ская
Парламент-
ская
Полупрезилентская
Слайд 16Институт выборов:
Выборы как период развития (обновления) и как период неустойчивости
Характеристика
выборов (свободны и т.д.) – важнейшая характеристика политического режима
Типы электоральных
систем и их влияние на становление той или иной формы правления
Слайд 17Мажоритарная система
Выборы проходят по избирательным округам, в которых баллотируются кандидаты.
Победившим
считается кандидат, набравший большинство голосов (система относительного большинства),либо больше половины
голосов (система абсолютного большинства), либо определенный процент голосов (система квалифицированного большинства)
(!) Результаты выборов зависят от нарезки округов
(+) обеспечивает личную ответственность депутата перед избирателями;
способствует становлению 2-партийной системы, что делает политическую систему более устойчивой (особенно для парламентских республик/конституционных монархий)
(-) сильно искажает предпочтения избирателей (результативны лишь голоса, поданные за победившего кандидата.
Слайд 18Пропорциональная система.
В избирательном округе (округах) баллотируются избирательные объединения. По результатам
выборов они получают число мандатов, пропорциональное количеству поданных за них
голосов.
(+) лучше отражает предпочтения избирателей
(-) хуже обеспечивает ответственность депутатов (избиратель ориентируется на “первые фамилии списка”);
для парламентских республик/конституционных монархий - хуже управляемость
способствует дроблению политического спектра, развитию партий “лидерского” типа;
введение “порога” (в распределении мандатов участвуют объединения, набравшие 5(7,10)% голосов) - искажение предпочтений избирателей.
Слайд 19Негосударственные институты
Политические партии
Группы интересов
Неправительственные организации (НКО)
Слайд 20Политические процессы
Процесс (лат. processus – продвижение) – ряд смены явлений,
состояний, состоящий в развитии чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения
нужного результата.
Политический процесс как проблема связан с функционально-динамическими аспектами политической системы, прежде всего со взаимодействием с ее социальной средой
Слайд 21Два измерения понятия политического процесса
Политический процесс – некая равнодействующая суммы
акций различных социально-политических субъектов, т.е. совокупность субпроцессов
Политический процесс
динамическая характеристика; определяется как ход развития, вообще воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее факторов.
Политический процесс
Макроуровень
Микроуровень
Слайд 22Вильфред Парето (1848-1923)
Концепция циркуляции (круговорота) элит.
В качестве базового понятия
берется понятие элиты ( как субъекта и движущей силы политического
процесса), которой противодействуют контрэлиты, а также народа, исполняющего по преимуществу пассивную, а неактивную роль
Слайд 23Артур Бентли (1879-1957), книга «Процесс управления»(1908)
Разработана концепция групп интересов, или
«заинтересованных групп»
Дана трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного
давления социальных групп, групп интересов, в соперничестве за государственную власть.
Слайд 24Начиная с Бентли, политический процесс рассматривается в двух измерениях:
1. В
неформальном, реальном и групповом, ибо группа интересов – «первичный» субъект,
2.В производном, официально-институциональном виде, представляющим собой проекцию групповых интересов
Соответственно, государственные институты выступают как один из многих типов групп интересов.
Слайд 25Бентли понимал правительство
Как специфическую официальную группу-арбитра, регулирующую конфликты.
Он ввел в
научный оборот понятия артикуляции и определения групповых интересов как изначальных
для анализа любого политического процесса
Слайд 26Давид Трумэн (род. 1913), работа «Управленческий процесс» (1951)
Обстоятельнее рассматривает идею
смены равновесия на дисбаланс в ходе самого процесса.
А основным
положением считал стабильность как устойчивый тип группового взаимодействия.
Полит. процесс приобретает пространственно-временные характеристики, а групповая динамика предстает как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к у установлению относительного равновесия, в восстановлению старой модели баланса между группами, либо к созданию новой.
Слайд 27Следующий этап – разработка Дэвидом Истоном
Теории функционирования политических систем.
Он исходил
из общей теории систем и структурно-функционального анализа социальной жизни Толкотта
Парсонса.
Пол. процесс – одновременно и как воспроизводство целостной системы,
И как цикличное функционирование пол. системы во взаимодействии с социальной и внесоциальной средой. Учитывается влияние на пол. процесс экономических., экологических, культурных и пр. факторов.
Слайд 28Габриэль Алмонд
Заложил основы динамической модели
процесса как адаптации пол. системы к изменяющимся условиям социальной среды,
выдели ряд блоков
1. Блок преобразования соц. потребностей, включая артикуляцию, агрегацию, разработку и реализацию решений, контроль за исполнением норм .
2. Блок воздействия системы акции по регулированию соц. жизни, распределению и освоению публичных ресурсов
Блок адаптации, приобщения людей и групп к полит.жизни - рекрутизация, социализация, коммуникация
Слайд 29Типология политических процессов
Локально-региональные и глобальные
Внутрисистемные или переходные (транзитные)
Стабильные и кризисные
Реформа или революция
Легальные и нелегальные (теневые)
Сочетание государственного управления и политического
участия граждан