Разделы презентаций


Понятие герменевтики П. Рикера

Поль РикёрРодился 27 февраля 1913г. - один из самых значительных философов XX в. Его перу принадлежат труды:· "Карл Ясперс и философия существования" (1947),· "Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понятие герменевтики П. Рикера
Османовой К. 2 курс ФНО

Понятие герменевтики П. Рикера Османовой К. 2 курс ФНО

Слайд 2Поль Рикёр
Родился 27 февраля 1913г. - один из самых значительных

философов XX в. Его перу принадлежат труды:
· "Карл Ясперс и

философия существования" (1947),
· "Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса" (1948),
· "История и истина" (1955, 1964),
· "Философия воли" (1955-1960),
· "Об интерпретации. Очерки о Фрейде" (1965),
· "Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике" (1969),
· "Живая метафора" (1975),
· "Время и повествование" (т. I-III, 1983 1985) и др.
Поль РикёрРодился 27 февраля 1913г. - один из самых значительных философов XX в. Его перу принадлежат труды:·

Слайд 3Задача, которую поставил перед собой мыслитель Поль Рикёр, колоссальна: разработать

своего рода обобщающую концепцию человека XX в. Свой вклад в

построение такой концепции внесли феноменология, философия жизни, экзистенциализм, персонализм, психоанализ, герменевтика, структурализм, аналитическая философия, моральная философия, философия политики и др., словом, все главные течения и направления философии XX столетия, имеющие глубинные истоки, заложенные античностью, а еще ранее - мифологическим мышлением, и опирающиеся на идеи своих непосредственных предшественников: Канта, Гегеля, Фихте
Задача, которую поставил перед собой мыслитель Поль Рикёр, колоссальна: разработать своего рода обобщающую концепцию человека XX в.

Слайд 4Основная задача
Рикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись

от разработки герменевтики как метода познания, он занимается построением ее

как способа бытия. Основную свою задачу философ видит в том, чтобы, создавая философию жизни, воспользоваться всеми ресурсами гегелевской философии духа. С точки зрения методологической это, по его словам, означает "привить проблему герменевтики к феноменологическому методу". Идя таким путем, философ намеревается преодолеть крайности объективизма и субъективизма, натурализма и антропологизма, сциентизма и антисциентизма, противоречия между которыми привели современную философию к глубокому кризису.
Основная задачаРикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись от разработки герменевтики как метода познания, он

Слайд 5Одна из задач
Одна из задач первой самостоятельной работы заключается в

сопоставлении феноменологически трактуемого внимания с проблемами истины и свободы. Так

Рикёр начинает "соединение" феноменологии и экзистенциализма, заимствуя у первой метод анализа, у второй - смысл "воплощенного существования". В итоге Рикёр обнаруживает кардинальную двойственность человеческого опыта: будучи восприятием, он связан с объектом, но одновременно опыт - это активность, поскольку он свойствен свободно ориентирующемуся вниманию.
Одна из задачОдна из задач первой самостоятельной работы заключается в сопоставлении феноменологически трактуемого внимания с проблемами истины

Слайд 6Соглашаясь в целом с экзистенциалистской трактовкой человека, Рикёр вместе с

тем критикует ее за монизм, допускающий только одно толкование существования

- воображение, эмоции, переживания и т.п. Рикёр находит возможным "перевернуть" перспективу экзистенциалистского анализа и исследовать не только то, что следует за экзистенциалистской изначальностью, но и саму экзистенциальную ситуацию, способ существования, в котором укоренен субъект. В результате этой операции Рикёр обнаруживает область бессознательного, то, что принимается субъектом как необходимость и преобразуется им в практическую категорию. Рикёр не считает бессознательное чем-то принципиально недоступным сознанию Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., 1997. C. 463.
Соглашаясь в целом с экзистенциалистской трактовкой человека, Рикёр вместе с тем критикует ее за монизм, допускающий только

Слайд 7Центральное в концепции
Понятие воли (способности к деятельности) - одно из

центральных в концепции Рикёра. Конституирующая воля отождествляется им с понятием

собственно человеческого опыта; она - первоначальный акт сознания и человека вообще. Принятая в качестве "предельной изначальности" субъекта, воля служит Рикёру и точкой отсчета, от которой можно идти в двух направлениях: одно из них - исследование движения сознания, открывающего будущее (трансцендирование); другое - обращение к археологии субъекта, к его изначальным влечениям, далее не редуцируемым и обнаруживаемым только в сопоставлении с небытием.

