Слайд 1ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Зарождение экономических знаний. Историческое развитие
экономической теории.
Первые и современные экономические школы.
Предмет экономической теории.
Метод экономической теории.
Структура
и функции экономической теории.
Для изучения экономической теории не требуется какого-либо особенного дара. Экономикс не так сложен как философия или чистая наука. Но мало кому удалось заслужить отличные оценки по этому «легкому» предмету. Парадокс объясняется тем, что профессиональный экономист должен обладать редкой комбинацией способностей. Он должен быть математиком, историком, философом, государственным деятелем в некоторой степени. Он должен понимать значение символов и уметь выражать мысли словами. Он должен выражать частное в терминах общего и одновременно касаться абстрактного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для создания будущего. Ни одна часть человеческой природы или человеческих институтов не должна укрыться от его взора. Он должен быть целеустремленным и не идти на поводу у настроения, быть таким же неравнодушным и неподкупным как художник, хотя иногда таким же приземленным как политик.
Слайд 2ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Меркантилизм – учение о богатстве и его
источниках
Источник богатства – сфера обращения, торговля.
Воплощение богатства – деньги,
золото.
Роль государства – протекционистская экономическая политика в отношении национального капитала.
Школа физиократов
Глава школы – Франсуа Кенэ.
Источник богатства – труд.
Сфера – земледелие.
Воплощение богатства – продукт.
Главный труд Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1694–1774). Первая макроэкономическая модель анализа общественного производства с позиции определения балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта.
Слайд 3
Классическая школа
Идеи экономического либерализма, рыночного саморегулирования, свобода выбора и
выбора и формирования цен, минимального вмешательства государства в экономику.
Кейнсианство
Центральная проблема науки – макроэкономический анализ. Рынок – неравновесная система, не обеспечивающая эффективный совокупный спрос. Необходима активная экономическая политика государства в регулировании совокупного спроса методами кредитной и бюджетной политики.
Слайд 4
Современный монетаризм
Главный постулат теории «деньги имеют значение». Это означает
– основа стабильности системы – контроль над денежной массой, сбалансированность
бюджета. Роль государства ограничена регулированием денежной системы в соответствии с законами рынка.
Институционализм
Исходит из несовершенства человека как рыночного субъекта, изначальной неравновесности экономической системы. Объект исследования – человек во всем его многообразии, а не только как homo ekonomicus. Широко исследуется анализ влияния различных институтов на жизнь общества (государства, корпораций, профсоюзов), а также правовых, психологических, этических и других влияний.
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА НАУКИ
Наука, исследующая проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с
целью удовлетворения потребностей индивидов и общества.
Наука о законах, управляющих производством
и обменом жизненных благ в обществе.
Наука об экономических отношениях, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Наука, которая изучает то, как действует человек в сложном окружении.
Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
Слайд 6
Наука о повседневной деловой жизне-деятельности людей и об извлечении ими
средств к существованию.
Наука о том, как человек справляется со своими
задачами в области производства и потребления.
Наука о богатстве (народном и общественном).
Наука, изучающая причины материального благосостояния.
Наука об умении пользоваться жизнью наилучшим образом.
Слайд 7
Экономическая теория – общественная наука, которая исследует проблемы эффективного
использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей,
а также экономические отношения, складывающиеся между людьми, классами и социальными группами в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ в условиях дефицита ресурсов, возможности их альтернативного использования.
Слайд 8Методы познания
Анализ – расчленение целого на составные части.
Гипотеза –
выдвижение предложений о возможных причинах или связях явлений и процессов.
Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
Индукция – умозаключения, идущие от частного (особого) к общему.
Антиномия – противоречие, в котором стороны покоятся на одних и тех же основаниях и имеют равную силу.
Дедукция – умозаключения, идущие от общего к частному (особенному).
Слайд 9
Как принимают решения
Принцип 1. Человек выбирает.
Принцип 2. Стоимость чего-либо –
это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое.
Принцип
3. Рациональный человек мыслит в терминах предельных изменений.
Принцип 4. Человек реагирует на стимулы.
Взаимодействие людей
Принцип 5. Торговля во благо каждого.
Принцип 6. Обычно рынок – прекрасный способ организации экономической деятельности.
Принцип 7. Иногда правительство имеет возможность оказать положительное влияние на рынок.
Слайд 10
Функционирование экономики в целом
Принцип 8. Уровень жизни населения определяется способностью
страны производить товары и услуги.
Принцип 9. Цены растут тогда, когда
правительство печатает очень много денег.
Принцип 10. В краткосрочной перспективе общество должно сделать выбор между инфляцией и безработицей.
Слайд 11
« …. профессиональный экономист должен обладать редкой комбинацией способностей.
Он должен
быть математиком, историком, финансистом, государственным деятелем...
Он должен понимать значение символов
и уметь выражать мысли словами.
Он должен выражать частное в терминах общего и одновременно касаться абстракций.
Он должен изучать настоящее в свете прошлого для создания будущего.
Ни одна часть человеческой природы или человеческих институтов не должна укрыться от его взора.
Он должен быть целеустремленным и не идти на поводу у настроения, быть таким же неравнодушным и неподкупным как художник, хотя иногда таким же приземленным как политик».
Джон Мейнард Кейнс
Слайд 12Десять правил экономического мышления:
1. «За все надо платить»
Принятие одного решения
исключает остальные альтернативы
2. «Все всегда меняется»
Политические меры, разработанные на основе
определенного поведения людей, могут быть поставлены под угрозу, если они изменят свое поведение в ответ на существующие меры.
3. «Цены – это лучший стимул»
Именно колебания цен чаще всего «обезвреживают» бомбы замедленного действия и многое другое.
4. «Образные бомбы замедленного действия не взрываются»
Мальтус предсказал, что из-за перенаселения планеты от голода умрут сотни миллионов людей, однако этого не произошло и произойти не может
5. «Работа спроса и предложения»
Полезно перевести многие общественные проблемы в показатели спроса и предложения
Слайд 13
6. «Легкой прибыли не бывает»
Не всякий вид деятельности приносит одинаковую
прибыль.
7. «Люди делают то, что хотят»
Любая экономическая деятельность хороша, иначе
люди не занимались бы ею.
8. «Всегда ищите факты»
Официальные источники следят за точностью данных, поскольку им важно сохранить свою репутацию.
9. «Если здравый смысл и экономика вступают в противоречие, то неверным оказывается здравый смысл»
С точки зрения здравого смысла, без конкуренции жизнь была бы намного спокойнее…
10. «Экономика – это наука о счастье»
Несмотря на то, что все считают работу основой экономического благополучия, оно зависит от потребления, а не от производства (см. п. 1 «За все надо платить»)