Слайд 2Актуальность данной темы
объясняется необходимостью изучения источников права, с целью
определения места и роли нормативно-правового акта как основного источника российского
права в правовой теории и практике
Слайд 3Цель настоящей лекции
рассмотреть сущностные характеристики источников права
В процессе достижения
определенной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие и виды источников
права;
рассмотреть нормативно-правовой акт как источник права;
обобщить полученные сведения и сделать необходимые выводы.
Слайд 4
Понятие и виды источников права
Слайд 5Понятие «источник права» было
известно еще в Древнем Риме
Тит Ливий в своей Римской истории назвал
законы XII
таблиц «источником всего публичного и частного права»
в том смысле, что эти законы представляли собой основу, на базе которой сложилось современное ему римское право
Слайд 6«Источники права в техническом смысле следует отличать от источников познания
права, от тех исторических документов, в том числе сочинений частных
писателей, и иных данных, из которых мы можем добыть сведения относительно какого-либо существующего или существовавшего права»
Л.И. Петражицкий
Слайд 7В современной теории государства и права источник права рассматривается в
нескольких смысловых значениях
Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения,
требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.
Слайд 8Во-вторых, под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории в которых
отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на
правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными. К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.
Слайд 9В-третьих, источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке
предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и
которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права.
Слайд 11Источник права
- форма, в которой выражено правило,
сообщающее ему
качества правовой нормы;
– единственный «резервуар», в котором
пребывают юридические нормы;
– форма установления и выражения
правовых норм и т.д.
При этом авторы могут вести речь о нормотворческой деятельности государства, либо о результатах этой деятельности, либо о том и другом, объединяя оба явления общим понятием «внешняя форма»
Слайд 12
Источник права
это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового
предписания
Слайд 13
Классификация источников права
формальные, или юридические,
социальные.
легальные, являющиеся субъектами правомочными устанавливать юридические
правила поведения.
Вопленко Н.Н.
Слайд 14Юридические источники (формы права)
нормативные акты: законы
подзаконные нормативные акты
санкционированные государством в
их числе:
правовые обычаи,
нормативные договоры,
акты общественных объединений,
юридическая практика,
правовая доктрина,
религиозные нормы
Слайд 15Социальные источники права
экономика,
политика,
социальная структура общества,
идеология,
психология,
нравственность.
Слайд 16Легальные источники права
народ,
органы государства,
должностные лица,
общественные объединения.
Слайд 17Традиционные формы права
нормативно правовые акты,
санкционированные обычаи,
юридические прецеденты
нормативно-правовые договоры.
Слайд 18Правовой обычай
Это объективно сложившееся в результате неоднократного повторения правило общественного
поведения, основанное на соображениях его целесообразности и полезности, которое признается
государством в качестве легализованной формы права.
В основе правового обычая лежат признаки многократности применения, целесообразности, полезности и авторитетности выработанного практикой человеческого общения стандарта, образца поведения в определенных жизненных условиях.
Правовой обычай характеризуется своеобразием своей формы. Он менее формализован и значительно больше предоставляет сторонам свободу собственного усмотрения, согласования индивидуальных воль.
Особенно велико значение правовых обычаев в странах Азии, Африки и Океании.
Слайд 19Юридический прецедент (судебный и административный)
Представляет собой придание обязательной силы ране
принятому решению административного или судебного органа по аналогичному делу.
Впервые
юридический прецедент возник в Англии, но затем распространился и в других странах мира, бывших колониях Великобритании (США, Канаде, Австралийском Союзе и т.д.).
Суть судебного прецедента в Англии заключается в том, что нижестоящие суды следуют решениям судов более высокого уровня, а апелляционные суды связаны своими прежними решениями (исключение составляет только палата лордов). Для английского права характерно деление прецедентов на обязательные, или связывающие, и убедительные.
Судебный прецедент в России не применяется, а административный - отсутствует.
Примером судебных прецедентов в Российской Федерации иногда считают постановления Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Слайд 20Нормативно-правовой договор
это соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы, обязательные
для них
Нормативные договоры всегда являются актами свободного волеизъявления, согласуются
с интересами всех субъектов, учитывают их возможности.
