Слайд 1Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем.
Эффективность природопользования.
Выполнил: студент
гр. ЗКбз-12-1
Ярославцев А.Д
Проверила: Лешневская Е.Ф.
Слайд 2Цели и задачи
Цели:
разобрать основные понятия об управлении природопользования
разобрать понятия
и критерии оценки состояние геосистем
определить эффективность природопользования.
Задачи:
Определить понятия, субъекты,
виды и функции управления природопользования
Определить роль управления природопользования
Выделить типы геосистем по их экологическому состоянию
Определить критерии оценки эффективности природопользования в Российской Федерации
Оценить эффективность природопользования в Российской Федрации
Слайд 3Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем
Управление в сфере
взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами
действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о:
распоряжении природными ресурсами
обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов
сохранении или восстановлении благоприятного состояния окружающей среды,
соблюдении, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Слайд 4Виды управления
Субъекты управления в данной сфере тесно связаны с видами
управления. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осуществляется общественными формированиями,
юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить следующие виды управления:
общественное
производственное
отраслевое (ведомственное)
государственное.
Слайд 5Функции управления природопользованием
Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по
обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Функции управления:
• создание
системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
• подзаконное нормотворчество;
• координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
• распоряжение (управление) природными ресурсами;
• планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
Слайд 6Функции управления природопользованием
Функции управления:
• экологическое нормирование;
• экологическая экспертиза;
• экологическое лицензирование;
•
экологическая сертификация;
• экологический аудит;
• наблюдение за состоянием окружающей среды;
• учет
состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
• экологическое воспитание и образование;
• контроль за использованием и охраной объектов природы;
• разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Слайд 7Виды управления природопользованием. Общественное управление.
Общественное управление охраной окружающей среды и
природопользованием — проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления
данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами.
Слайд 8Виды управления природопользованием. Общественное управление.
Наиболее значимыми функциями общественного управления является:
участие
граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений
в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду,
принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.
Слайд 9Виды управления природопользованием. Производственное управление.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной
окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему
правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др.
Слайд 10Виды управления природопользованием. Производственное управление.
Управление осуществляется как функциональными службами (инженера,
механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и
специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы.
Ответственность за охрану природы возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще на главного инженера.
Производственное управление регулируется преимущественно локальными актами, т.е. актами предприятия, с учетом его специфики.
Слайд 11Виды управления природопользованием.
Отраслевое управление.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной
окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах
своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду.
Слайд 12Виды управления природопользованием.
Государственное управление.
Государственное управление в области природопользования и
краны окружающей среды — составная часть государственного правления в целом.
Слайд 13Виды управления природопользованием.
Государственное управление.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей
среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются
способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых.
Слайд 14Виды управления природопользованием.
Государственное управление.
Методы делятся на:
административные (прямой приказ, обеспечиваемый
возможностью государственного принуждения);
экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых
коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений);
моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
Слайд 15Состояние геосистем
По степени нарушенности и/или сохранности ландшафтов (Данилов-Данильян и
др., 1994) различаются пять групп:
исключительно сильно преобразованные (трансформировано 97-90%
площади) – ГС Чермасанско-Ашкадарская (97%),
очень сильно преобразованные (87-80%) – ГС Сакмарская (87%), Юрюзанско-Айская (85%);
сильно преобразованные – ГС Инзерско-Салдыбашская (59%);
умеренно преобразованные – ГС Уфимская (45%);
относительно слабо преобразованная Южно-Уральская ГС – (25%).
Слайд 16Состояние геосистем
Сток углерода в геосистемы. Антропогенные нарушения естественных ландшафтов приводят
к снижению способности ассимилировать атмосферный углерод (Голубев, 2006) и особенно
– вследствие уничтожения лесной растительности (Горшков, 1980; Данилов-Данильян, Горшков, Арский и др., 1994).
Слайд 17Оценка нагрузки сельскохозяйственного производства на геосистемы.
Для нахождения мощности биопотребления,
энергопотребления и энергетической нагрузки на территорию, распаханности площади и нагрузки
скота на сельхозугодья, плотности населения, доли сельхозугодий от площади территории, отношения площади лесов к пашне, требуются данные о потреблении НПП, количестве используемых коммерческих и традиционных видов топлив, структуре землепользования, численности населения, пространственном распределении сельхозугодий, поголовья скота.
Слайд 18Последовательность действий по вычислению внутрирайонного распределения поголовья скота.