Согласно Рикёру, потребности, желания, привычки человека приобретают подлинный смысл только по отношению к воле, которую они вызывают, мотивируют; воля же завершает их смысл, она детерминирует их своим выбором.

Центральное в концепцииПонятие воли (способности к деятельности) - одно из центральных в концепции Рикёра. Конституирующая воля отождествляется

Слайд 8При разработке методологии феноменологической онтологии Рикёр опирается на психоаналитический метод

истолкования, выделяя в нем следующие моменты. Во-первых, психоанализ идет к

онтологии путем критики сознания: "интерпретации снов, фантазмов, мифов, символов, какие предлагает психоанализ, суть своего рода оспаривание претензий сознания быть источником смысла"; психоанализ говорит об "утраченных объектах, которые надлежит отыскать символически", что, по мысли Рикёра, является условием для создания герменевтики, освобожденной от предрассудков Ego, где проблематика рефлексии преодолевается в проблематике существования
При разработке методологии феноменологической онтологии Рикёр опирается на психоаналитический метод истолкования, выделяя в нем следующие моменты. Во-первых,

Слайд 9Второе
И второе, на что обращает внимание Рикёр, осмысливая психоаналитическую методологию:

только в интерпретации и при ее помощи возможно движение к

онтологии. При анализе движения сознания вперед ("профетии сознания"), когда каждый образ находит свой смысл не в том, что ему предшествует, а в том, что последует за ним, Рикёр использует "прогрессивный" метод: сознание извлекается из самого себя и устремляется вперед, к смыслу, источник которого находится впереди субъекта.
ВтороеИ второе, на что обращает внимание Рикёр, осмысливая психоаналитическую методологию: только в интерпретации и при ее помощи

Слайд 10Для Рикёра слово, изречение очевидно обладают символической функцией. При этом

он четко отличает философию языка от науки о языке. Основу

этого отличия он видит в том, что науку о языке интересует замкнутая система знаков, философия же языка "прорывает" эту замкнутость в направлении бытия и исследует феномен языка как элемент обмена между структурой и событием; ведущая роль в этом обмене принадлежит живому слову.
Для Рикёра слово, изречение очевидно обладают символической функцией. При этом он четко отличает философию языка от науки

Слайд 11Впервые, считает Рикёр, философская проблема языка была поставлена Гусслерлем как

некий парадокс языка: язык есть вторичное выражение понимания реальности, но

только в языке его зависимость от того, что ему предшествует, может быть выговорена. Особую заслугу Гуссерля Рикёр видит в том, что он обосновал символическую функцию языка.
Впервые, считает Рикёр, философская проблема языка была поставлена Гусслерлем как некий парадокс языка: язык есть вторичное выражение

Слайд 12Так язык указывает на возможность символической функции и определяет логику

герменевтики как логику двойного смысла. Семантически символ образован таким образом,

что он дает смысл при помощи смысла, в нем изначальный, буквальный, иногда физический смысл отсылает к смыслу иносказательному, экзистенциальному, духовному. Таким образом, символ зовет к интерпретации и к говорению.

Метафора наиболее очевидно демонстрирует символическую функцию языка: когда язык пользуется метафорой, буквальный смысл отступает перед метафорическим смыслом, однако тем самым усиливается соотнесенность слова с реальностью и углубляется эвристическая деятельность субъекта. В метафорическом выражении, нарушающем семантическую правильность фразы и несовместимым с ее буквальным прочтением, Рикёр обнаруживает осуществление человеческой способности к творчеству.

Так язык указывает на возможность символической функции и определяет логику герменевтики как логику двойного смысла. Семантически символ

Слайд 13Конец
Начатое Рикёром в 80-е годы осмысление повествовательной функции культуры и

предпринимаемые в связи с этим попытки соединить феноменологию с лингвистическим

анализом, герменевтику - с аналитической философией позволяют мыслителю перейти от анализа фрагментов культуры, запечатленных в слове или фразе, к анализу текстов культуры, в конечном итоге - к бытию культуры как исторической целостности.
КонецНачатое Рикёром в 80-е годы осмысление повествовательной функции культуры и предпринимаемые в связи с этим попытки соединить

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика