Слайд 1Понятие, цели, задачи современного высшего образования
Доцент, к.и.н., к.ю.н.
И.В. Тушканов
Слайд 2Понятие образования
Процесс сохранения, передачи и приумножения культурно-исторического человечества опыта с
целью СОЦИАЛИЗАЦИИ индивида.
Слайд 3Образование
Образование
объём знаний,
личность
Учебный процесс
Дидактика
Воспитание
совокупность методов, позволяющих целенаправленно изменять личность учащегося
совокупность
методов, позволяющих максимально эффективно передавать знания и создавать условия для
их наилучшего усвоения
Законы дидактики
1. Наглядность и развитие творческого мышления.
2. Сознательность и творческая активность.
3. Доступность и посильная трудность.
4. Коллективность обучения и учет индивидуальных способностей обучаемого.
Слайд 4Особенности высшего образования
Взрослый объект обучения;
Профессиональное образование;
Двойная социализация: 1. в обществе
в целом; 2. в профессиональной среде.
Слайд 5Основные характеристики классического образования:
три элемента образованности: обучение, воспитание, культура тела
вторичный
характер по отношению к обществу, культуре
относительная автономность образования от общества
специфический
характер трансляции культурного опыта
Слайд 6Структура классического образования
1. информация:
удостоверенный научный опыт в стандартной знаниевой
форме (знать = уметь)
2. ценности:
академизм (Истина, Добро, Красота)
3. организация:
субъект-объектная (учитель всегда прав!)
Слайд 7Современные факторы, вызвавшие кризис высшего образования
Социализация без образованности («если ты
умный, то почему бедный»);
2. демократизация (либерализация) общественной жизни («я тоже
образованный»);
Слайд 8Современные факторы, вызвавшие кризис высшего образования
3. экономизм как основа общественного
развития;
4. потребительство как образ жизни;
5. глобализация общественного развития;
6. инновационный технологизм;
Слайд 9Современные факторы, вызвавшие кризис высшего образования
7. Массовый характер высшего образования:
С
1990 года по 2010 год количество вузов вместе с филиалами
выросло с 640 до 3355. (В 4,5 раза).
Численность студентов выросла в почти в 3 раза (с 3,2 млн. до 9 млн. и достигла 500 чел. на 10 тыс. жителей. Это один из самых высоких показателей в мире!)
Слайд 10Проявление кризиса:
Образование в контексте инновационного развития: чему и как учить?
Образование
в условиях рыночной экономики: могут ли образовательные продукты быть полноценными
товарами?
Образование и государство: государственное присутствие – это хорошо или плохо?
Образование в потребительском обществе: если образование – сфера услуг, то клиент всегда прав?
Образование и глобализация: кто заинтересован в глобальной модернизации образования?
Слайд 11Изменение целей образования
В прошлом - формирование разносторонней многогранной личности;
Современная цель
– подготовка «узкого» специалиста (и по уровню и по кругозору)
Слайд 12Политика государства
Документы: программы Образование- 2020, Образование- 2030, Болонская конвенция 1999
г., законы 1992, 1996, 2013 годов;
Цели: качество, эффективность, непрерывность, мобильность,
инвестиционная привлекательность;
Принципы: экономизм, либерализм, потребительство;
Слайд 13Политика государства:
Проявления:
ГОСы третьего поколения (компетентностный подход)
система зачетных единиц
академическая
мобильность
оценка деятельности образовательных учреждений на основе международных стандартов
общественно-государственная аттестация вузов
оптимизация
сети образовательных учреждений ВПО
Слайд 14«Образование не насаждается извне, подобно тому, как меняется форма одежды
или административного устройства. Изменения в нем следует развивать изнутри. Ход
их будет хотя и медленнее, но зато
вернее».
Н.Я. Данилевский:
Слайд 15«Полуобразованность гораздо хуже чем необразованность».
И.А. Ильин:
Слайд 16Задачи, стоящие перед вузом:
Обеспечивать высокое качество обучения.
2. Быть привлекательным для
абитуриентов в условиях конкуренции.
3. Быть эффективным по итогам ежегодных мониторингов
Минобрнауки.
Слайд 17Задачи, стоящие перед преподавателем:
Высокий уровень знаний предмета, в том числе
последних достижений науки.
Умение интересно читать лекции и грамотно вести семинарские
занятия.
Способность вести научно-исследовательскую работу и руководить НИРС.
Слайд 18Задачи, стоящие перед преподавателем:
4. Своевременная подготовка необходимых учебно-методических материалов.
5. Своевременное
предоставление разнообразных отчетов, требуемых Минобрнауки.
6. Умение владеть литературной речью, современными
техническими средствами обучения, иностранным языком.
Слайд 19Задачи, стоящие перед преподавателем:
7. Психолого-педагогическая подготовка, позволяющая сочетать:
А) подачу информации,
как понятной для слабых студентов, так и интересной для сильных
студентов.
Б) высокую требовательность с предоставлением возможности изучить предмет всем добросовестным студентам (хотя бы на «удовлетворительно»).
Слайд 20Задачи, стоящие перед преподавателем:
8. Умение ненавязчиво проводить воспитание студентов (в
том числе и личным примером).
9. Применять активные методы обучения.