Слайд 19Типизация геосистем на основе сходства показателей состояния окружающей среды.
Геосистемы разделяют
на типы на основании 10 количественных и 9 качественных показателей
антропогенного воздействия.
Показатели:
степени нарушенности ландшафтов,
мощности биопотребления и энергопотребления,
энергетической нагрузки на территорию,
распаханности,
доли естественных кормовых угодий,
нагрузки домашнего скота на пашню,
Слайд 20Типизация геосистем на основе сходства показателей состояния окружающей среды.
Показатели:
естественные кормовые
угодья, плотности сельского населения,
доли сельхозугодий и степени облесенности,
отношения
площади лесов к пашне,
экологической инфраструктуры геосистем (Егоренков, Кочуров, 2005),
общих показателей влияния городов на окружающую среду.
Слайд 21Типизация геосистем на основе сходства показателей состояния окружающей среды.
На основании
этих критериев выделяют 4 типа геосистем:
1 тип с критически неблагополучным
геоэкологическим состоянием. Это тип характеризуется наиболее полным спектром экологических проблем, в основном высших степеней остроты.
2 тип с резко неблагополучным геоэкологическим состоянием. Отличается от первого незначительно. Общее для этих типов – резкое нарушение баланса углерода. Геоэкологическое состояние этих геосистем и определяет в основном уровень нарушения биогеохимического круговорота конкретного биогена.
Слайд 22Типизация геосистем на основе сходства показателей состояния окружающей среды.
3 тип
с неблагополучным геоэкологическим состоянием. Характеризуется сравнительно коротким списком не очень
острых экологических проблем, которые, к тому же зачастую являются локальными.
4 тип с относительно благополучным геоэкологическим состоянием. В этом случае площади компенсирующих участков резко преобладают над пашней. В современных условиях они выполняют средостабилизирующую функцию. Однако, уже при возрастании массы выбросов до высокого уровня ассимиляционные возможности окажутся исчерпанными.
Слайд 23Эффективность природопользования
Эффективность природопользования является основой экономики России, рациональное использование
которой способно на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства
и непроизводственной сферы.
Слайд 24Эффективность природопользования
За последние 10-15 лет в стране сформировалась обширная и
полная законодательная база в сфере природопользования, что в целом позволило
обеспечить функционирование и переход к рыночным методам хозяйствования в этой сфере экономики России.
Вместе с тем изменения в системе диктуют новые требования к нормам правового регулирования, которые должны адекватны задачам и перспективам развития природного комплекса.
Слайд 25Эффективность природопользования
В последние годы началась работа по значительному обновлению природно-ресурсного
законодательства. Так, в 2001 году был принят новый Земельный кодекс
Российской Федерации, в 2002 году – новая редакция Федерального закона “Об охране окружающей среды”. Внесены или готовятся изменения в другие законодательные акты.
Слайд 26Эффективность природопользования
Наиболее существенный объем полномочий в сфере владения, пользования и
распоряжения природными ресурсами сосредоточен на федеральном уровне, где должны приниматься
решения об их использовании в интересах всего государства. Отменен так называемый принцип "двух ключей", который предусматривал предоставление в пользование участков недр совместным решением органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Слайд 27Эффективность природопользования
Последовательно реализуется принцип использования доходов от природопользования в интересах
развития всех регионов Российской Федерации. В этих целях предусмотрена полная
централизация в федеральном бюджете водного налога, платежей за пользование лесным фондом (в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), увеличение до 95% централизации налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата.
Слайд 28Эффективность природопользования
Важной и сложной задачей остается дифференциация налогообложения при пользовании
природными ресурсами, прежде всего при добыче природных углеводородов. В настоящее
время по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти установлена единая налоговая ставка, не учитывающая природные качества и условия добычи месторождений.
Слайд 29Выводы
1. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить
реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права
граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний.
Слайд 30Выводы
2. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осуществляется общественными формированиями,
юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить следующие
виды управления:
общественное
производственное
отраслевое (ведомственное)
государственное.
Слайд 31Выводы
3. Классификация состояние геосистем по степени нарушенности и/или сохранности ландшафтов
(по Данилову-Данильяну):
исключительно сильно преобразованные (трансформировано 97-90% площади);
очень сильно преобразованные
(87-80%);
сильно преобразованные (59%);
умеренно преобразованные (45%);
относительно слабо преобразованная (25%).
Слайд 32Выводы
Эффективность природопользования является основой экономики России, рациональное использование которой способно
на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства и непроизводственной
сферы.