Слайд 1
Понятие множество и операции с ним
Слайд 2План
1. Понятие «множество» и операции с ним
2.Восприятие и отображение
множества детьми раннего возраста
3. Задачи и содержание обучения детей дискретным
величинам (множествам)
4. Методы и приемы формирования у детей представлений о множестве
5. Методика обучения детей множеству и операций с ним
Слайд 3Литература
Белошистая А.В Формирование и развитие математических способностей дошкольников Курс
лекций- М.: Владос, 2004
Михайлова З.А. Теории и технологии
математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
Шадрина И.В.Теория и методика математического развития : учебник и практикум для СПО.- М.: Юрайт, 2016, 279с.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – Воронеж, 2005- 392с
Слайд 51. Множество и операции с ним
Множество - основное понятие в
математике. Множество - совокупность объектов, объединенных по какому-либо признаку и
воспринимаемых как единое целое.
Понятие «множество» ввел Георг Кантор в 70 г. ХІХв.
Слайд 6Упражнения для определения множества
Множество людей……
Множество птиц………
Множество пчел…….
Множество букв……
Множество военных……
Множество
деревьев….
Слайд 7Свойства множества
Множество характеризуется различными свойствами (характеристиками). Под характеристиками подразумеваются
такие свойства, которыми владеют все объекты, принадлежащие данному множеству, и
не владеет ни один предмет, который не принадлежит ему, т.е. не является его элементом.
Элементами множества называют объекты, составляющие его. Множества обозначается большими латинскими буквами А,В,С,D, а его элементы – малыми a,b,c,d
Слайд 8Свойства множества
Элементы множества - объекты, из которых состоит множество
(предметы, звуки, движения, числа и т.д.).
Пустое множество - множество, не содержащее ни
одного элемента (расстояние от стены до окна, поверхность доски).
Свойства множеств.
Мощность -это обобщение понятия количества (числа) элементов множества.
Равномощные множества – множества, равные по количеству элементов.
Неравномощные множества - множества, неравные по количеству элементов
Слайд 9Конечность и бесконечность множества
Однородность и разнородность
Конечное множество (если оно не пустое)
- множество, элементы которого можно "пересчитать"(есть начало и конец).
Бесконечное множество
- множество, элементы которого нельзя "пересчитать"( нет конца).
Однородность и разнородность.
Однородные множества состоят из однотипных элементов (множество игрушек- все куклы);
Разнородные множества состоят из элементов, отличающихся одним или несколькими признаками
( множество игрушек- куклы, машины, мячи)
Слайд 10Операции с множествами
При объединение (сумме) двух множеств образуется третье множество,
которое включает все элементы этих множеств;
При вычитании множества образуется третье
множество, которое называется разностью;
При пересечении двух множеств образуется третье множество, которое состоит из общих элементов
Слайд 122. Восприятие и отображение множества детьми раннего возраста
Первые экспериментальные
исследования по восприятию множества были проведены в начале 50-х гг.
( Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Н.А Менчинская). Учеными был выявлен ряд особенностей восприятия множества детьми раннего возраста
Слайд 13Особенности восприятия
Дети рано начинают выделять «один» и «много» (на
втором году жизни);
Множество для ребенка раннего возраста не
имеет четких границ (при выкладывании элементов множества в ряд фиксирует крайние элементы множества, не обращает внимания на промежуточные)
ребенок не выделяет элементы множества (не замечает, если из множества забрать 1-2- элемента, замечает лишь когда исчезает большая часть элементов множества);
При восприятии множества дети опираются на размер предметов (5 маленьких машин оцениваются ребенком как множество с меньшим количеством элементов по сравнению с 3-мя большими);
Слайд 14Особенности восприятия
множества
При восприятии множества малыши ориентируются на пространственный
признак (при сравнении двух одинаковых множеств, множество, элементы которого занимают
большую площадь, оценивают как множество с большим количеством элементов (и наоборот);
Ориентируются на форму размещения элементов множества в пространстве (легче отображают множество, элементы которого размещены в ряд (хуже - по кругу, контуру квадрата и т.п.);
Сравнение множеств, установление равенства и неравенства осуществляют легче путем накладывания элементов друг на друга или же путем прикладывания
(рядом или снизу)
Слайд 153.Задачи и содержание обучения детей дискретным величинам
1. Формировать представления
о границах множества и его элементов;
2. способствовать представлениям о равенстве
и неравенстве групп по количеству элементов;
3. Развивать умения и навыки в поэлементном сравнении контрастных и смежных множеств;
4. Упражнять в навыках накладывания и прикладывания, установления взаимно однозначного соответствия;
5. Обогащать речь ребенка специальной терминологией
Слайд 16Содержание знаний о множестве включает:
1. Понимание, что несколько предметов, находящихся
рядом, обозначаются словом «много», одиночные предметы –словом «один»;
2. Понимание вопроса»сколько?»,
выражений «столько-сколько», «поровну», «больше-меньше»;
3. Умение составлять группу из отдельных предметов
(1, еще 1,еще 1- много);
4. Разделять группу на отдельные предметы;
5. Знать равенства и неравенства групп по количеству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков больше, чем кирпичиков и наоборот);
Слайд 17Термины, которыми овладевает ребенок:
« много», « мало», «один», «по одному»,
« ни одного»;
«больше на один», «меньше на один»;
«столько- сколько», «поровну»;
«
сравнение», « накладывание», «прикладывание»;
«сравнить»,«увеличить»,
«уменьшить», «наложить», «приложить»
Слайд 18Роль анализаторов в восприятии множеств
зрительный (контролирующий);
двигательный (дробный, так как он
позволяет разбивать множество на отдельные элементы);
слуховой;
осязательный- на ощупь (рамки-
вкладыши, карточки с нашитыми пуговицами);
кинестетический.
