Слайд 1Понятие абилитации.
Лекция 15. Часть 1.
Слайд 2Реабилитация
Реабилитация - система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических
состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности.
Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.
Слайд 3Реабилитация
О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже
имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности.
Слайд 4Абилитация
Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение
тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся
к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Слайд 5Абилитация
Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного
патологическое состояние возникло в раннем детстве.
У ребенка этого возраста
еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.
Слайд 6Абилитация
Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей
младшего возраста;
Реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего
возраста и взрослых.
Слайд 7Абилитация и реабилитация
Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с
чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации.
Среди таких
факторов - внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы.
В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.
Слайд 8Абилитация и реабилитация
У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям
нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные
заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем.
У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нарушениях мозгового кровообращения.
Слайд 9Абилитация и реабилитация
У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных
мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского
церебрального паралича.
Слайд 10Абилитация и реабилитация
В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения
и абилитации детей с детскими церебральными параличами.
Эта система предусматривает
поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад, школа-интернат, детский дом.
Слайд 11Абилитация и реабилитация
На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление
нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур,
медикаментозных средств.
Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий.
Слайд 12Абилитация и реабилитация
Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих
бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной
системы.
Слайд 13Абилитация и реабилитация
Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом
факторов.
недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно-реабилитационной системой,
наличие
большого числа больных с медико-педагогической запущенностью,
наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации.
Слайд 14Абилитация и реабилитация
Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству
в учреждения социального обеспечения, относительно невелик.
Детальное неврологическое, психолого-педагогическое и
логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных.
Слайд 15Абилитация и реабилитация
Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к
абилитации и реабилитации детей с тяжелыми, поражениями нервной системы должно
уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе.