Слайд 1ПОНЯТИЕ
РЕЛИГИИ
ключевые слова:религиоведение,
культ, символ,церковь,секта,деноминация,экуменизм,секуляризация
Слайд 2Структура религиоведения
1.Социология религии (О.Конт(1798-1857),Э.Дюркгейм(1858-1917),Б.Малиновский(1884-1942),К.Маркс(1818-1883),М.Вебер(1864-1920).
Психология религии- У.Джемс, З.Фрейд(1856-1939),К.Юнг(1875-1961).В.Франкл, Г.Оллпорт и др.
Слайд 3Слово «религия» означает
Religere –вновь собирать
Religare - соединять
Religio –богопочитание,благочестие
Religiones –богослужебные обряды
Слайд 4География религий
В 20 веке произошло возрождение религии.Ослабление процесса секуляризации.
Католицизм к
2000 году по прогнозам должен был составлять 30% населения,православие- 3%,ислам-
20 %, буддизм- 6%.атеисты- 4%.
Статистика на 2006 год такова –католики-1млрд.100 млн,
Правосл.-225 млн.протест.-481 млн,ислам-1млрд.500 млн.буддизм-376 млн, индуизм-900 млн,нев.-1100.(упало на 100млн. по ср с 1970.
Такие социологи как Парсонс,Бергер считают, что ослабление роли религии не связано с ее исчезновением.В обществе происходит не секуляризация, а религиозная трансформация, индивидуализация религиозных верований.
Влияние религии как социального и нравственного феномена,ее влияние на общественно- политические ориентации и поведение людей весьма значительны.Религия из мировоззренческого феномена , альтернативы научного взгляда на мир трансформировалась в объективно развивающийся социокультурный феномен.Религия и религиозные институты выполняют функцию элемента исторической памяти этносов.Религия выступает стержнем цивилизационной идентификации.В условиях глобализации религиозный фактор выступает основой антиинтеграционных сил, важным фактором политики.
Ю. Тюан показала роль религий в развитии цивилизаций.По ее мнению, человек- это тот, кто ищет гармонию в мире.последовательность вещей.структурность мира.
Философ Фукуяма говорит о необходимости создания новой религии, Хантингтон видит в религии основу специфики той или иной цивилизации.
Слайд 5Значение понятия «религия»
Религия –вера в существо или существа,которые не воспринимаются
обычными эмпирическими способами(по Тайлору)
Религия – набор символических форм и действий,которые
соотносят человека с конечными условиями его существованият.т.Е. рождением,смертью,жизненными трагедиями( по Р.Белла).
Слайд 6Символ
Символ –знак,представление чего-то иного.Символ содержит в себе указание на
отличное от него содержание,для которого он является свернутым кодом и
служит принципом, «ключом» постижения его бесконечной полноты.Для религиозной личности символ выступает знаком божественного и кодом для прочтения его бесконечного смысла
В качестве религиозных символов могут выступать объекты (крест,звезда Давида),поступки(коленопреклонение,крещение),мифы или предания(библейская история).
Религиозные символы обеспечиваютфункционирование религии в обществе как определенной системы коммуникации
Слайд 7Миф
Миф как образ реальности:
-миф является архетипической символической структурой
-в мифе причинно
–следственные связи заменяются прецедентом,т.е. первоистоком
-в м ифе все происходившее в
изначальное время приобретает характер образца
Символическая система мира предстает как воссоздание священного пространства в обыденном мире
Характеристики священного пространства следующие:центр мира,ось мира,образ мира
Слайд 8Религиозный опыт
Религиозный опыт как переживание священного(нуминозного)
Религиозный опыт как переживание кратофании,изменения
смысла жизни
Религиозный опыт как переживание священного ужаса и благоговейного восторга
Слайд 9Структура религии
Доктрина (теология,космология,антропология)
Культ – совокупность символических действий(молитва,жертвоприношение)
Этика религиозная
Религиозные организации(церковь,секта,деноминация)
Слайд 10Религиозные организации
Секта,церковь,деноминация
Типы человека религиозного –пророк ,священнослужитель ,маг, колдун
Слайд 11Конечная причина вещей должна находиться в необходимой субстанции, которая является
причиной всех качественных изменений; и это мы называем Богом (Готфрид
Вильгельм Лейбниц, 1670 год)
Слайд 12Кроме Бога никакое вещество не может
быть представлено или задумано;
Все,
говорю я, в Боге, и все вещи которые
сделаны,
сделаны по законам бесконечной
природы Бога, и с необходимостью
вытекают из необходимости его сущности.
(Бенедикт де Спиноза, 1673)
Слайд 13Я не верю в личного Бога, и я никогда не
отрицал этого, но выразился ясно. Если есть
во мне что-то,
что можно назвать религиозным,
то это является неограниченным восхищением
структурой мира, поскольку наша наука может
ее обнаружить. ... Я верю в Бога Спинозы,
который проявляет себя в упорядоченной
гармонии, то есть, не в Бога, который
заботится о судьбе и деятельности человека.
(Альберт Эйнштейн)
Слайд 14 Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая
в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых
действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Слайд 15Из определения
можно выделить 4
ключевых элемента,
которые и составляют
структуру религии.
доктрина
культ
религиозная этика
религиозные организации
Слайд 16Доктрина
Это своеобразная
религиозная идеология.
Это развернутое социальное учение, основывающееся
на вероучении, текстах “священных книг” (Библии, Корана и др.), получающее
развитие в
богословских трудах, проповедях
духовенства, официальных
документах религиозных центров.
Слайд 17Доктрина содержит определение того, что считать ортодоксальным в религии, а
что еретическим.
1. Что есть Бог?
2. Что есть человек?
3. Что есть
мир?
ТЕОЛОГИЯ (теория Бога);
АНТРОПОЛОГИЯ (теория человека).
КОСМОЛОГИЯ (теория мира);
Слайд 18ТЕОЛОГИЯ.
Что же представляет собой Бог?
Ислам отвергает характеристику Бога, придающую Ему
любую человеческою форму, или изображающую Его предпочитающим отдельных людей или
нации на основе богатства, власти или расы.
Коранический термин, Аль-Кайюм: “Он Первый и Последний.”
Иудаизм: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Христианство: Библия никогда не говорит о Боге в безличном смысле. Вместо этого это обращается к нему в личных сроках — как тот, кто, кто говорит, кто видит, слышит, действует, и любит.
Слайд 19Антропология
Религиозный опыт - есть опытный (то есть через определенные
делания) путь наладить отношения человека с Богом и, собственно, сами
отношения человека с Богом, в соответствии с тем, как Он хочет, чтобы мы их с Ним строили (то есть вера в Его, Бога, благость).
Вера от добродетелей и общения с Богом (религиозного опыта) неотделима.
Религиозный опыт определяется как:
1. переживание священного – знак божественного
2. переживание и изменение смысла жизни
3. переживание священного ужаса и благоговейного восторга
Слайд 20 Космология
- учение о мире как о структурности.
Первичную форму доктрины (или
первую попытку объяснения вопросов жизни и смерти) некоторые религоведы усматривают
в мифе.
То, что примитивное
мышление выражает в виде
мифа, на высшем уровне
культуры проявляется
как доктрина.
Слайд 21Культ
- символическая реализация религиозных потребностей и верований, вид религиозной деятельности
(проповеди, молитвы, обряды, жертвоприношения, праздники и т.д.).
Слайд 22Символ – знак божественного, код для прочтения его бесконечного смысла,
система коммуникации.
Религия – символическая система
Слайд 23 Религиозная этика
– система моральных предписаний, которая строится на основе
религиозных представлений. религиозных представлений о добре и зле в общекультурную
этическую модель всех времен и народов; система моральных норм, которые установлены и действуют на основе религии.
Христианство
«Ненавидь грех, но люби грешника», «Не судите, да не судимы будете»,
«В каждом человеке, даже самом нечестивом и падшем, надо видеть образ Божий»
Буддизм.
Любовь и милосердие ко всем живым существам
Иудаизм.
Этика справедливости, милосердие
Слайд 25Отношение к государству и другим религиям
Источник членства
Пример
Тип руководства
Вовлечен-ность членов
Тип религиозного
действия
Слайд 26Как понимаются религия и вера нашими современниками и особо –
верующими современниками?
Слайд 27Давайте формально сравним три религии, наиболее известные и понятные нам
–
христианство
религию денег
советский социализм.
Слайд 28Высший символ, символ власти над миром
Христианство (Х):
Религия Денег (Д):
Социализм (С):
Бог
Деньги
Производительные силы и человек
Слайд 29Основа мироздания
Х: Всё в мире происходит по воле божьей.
Д: На
всё воля свободного рынка.
С: Развитие зависит от производительных
сил и от усилий человека по саморазвитию.
Слайд 30Как действовать человеку
Х: Поступай согласно божьим заповедям, стремись к идеалу
бога.
Д: Копи предметы поклонения (деньги), любое действие должно
быть подчинено
рынку.
С: Развивай производительные силы и самосовершенствуйся.
Слайд 31Как действовать обществу
Х: Помогать друг другу.
Д: Увеличивать ВВП.
С: Увеличивать ВВП
и помогать друг другу.