Примерами нормативно-правовых договоров служат различные государственно-правовые договоры, такие как договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.
Слайд 21Нормативно-правовой акт
это изданный в установленном порядке компетентным органом акт правотворчества,
устанавливающий, отменяющий или изменяющий правовые нормы, регулирующие общественные отношения
Отличительными чертами
нормативно-правового акта являются:
содержание общих правил поведения;
письменная форма выражения;
особый порядок издания.
Слайд 22
Нормативно-правовой акт как источник права
Слайд 23Особая юридическая значимость
нормативно-правового акта определяется рядом признаков:
принимается от имени
государства, в порядке предусмотренной законом процедуры;
является результатом правотворческой деятельности компетентных
субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);
содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;
реализуется в особом процессуальном порядке;
имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);
направлен на регулирование типичных общественных отношений;
обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).
Слайд 24Юридическая сила нормативно-правового акта
это свойство акта действовать с целью
регулирования общественных отношений, порождать юридические последствия.
Юридическая сила того или
иного акта характеризуется:
Соотношением нормативно-правовых актов между собой, т.е. их иерархичностью.
Значением нормативно-правовых актов для исполнителей, их обязательностью.
Слайд 25В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются
на:
законы
подзаконные нормативные акты
Слайд 26Закон
это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта
федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий
наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам.
Признаки закона:
принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан (на референдуме);
принимается в порядке особой процедуры;
содержит наиболее значимые нормы права;
Статус законов могут иметь и акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами. Так, во Франции широкое распространение имеют ордонансы, которые принимаются правительством страны с разрешения парламента, и представляют собой одну из разновидностей делегированного законодательства. В Италии таковыми являются «законодательные декреты» правительства и декреты президента
Слайд 27Классификация законов
(в порядке убывания юридической силы)
Основной (Конституцию),
Федеральные Конституционные,
Федеральные,
законы субъектов Федерации (Конституции (Уставы), текущее законодательство)
Федеральные Конституционные законы
отличаются:
тем, что, по сути, являются продолжением действия конституционных
норм и принципов, - на них делается ссылка в тексте
основного закона;
принимаются в особом порядке (отсутствие вето Президента,
квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального
Собрания);
регулируют основополагающие, достигшие определенной степени
зрелости устойчивые общественные отношения;
обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия.
Слайд 28Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации
их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения
законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу.
Законы так же как и подзаконные акты обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования.
При возникновении противоречия (коллизии) между положениям закона и подзаконного акта приоритет пользуются положения закона.
Слайд 29Классификация подзаконных актов
(в порядке убывания юридической силы)
подзаконные акты
федерального уровня (Указы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации
и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);
подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).
Слайд 30Классификация нормативно-правовых актов (в зависимости от времени действия)
постоянные – не
ограниченные в своем действии временным промежутком (действуют вплоть до отмены);
временные
(срочные) – ограниченные конкретными сроками (календарной датой (например, годовой бюджет) либо, конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения)).
Слайд 31Классификация нормативно-правовых актов
(по сфере действия)
общегосударственные, действующие на всей территории
страны;
региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц;
локальные, действующие
в рамках одного предприятия, учреждения, организации.
Слайд 32Классификация нормативно-правовых актов
(по предмету правового регулирования)
акты, регламентирующие отношения в
государственно-правовой сфере;
акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
акты, регламентирующие отношения в
гражданско-правовой сфере и т.д.
Слайд 33Классификация нормативно-правовых актов
(по способу принятия)
народные – акты, принятые путем всенародного
голосования на референдуме (Конституция России);
вотированные - акты принятые компетентным государственным
органом посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа (ст.108 Конституции России определяет порядок в соответствие с которым Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
октроированные («дарованные» свыше) - акты принятые и «дарованные» подданным главами монархических государств (к октроированным актам можно отнести Октябрьский манифест 1905 г. «дарованный» народу российским императором).