Слайд 1Понятие о методах и приемах экологического образования дошкольников
Слайд 2План
1. Понятие метода и приема, их функции
2. Классификация
методов
а) характеристика наглядных методов
б) характеристика практических методов
в) характеристика словесных
методов
Слайд 3Понятие метод, прием обучения
Метод обучения - это система последовательных
взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на
достижение дидактических задач.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения.
Слайд 4Функции методов
✔ обучающая;
✔ мотивационная;
✔ развивающая;
✔ воспитательная;
✔ организационная.
Выбор методов
обучения зависит:
✔ от цели и содержания предстоящего занятия;
✔ оснащенности педагогического
процесса;
✔ от цели и содержания предстоящего занятия;
Слайд 5Классификации методов и приемов обучения
В современной педагогике нет единой общепринятой
классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу
которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения.
К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются: практические, наглядные, словесные и игровые
Слайд 61. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я.
Голант, Е.И. Петровский и др.).
Издавна известно три главных источника знаний:
практический , наглядный, словесный. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видеообраз в сочетании с новейшими компьютерными системами
( мультимедиа)
В данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях).
Слайд 7Классификация методов
По конкретной деятельности детей с объектами природы:
Опосредованные:
-рассматривание иллюстраций,
- наблюдение;
- чтение,
рассказывание, беседы;
Слайд 8Непосредственные:
труд ( по уходу за растениями и животными, связанный
с охраной природы;
игра ( дидактическая, подвижная, творческая);
опытное
экспериментирование;
моделирование
Слайд 92. Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели
(М.Д. Данилов, Б.П. Есипов).
В качестве общих признаков классификации выступают последовательные
этапы, через которые проходит процесс обучения на занятии, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы:
✔приобретения знаний;
✔формирования умений и навыков;
✔ применения знаний;
✔ творческой деятельности;
✔ закрепления;
✔ проверки знаний, умений, навыков.
Слайд 103. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер,
М.Н. Скаткин).
Тип познавательной деятельности
(ТПД) - это уровень самостоятельности познавательной деятельности,
который достигают дети, работая по предложенной педагогом схеме обучения.
В данной классификации выделяются следующие методы:
✔ объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
✔ репродуктивный;
✔ проблемного изложения;
✔ частично-поисковый (эвристический);
✔ исследовательский.
Слайд 11Характеристика наглядных
методов и приемов обучения
К группе наглядных методов обучения относятся:
1) наблюдение;
2) демонстрация наглядных пособий (предметов, картин, диафильмов, слайдов,
видеозаписей, компьютерных программ);
3) Рассматривание картин
Наблюдение - чувственное познание природных объектов, познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.
Слайд 12Значение наблюдения
обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о
животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
дает возможность
научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы
ориентироваться в наиболее значимых признаках, обнаруживать
через них
взаимосвязь растений,
животных с явлениями
неживой природы.
Слайд 13Значение наблюдения
С.Л.Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в
процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Наблюдение - это психическая
интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения.
С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений.
Слайд 14Для проведения наблюдений важными являются:
определение содержания наблюдений;
наличие природных
объектов;
поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.
уголок
природы
огород на столе
Слайд 15Виды наблюдений
Наблюдение осуществляют путем:
узнавания объекта при первом
знакомстве;
выделения существенных признаков при повторных наблюдениях ;
сравнение с другими
объектами;
4) Обобщение
наблюдаемых
объектов
Слайд 16виды наблюдений
- кратковременные,
- длительные,
- повторные
- сравнительные
Слайд 17Виды наблюдений
длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом
развития, с изменением состояния того или иного объекта, что дает
необходимый материал для развития мыслительной деятельности;
сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей.
Слайд 18содержание наблюдений
то, что дети могут познать в непосредственном контакте с
природой ( живые объекты уголка природы и участка детского сада-
определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения);
та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации
(определение свойств и характеристик объектов и их частей - цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
Слайд 19Циклические наблюдения
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным
объектом уголка природы или участка детского сада( имеет свое содержание,
свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними).
Значение
формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте (строение, функционирование ,условия жизни.
позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях
Слайд 20Достоинство циклических наблюдений
- протяженность во времени Многоразовое (но
с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту
на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему (Например: «Наблюдение за рыбкой в аквариуме» - цель 1 наблюдения: знакомство с рыбкой; цель2- условия, в которых живет рыбка; цель 3 - чем питается рыбка; цель 4 - как плавает рыбка; цель 5 – строение рыбки, цель 6 - как рыбка отдыхает, цель 7 - о рыбке надо заботиться
Слайд 21Требования к организации наблюдений
педагогические:
1. максимальная доступность для восприятия;
2.
структура наблюдения (начало , основная часть, заключительная часть).
3. непродолжительность наблюдения
Слайд 22Методы и приемы, используемые воспитателем при наблюдении
1 часть( приемы концентрации
внимания- загадки –описания, прием оказания помощи воспитателю);
основная часть( вопросы
к детям, пояснения, уточнения);
заключительная часть(стихи, песенки о наблюдаемом объекте).
Слайд 23Организация недельной организации наблюдений за сезонами
одну неделю каждого месяца -
вторую или третью - во всех группах детского сада планируются:
а) ежедневное наблюдение за погодой;
б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели); поиск животных и наблюдения за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке;
в) ежедневная работа с календарем
Слайд 24наблюдение за погодой
включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или
холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или
ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная
Приемы:
понедельник: педагог задает вопросы ("Какого цвета небо? Что на нем есть?«)
Вторник: прием сравнения- «Небо такое как вчера? что изменилось»;
среда: игровые приемы- флажки, ленточки для определения ветра;
Четверг: предложить 1-2- детям рассказать о погоде, остальным откорректировать их;
пятница: воспитатель может "случайно забыть" о наблюдении погоды, "вспомнив" об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: "Мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?
суббота и воскресенье- домашнее задание наблюдать погоду в выходные дни, запомнить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем, последний раз отметить ее в календаре природы.
Слайд 26Наблюдение за растениями и животными
В середине недели к наблюдениям
погоды присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонного состояния.
В
конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами.
Слайд 27
Наблюдение за ростом и развитием живых существ
В зимне-весеннее время во
всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук,
чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада.
Слайд 28Наблюдения за ростом и развитием животных
Цикл наблюдений за ростом
и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей
детского сада, которые производят потомство. Цикл наблюдений включает следующие моменты.
1) Обустройство гнезда обоими родителями, т.е. подготовка условий для будущего потомства;
Кладка яиц, внутри которых находятся живые зародыши, их высиживание - первая видимая стадия развития птиц,
2) Вылупившиеся птенцы, которые абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, и их выживание целиком зависит от средообразующего поведения родителей: кормления, обогрева и защиты; во внешних условиях добавляется "детский" корм, которым родители выкармливают желторотых малышей.
Слайд 29Наблюдения за ростом и развитием животных
3) Наблюдение за подросшими птенцами-продолжается
опека со стороны родителей и начинается самостоятельное поведение - поиск
корма, ориентировка в пространстве; обучение полету и другим навыкам самостоятельной жизни.
4)Половозрелые молодые птицы - они почти не отличаются от родителей,
способны сами выводить
потомство; условия
их жизни такие же,
как у взрослых птиц.
Слайд 30наглядные приемы обучения:
показ способов действий,
показ образца.
Эти приемы
основаны в значительной мере на подражании и его роли в
усвоении ребенком знаний и умений.
Показ должен быть четким, точным.
Слайд 31Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных
средств
являются важным методом обучения дошкольников, позволяющим решать ряд
дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.
Слайд 32Характеристика практических методов обучения
Практические методы обучения - это такие
методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению
новых знаний, умений практический характер.
Ведущими практическими методами обучения являются:
труд в природе;
упражнение;
опыты;
экспериментирование;
моделирование.
Слайд 33 Труд в природе
Труд по уходу за растениями
(в уголке природы, на огороде)
труд по уходу за животными
( в живом уголке)
Труд, связанный с охраной природы (на огороде, на участке детского сада)
Слайд 34Характеристика упражнений
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий
заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности,
у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посредством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть экологического осодержания обучения.
Слайд 36Опыты и эксперименты
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в
экологическом образовании дошкольников, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести
новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними.
Слайд 37Классификация опытов и экспериментов
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
опыты с растениями;
опыты с
животными;
опыты с объектами неживой природы;
опыты, объектом которых является человек
Слайд 38Классификация опытов
2. По месту проведения опытов:
в групповой комнате;
на
участке;
в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
индивидуальные (1—4 ребенка);
групповые (5—10 детей);
коллективные (вся группа).
Слайд 39Классификация опытов
4. По причине их проведения:
случайные;
запланированные;
поставленные в ответ
на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические
(проводимые от случая к случаю);
систематические.
Слайд 40Классификация опытов и экспериментов
6. По продолжительности:
кратковременные (от 5
до 15 минут);
длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за
одним и тем же объектом:
однократные;
многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
первичные;
повторные;
заключительные и итоговые.
Слайд 41Моделирование
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ
существенных свойств моделируемого объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения:
реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
виды моделей.
предметные модели ( аквариум-модель водоема, глобус- модель Земли и т.д);
схематичные ( схемы, карта полуострова Крым, карта Земли и т.п);
Динамические (движущиеся - календарь природы )
Слайд 42Игровые методы и приемы
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается
в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные
эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Наиболее распространенными игровыми методами являются:
✔ дидактическая игра В процессе обучения она выполняет две функции:
совершенствование и закрепление знаний;
усвоение детьми новых знаний и умений разного содержания.
Игровая обучающая ситуация ( ИОС)
Слайд 43Игровые методы и приемы
воображаемая ситуация в развернутом виде: с
ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием ( игры-путешествия, игры- загадки
Важное
значение для повышения активности детей на занятиях имеют
такие игровые приемы, как:
✔ внезапное появление объектов, игрушек;
✔ выполнение воспитателем различных игровых действий.
✔ создание игровой ситуации.
Слайд 44Игровые приемы
На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки
коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.
К игровым приемам также
относятся:
✔ загадывание и отгадывание загадок;
✔ введение элементов соревнования (в старших группах);
Слайд 45Словесные методы и приемы (опосредованные)
К словесным методам относятся:
✔ рассказ
педагога;
✔ беседа;
✔ чтение художественной литературы.
Рассказ педагога - важнейший словесный
метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о растениях и животных, временах года, явлениях в природе
Слайд 46Понятие беседа, виды
Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает,
что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут
все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.
Задача педагога:
так построить беседу,
чтобы опыт каждого ребенка
стал достоянием всего коллектива.
Слайд 47Виды бесед
По содержанию различаются два вида бесед: этические и
познавательные:
✔ этические беседы - проводятся только с детьми старшего дошкольного
возраста. Они имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок;
✔ познавательные – проводятся, начиная со средней группы. Их тематика определяется программой обучения, а также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.
Слайд 48Виды бесед
По дидактическим целям выделяют беседы: вводные и обобщающие
(итоговые):
✔ назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности,
наблюдению;
✔ обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
Слайд 49Чтение художественной литературы.
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире,
важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.
Чтение художественной
литературы связано с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок
чувствует, понимает переживания
других людей, проникается ими.
Слайд 50словесные приемы:
вопросы к детям,
указание,
пояснение,
объяснение,
педагогическая оценка
типы
вопросов:
✔ требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто?, что?,
какой?, где?, когда?);
✔ побуждающие детей к мыслительной деятельности, формулировке умозаключений, выводов (типа: почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).