Слайд 1Понятие информации.
Виды и свойства информации.
Слайд 2Основные термины
Информатика
Информация
Информационные процессы
Информационная деятельность
Виды информации
Свойства информации
Информационные ресурсы
Информационная сфера
Слайд 3Понятие информатики
Термином информатика обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а
также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью
технических средств
(с англ. термин computer science – компьютерная наука).
В задачи информатики входят:
исследования информационных процессов любой природы;
разработка информационной техники и создание новейших технологий переработки информации;
решение исследовательских проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах деятельности человека (см. рис. 1, 2)
Слайд 4Рис. 1 Многогранность информатики
Слайд 5Рис. 2 Содержательные линии информатики
Теоретическая
Математическая
Техническая
Технологическая
Информация
Данные
Связи
Методы
Объекты
Свойства
Представление информации числовыми данными Аппаратная обработка
данных
Приборы, устройства и носители для хранения, обработки и перемещения данных
Эффективное
использование программных и аппаратных средств в целях обмена информацией
Слайд 6Понятие информации
Термин «информация» ведет свое происхождение от латинского слова informatio,
означающего разъяснение, изложение, осведомленность.
Четкого определения слова «информация» не существует.
Информацию
мы передаем друг другу в устной или письменной форме, а также в форме жестов и знаков.
Информацию мы извлекаем из учебников, книг, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, сети Интернет и т.п.
Формы представления информации также многообразны: рисунок, статья, чертеж, музыкальное произведение, книга, картина, спектакль и др.
Информация – это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов
Слайд 8Свойства информации
Достоверность (информация не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация
может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений)
Полнота (информация
достаточная для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки)
Ценность (ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью)
Актуальность (при работе в постоянно изменяющихся условиях важно иметь актуальную, т.е. соответствующую действительности, информацию)
Ясность и понятность (информация выражена языком доступным людям, для которых она предназначена)
Слайд 9Информационные технологии - это (согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях
и защите информации» № 149-ФЗ от 2006 г., с дополнениями
и изменениями до 2015 г.) «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».
Информационный процесс – это совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели)
Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, биологических и пр.)
Слайд 10Основные виды информационных процессов
Хранение – запись информации на определенный носитель
Передача
– пересылка информации по схеме: источник информации
информационный канал приемник информации
Обработка – процесс преобразования информации:
кодирование информации – преобразование информации в символьную форму, удобную для ее хранения, передачи, обработки.
декодирование информации – процесс, обратный кодированию, преобразование информации к первоначальному виду
Слайд 11Основные виды информационных процессов
Слайд 12Информационные процессы
К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся:
поиск, отбор, хранение, передача, обработка, защита информации.
Информационные процессы, осуществляемые по
определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека, которую он осуществлял на протяжении многих веков и тысячелетий.
Слайд 13История развития информационных процессов
Из поколения в поколение информация передавалась устно.
Это были сведения о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах
земледелия и др.
Затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения и людей, появились примерно 20-30 тыс.лет назад.
Все это привело к появлению письменности. В Индии писали на пальмовых листьях, в Вавилоне – на глиняных плитках, на Руси пользовались берестой.
Первым революционным явлением стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга.
Слайд 14История развития информационных процессов
Для сбора, переработки и распространения информации создавались
издательства и типографии – родилась информационная промышленность.
Помимо печати появились
средства массовой информации – радио и телевидение.
Революционным изобретением 20 века явилась электронная вычислительная машина (ЭВМ).
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Такие информационные процессы как сбор, обработка, хранение, передача информации, компьютер выполнит намного быстрее, чем человек.
Компьютер – это многофункциональное электронное устройство для создания, обработки, накопления и передачи информации.
Слайд 15Заполните таблицу следующими видами информации:
визуальная, числовая, личная, графическая, тактильная,
мультимедийная,
общественная, звуковая, актуальная, обонятельная, специальная, аудиальная,
текстовая, вкусовая, субъективная.
2. Установите соответствие
между названиями свойств информации и их сущностями.
Задания для самопроверки
Слайд 16Перейдите к выполнению теста в программе MyTest