Слайд 1Понятие герменевтики П. Рикера
Османовой К. 2 курс ФНО
Слайд 2Поль Рикёр
Родился 27 февраля 1913г. - один из самых значительных
философов XX в. Его перу принадлежат труды:
· "Карл Ясперс и
философия существования" (1947),
· "Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса" (1948),
· "История и истина" (1955, 1964),
· "Философия воли" (1955-1960),
· "Об интерпретации. Очерки о Фрейде" (1965),
· "Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике" (1969),
· "Живая метафора" (1975),
· "Время и повествование" (т. I-III, 1983 1985) и др.
Слайд 3Задача, которую поставил перед собой мыслитель Поль Рикёр, колоссальна: разработать
своего рода обобщающую концепцию человека XX в. Свой вклад в
построение такой концепции внесли феноменология, философия жизни, экзистенциализм, персонализм, психоанализ, герменевтика, структурализм, аналитическая философия, моральная философия, философия политики и др., словом, все главные течения и направления философии XX столетия, имеющие глубинные истоки, заложенные античностью, а еще ранее - мифологическим мышлением, и опирающиеся на идеи своих непосредственных предшественников: Канта, Гегеля, Фихте
Слайд 4Основная задача
Рикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись
от разработки герменевтики как метода познания, он занимается построением ее
как способа бытия. Основную свою задачу философ видит в том, чтобы, создавая философию жизни, воспользоваться всеми ресурсами гегелевской философии духа. С точки зрения методологической это, по его словам, означает "привить проблему герменевтики к феноменологическому методу". Идя таким путем, философ намеревается преодолеть крайности объективизма и субъективизма, натурализма и антропологизма, сциентизма и антисциентизма, противоречия между которыми привели современную философию к глубокому кризису.
Слайд 5Одна из задач
Одна из задач первой самостоятельной работы заключается в
сопоставлении феноменологически трактуемого внимания с проблемами истины и свободы. Так
Рикёр начинает "соединение" феноменологии и экзистенциализма, заимствуя у первой метод анализа, у второй - смысл "воплощенного существования". В итоге Рикёр обнаруживает кардинальную двойственность человеческого опыта: будучи восприятием, он связан с объектом, но одновременно опыт - это активность, поскольку он свойствен свободно ориентирующемуся вниманию.
Слайд 6Соглашаясь в целом с экзистенциалистской трактовкой человека, Рикёр вместе с
тем критикует ее за монизм, допускающий только одно толкование существования
- воображение, эмоции, переживания и т.п. Рикёр находит возможным "перевернуть" перспективу экзистенциалистского анализа и исследовать не только то, что следует за экзистенциалистской изначальностью, но и саму экзистенциальную ситуацию, способ существования, в котором укоренен субъект. В результате этой операции Рикёр обнаруживает область бессознательного, то, что принимается субъектом как необходимость и преобразуется им в практическую категорию. Рикёр не считает бессознательное чем-то принципиально недоступным сознанию Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., 1997. C. 463.
Слайд 7Центральное в концепции
Понятие воли (способности к деятельности) - одно из
центральных в концепции Рикёра. Конституирующая воля отождествляется им с понятием
собственно человеческого опыта; она - первоначальный акт сознания и человека вообще. Принятая в качестве "предельной изначальности" субъекта, воля служит Рикёру и точкой отсчета, от которой можно идти в двух направлениях: одно из них - исследование движения сознания, открывающего будущее (трансцендирование); другое - обращение к археологии субъекта, к его изначальным влечениям, далее не редуцируемым и обнаруживаемым только в сопоставлении с небытием.
Согласно Рикёру, потребности, желания, привычки человека приобретают подлинный смысл только по отношению к воле, которую они вызывают, мотивируют; воля же завершает их смысл, она детерминирует их своим выбором.
Слайд 8При разработке методологии феноменологической онтологии Рикёр опирается на психоаналитический метод
истолкования, выделяя в нем следующие моменты. Во-первых, психоанализ идет к
онтологии путем критики сознания: "интерпретации снов, фантазмов, мифов, символов, какие предлагает психоанализ, суть своего рода оспаривание претензий сознания быть источником смысла"; психоанализ говорит об "утраченных объектах, которые надлежит отыскать символически", что, по мысли Рикёра, является условием для создания герменевтики, освобожденной от предрассудков Ego, где проблематика рефлексии преодолевается в проблематике существования
Слайд 9Второе
И второе, на что обращает внимание Рикёр, осмысливая психоаналитическую методологию:
только в интерпретации и при ее помощи возможно движение к
онтологии. При анализе движения сознания вперед ("профетии сознания"), когда каждый образ находит свой смысл не в том, что ему предшествует, а в том, что последует за ним, Рикёр использует "прогрессивный" метод: сознание извлекается из самого себя и устремляется вперед, к смыслу, источник которого находится впереди субъекта.
Слайд 10Для Рикёра слово, изречение очевидно обладают символической функцией. При этом
он четко отличает философию языка от науки о языке. Основу
этого отличия он видит в том, что науку о языке интересует замкнутая система знаков, философия же языка "прорывает" эту замкнутость в направлении бытия и исследует феномен языка как элемент обмена между структурой и событием; ведущая роль в этом обмене принадлежит живому слову.
Слайд 11Впервые, считает Рикёр, философская проблема языка была поставлена Гусслерлем как
некий парадокс языка: язык есть вторичное выражение понимания реальности, но
только в языке его зависимость от того, что ему предшествует, может быть выговорена. Особую заслугу Гуссерля Рикёр видит в том, что он обосновал символическую функцию языка.
Слайд 12Так язык указывает на возможность символической функции и определяет логику
герменевтики как логику двойного смысла. Семантически символ образован таким образом,
что он дает смысл при помощи смысла, в нем изначальный, буквальный, иногда физический смысл отсылает к смыслу иносказательному, экзистенциальному, духовному. Таким образом, символ зовет к интерпретации и к говорению.
Метафора наиболее очевидно демонстрирует символическую функцию языка: когда язык пользуется метафорой, буквальный смысл отступает перед метафорическим смыслом, однако тем самым усиливается соотнесенность слова с реальностью и углубляется эвристическая деятельность субъекта. В метафорическом выражении, нарушающем семантическую правильность фразы и несовместимым с ее буквальным прочтением, Рикёр обнаруживает осуществление человеческой способности к творчеству.
Слайд 13Конец
Начатое Рикёром в 80-е годы осмысление повествовательной функции культуры и
предпринимаемые в связи с этим попытки соединить феноменологию с лингвистическим
анализом, герменевтику - с аналитической философией позволяют мыслителю перейти от анализа фрагментов культуры, запечатленных в слове или фразе, к анализу текстов культуры, в конечном итоге - к бытию культуры как исторической целостности.