Слайд 1Моделирование, как средство развития связной речи
Консультация для воспитателей
Выполнила: Давидюк
О. Н.
Учитель-логопед
Детский сад «Берёзка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад «Берёзка» п. Лиственничный
Слайд 2 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Слайд 3 Связная речь –
Это развернутое, законченное, композиционно и
грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически
связанных предложений.
Основная функция связной речи:
Коммуникативная.
Виды связной речи: - Монологическая
- Диалогическая
Слайд 4Что такое моделирование?
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения
и изучения моделей.
«Модель» - это любой образ какого-либо процесса или
явления, используемый в качестве заместителя.
В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Слайд 5Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за
счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства,
связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.
Слайд 6 Актуальность
Использование
наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости
и потери интереса к занятию;
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Слайд 7В чем сущность метода моделирования?
В ходе использования метода наглядного моделирования
дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
Далее
наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Предметные
Геометрические фигуры,
Символические изображения предметов
Опорные картинки
Предметно-схематичные
Планы
и условные обозначения, используемые в них
Блоки – рамки
Слайд 10Символические изображения предметов
Силуэты,
Контуры,
Пиктограммы
Слайд 11Опорные картинки
Предметные картинки,
Сюжетные картинки,
Серии сюжетных картинок
Слайд 12Планы и условные обозначения, используемые в них
Сенсорно-графические схемы
Предметно-графические схемы
Слайд 13Планы и условные обозначения, используемые в них
Мнемотаблицы
Мнемодорожки
Опорные схемы
- карточки
Слайд 14 Блок - рамка
Картинно-схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и
последовательность развития событий.
Слайд 15Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми
видами связного монологического высказывания:
пересказ
составление рассказов по картине;
описательный
рассказ;
творческий рассказ.
Слайд 16Пересказ художественного произведения
Усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать
персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
Формирование умения передавать события
при помощи заместителей (предметное моделирование);
Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
Слайд 17Рассказывание по картине
Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
Определение
взаимосвязи между ними;
Объединение фрагментов в единый сюжет.
Слайд 18Описание отдельного предмета
Принадлежность к родовидовому понятию;
Величина;
Цвет;
Форма;
Составляющие детали;
Качество поверхности;
Материал, из которого
изготовлен объект (для неживых предметов);
Как он используется (какую пользу приносит)?
За
что нравится (не нравится)?
Слайд 19Творческий рассказ
Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с
конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
Взрослый
предлагает конкретные персонажи рассказа, ребенок придумывает пространственное оформление модели;
Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, при этом педагог задает тему рассказа;
Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Слайд 20С помощью метода наглядного моделирования, дети учатся планировать свою речь.