Чем больше включено анализаторов, тем процесс восприятия множества эффективнее
Слайд 19Методы и приемы формирования представлений о множестве
Основными методами формирования представлений
о множестве являются дидактические игры и упражнения с конкретными множествами;
а также метод сравнения, сопоставления множеств друг с другом (для выявления одного и множества, равенства и неравенства и т.п.);
основными приемами являются приемы наложения и приложения (накладывания и прикладывания)
Слайд 20Направления в работе по формированию представлений о множестве
выделение
единичности ( один) и множественности (много);
образование множеств из отдельных
предметов;
выделение одного предмета из множества;
сравнение множеств путем установления взаимно- однозначного соответствия
Слайд 21Задачи по ознакомлению с множеством и его свойствами
Учить выделять
«один» предмет, «много» предметов;
Учить создавать множество из отдельных элементов
( один, еще один, еще один, получилось много);
Учить выделять в множестве его элементы
( много шариков- это множество; шарики - элементы, они разного цвета);
Учить сравнивать множества ( путем наложения и приложения, устанавливать взаимно- однозначное соответствие или несоответствие - равенство или неравенство );
Отражать в речи усвоенные понятия
Слайд 22Приемы обучения
Словесно-практические: «Дай, принеси «один», «много», «Собери, чтобы стало много»,
«Сделай так, чтобы стало больше на…, меньше на….» «Сравни»,
«Наложи на…», «Приложи к….» и т.п.
Наглядные: «Найди на картинке», «Посмотри и назови»и т.п.
Игровые «Кто вперед найдет, назовет» и т.п.
Слайд 23Выделение «один» и «много» на однородных множествах
Слайд 24Выделение «один» и «много» из разнородных множествах
Слайд 25Образование множеств из отдельных предметов осуществляется путем:
подбора и объединения
предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т
п.)
выделения качественных признаков предметов и объединение предмеов в группу на основе одного общего для всех их признака. Это важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.
Слайд 26Выделение одного предмета из множества
МНОГО мишек, ОДИН зайчик
Слайд 27Сравнение множеств
Формирование представлений о множестве осуществляется путём овладения приёмами наложения и приложения
элементов одного множества к элементам другого, знакомства с равенством и
неравенством множеств
Слайд 28Прием наложения
ПРИЁМ НАЛОЖЕНИЯ способствует тому, что внимание ребёнка фиксируется
на равенстве множеств и соответствии отдельных элементов, представленных на рисунках
и в предметах.
Слайд 29Прием приложения
ПРИЁМ ПРИЛОЖЕНИЯ - его цель заключается в том, чтобы научить
ребёнка видеть и соотносить элементы одного множества с элементами другого.
Прием приложения более сложный, чем прием наложения, так как он требует более четкой дифференцировки элементов внутри множества
Слайд 30Понятие взаимно-однозначного соответствия
Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между
элементами групп предметов (множеств).
Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в
том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).
Слайд 31Выводы:
Множество-это………
Множество обладает рядом свойств………
Операции с множествами - это……….
Особенности детского восприятия
множества в………..
Задачи по ознакомлению с множествами…….
Методы и приемы
формирования понятий о множестве……………..