Слайд 32Шаги человека
Х: Грех – шаг против заповедей,
доброе дело –
согласно заповедям.
Д: Грех – убыток, доброе дело – прибыль.
С: Объединение
христианства и религии денег.
Слайд 33Главный зрительный символ
Х: Распятие (крест)
Д: Знак доллара – $
С: Серп
и Молот, Красная Звезда, Красное Знамя
Слайд 34Носимые символы
Х: Нательный Крест
Д: Наличные, кредитная карточка
С: Значок с серпом
и молотом или звездой, партбилет
Слайд 35Ежедневные символы
Х: Распятие, иконы
Д: Наличные, счётная книга, чеки, пластиковые карточки
С:
Портреты вождей, лозунги; рубли
Слайд 36Главные процедуры в жизни человека
Х: Молитва, исповедь,
посещение церкви, пост
Д:
Подсчёт прибыли (месячной, квартальной, годовой)
С: Следование линии партии (через чтение
газет, просмотр ТВ, посещение собраний);
выполнение производственных планов; саморазвитие
Слайд 37Верховный орган власти
Х: Папа или Патриарх, иногда Государь
Д: Держится в
тайне
С: Генеральный секретарь и Политбюро партии
Слайд 38Главная структура власти
Х: Церковь
Д: Банки
С: Партия
Слайд 39Праздники
Х: Дни исторических событий,
связанных с богом и святыми
Д: Любой
момент
получения прибыли
С: Дни исторических событий,
связанных с партией и
Родиной
Слайд 40Вознаграждение
Х: Рай после смерти, уважение
окружающих при жизни
Д: «Рай» при
жизни – есть деньги,
делай что хочешь.
С: Уважение плюс некоторые
материальные блага при жизни, коммунизм как будущий
рай для всех
Слайд 41Основатели
Х: Иисус Христос, его ученики
Д: Открыто – Адам Смит
С: Маркс
– Энгельс – Ленин – Сталин
Слайд 42Святые
Х: Защитники веры
Д: Накопившие много денег
С: Защитники веры и герои
труда
Слайд 43 «Не обманываетесь: Бог поругаем не бывает.
Что посеет человек, то
и пожнёт».
Библия,
Послания Апостолов: Павел
Слайд 44Типология религий
Родоплеменные(возникают в период первобытного общества).Не имеют единого названия.Хронологические рамки
– 40000 –лет до н.э. и до наст.времени.
Тип религиозных верований:
1.тотемизм
2.фетишизм
3.анимизм
4.магия
5.культ
предков
6.аниматизм
Господствующий тип мифов – природные(солярные,лунарные и т.п.); ландшафтные, о растениях, о животных и т.п.
Тип организации религиозной жизни – общинная религиозность
Слайд 45Национально – государственные или государственные этнические религии, хронологические рамки 2000
-0 до н.э.
1. ранних цивилизаций
Древнего Египта
Вавилонии
Древнего Рима
Древней Греции
Древнего Китая
Слайд 46Современные национальные религии
Иудаизм
Индуизм
Джайнизм
Сикхизм
Конфуцианство
Даосизм
Синтоизм
Господствующий тип верований:анимизм,политеизм,переход к монотеизму
Господствующий тип мифов:космогонические,героические и
эсхатологические
Тип ритуала: жертвоприношение, молитва, гадательная практика
Тип организации религиозной жизни –
религиозные функции сосредоточены в руках жрецов особой сословной группе, принадлежащей к духовной элите общества
Слайд 47Мировые религии –буддизм, христианство, ислам.Основной признак – универсализм.
Буддизм (6 в.
До н.э)
Тип верований – политеизм
Тип мифов: космологические
Основной тип ритуала –медитация.
Христианство
(1век н.э.),ислам(7век н.э).
Тип верований – монотеизм
Тип мифов – исторические, эсхатологические и сотериологические
Основной тип ритуала – молитва
Слайд 48Религия в совр. мире
Экуменизм-движение за объединение церквей(эксклюзивизм,инклюзивизм,плюрализм).
Всемирный совет церквей-1948год
Религиозный фундаментализм(возрождение
религии)
Религиозный модернизм-обновление религии
Слайд 49Новые религиозные движения
Вместо церкви- коммуны.миссии,центры
Нет богослужения
Эклектизм, смешение разных идей и
религий.
Создают свою литературу
Упор- на непосредственный контакт с божественным миром,мистицизм.оккультизм
Слайд 50НРД
1.неохристианские(Церковь Унификации Муна, Церковь последнего завета, Семья любви и др.
2.Неовосточные(Международное
общество сознания Кришны и др.)
3.Опираются на особую психотехнику(оккультно-мистические)=
сайентология.,ТМ и др.см.также
ислам