Разделы презентаций


Порядок взаимодействия

Содержание

Erving GoffmanВзаимодействия лицом к лицу (face-to-face interaction)EncountersInteraction orderМикроанализ Из порядка интеракции рождаются бОльшие социальные структуры, например, бюрократические структуры или стратификационный порядокСмотрит на повседневные взаимодействия, которые на первый взгляд кажутся незначительнымиТеоретические модели

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Порядок взаимодействия
Interaction order

лингвистика
социальная психология
психиатрия
исследования медиа
антропология

Порядок взаимодействия Interaction orderлингвистика социальная психология психиатрия исследования медиаантропология

Слайд 2Erving Goffman
Взаимодействия лицом к лицу (face-to-face interaction)

Encounters

Interaction order

Микроанализ

Из порядка

интеракции рождаются бОльшие социальные структуры, например, бюрократические структуры или стратификационный

порядок

Смотрит на повседневные взаимодействия, которые на первый взгляд кажутся незначительными

Теоретические модели Гоффмана – средство описания социального порядка
Erving GoffmanВзаимодействия лицом к лицу (face-to-face interaction)EncountersInteraction orderМикроанализ Из порядка интеракции рождаются бОльшие социальные структуры, например, бюрократические

Слайд 3
Объекты для анализа:

Мимолетные взгляды
Физический контакт
Дистанция
Извинения
Приветствия
Комплименты
Тишина

Формы сокрытия, лжи, само-стилизации, мистификации,

манипуляции «фасадами»


Объекты для анализа:Мимолетные взглядыФизический контактДистанцияИзвиненияПриветствияКомплименты ТишинаФормы сокрытия, лжи, само-стилизации, мистификации, манипуляции «фасадами»

Слайд 4«Драматургическая перспектива»
Театральное представление

Социальная жизнь есть театр

Индивиды в обычных рабочих обстоятельствах представляют (present) себя и свою деятельность другим

Индивиды пытаются контролировать или направлять впечатления, получаемые о них другими

When an individual enters the presence of others, they commonly seek to acquire information about him or to bring into play information about him already possessed...

Performance
Континуум: экстраординарные и стилизованные формы поведения и повседневные рутинизированные действия
Коммерция Экспертиза
Экономика Ритуалы
Медицина Театр Спорт

Goffman 1958 The Presentation of Self in Everyday Life

«Драматургическая перспектива» Театральное представление

Слайд 5«The world, in truth, is a wedding»
«…all of the activity

of a given participant on a given occasion which serves

to influence in any way any of the other participants»

РОЛЬ + СИТУАЦИЯ (vs. Роль + Институт)

Исполнение/представление может быть «искренним», но может быть и циничным

Американские студентки преуменьшали, преуменьша­ют и, без сомнения, будут преуменьшать и впредь свой ум, способности и решительность в присутствии парней-ровес­ников, тем самым проявляя глубокую психологическую самодисциплину, несмотря на их международную репута­цию легкомысленных созданий. Сообщают, что эти ис­полнительницы житейских ролей позволяют своим «маль­чикам» нудно разъяснять уже известные им вещи, скры­вают действительный уровень владения математикой от своих менее способных партнеров и проигрывают в настоль­ный теннис под самый конец партии. Вот пример исполь­зования этого девичьего арсенала:

Один из самых простых и изысканных приемов — изредка писать или выговаривать длинные слова неправильно. Кажется, мой парень от этого тащится, потому что с удовольствием по­правляет меня в письме: «Милая, ты явно не знаешь, как пишется это слово»
ПСДПЖ 2000 С. 73
«The world, in truth, is a wedding»«…all of the activity of a given participant on a given

Слайд 6Инсценировка
Последовательность:
Определение ситуации (frame)
Локализация или конструирование декораций (реквизит и костюмы)
Рекрутирование актеров

(actors!) и репетиции
Представление/исполнение (performance)
Оценка и новое определение ситуации

Неадекватности модели: в

театре присутствуют 3 стороны; в социальной жизни они интегрированы в 2

Смысл взаимодействию придается через «определение ситуации»


Изменения «сцены», внешности и манер

Партнер по взаимодействию пытается получить информацию о действующем агенте

Любой агент действует «на сцене», перед аудиторией (frontstage), и в приватном пространстве, которое недоступно другим (backstage).

К роли готовятся за кулисами (backstage); спецэффекты создаются за кулисами

ИнсценировкаПоследовательность:Определение ситуации (frame)Локализация или конструирование декораций (реквизит и костюмы)Рекрутирование актеров (actors!) и репетицииПредставление/исполнение (performance)Оценка и новое определение

Слайд 7

Очень поучительно наблюдать официанта, входящего в зал ресторана при отеле.

Как только он минует двери — с ним про­исходит внезапное

преображение. Меняется постановка плечей, любая злость, спешка, раздражение пропадают вмиг. Он плывет над ковром с торжественным видом священнослужителя. Я вспо­минаю нашего помощника метрдотеля, темпераментного итальянца, задержавшегося около двери в зал, чтобы наорать на ученика, разбившего бутылку вина. Потрясал над головой кула­ком, он вопил (к счастью двери были более или менее звуконе­проницаемыми):

“Tu me fais* — И ты называешь себя официантом, ублюдок? Ты официант?! Да ты не годишься скрести полы в борделе, отку­да твоя мамаша. Maquereau**!”
Не находя слов, он повернулся к двери и, когда открывал ее, выпалил последнее оскорбление в том же роде, каким грешил сквайр Вестерн в “Томе Джонсе”***.

Затем он вышел в зал и поплыл с блюдом в руке, грациоз­ный как лебедь. Десятью секундами позже он почтительно рас­кланивался с клиентом. И вы просто не могли не подумать, гля­дя на его поклоны и улыбку, ту благожелательную улыбку вы­школенного официанта, что клиенту должно быть стыдно по­зволять обслуживать себя такому аристократу
ПСДПЖ 2000 С. 158-159

Очень поучительно наблюдать официанта, входящего в зал ресторана при отеле. Как только он минует двери — с

Слайд 8Face-work

Goffman 1967 Interaction ritual: essays on face-to-face interaction.

Два смысла у термина «лицо» во многих европейских языках

“потерять лицо”, “сохранить лицо”, “не ударить лицом в грязь”

«Лицо» есть социальная идентичность человека, его социальное “Я”, впечатление об индивиде в глазах окружающих


Person… tend to act out a line – a pattern of verbal and non-verbal acts by which he express his view of the situation

Face… positive social value a person effectively claims for himself by the line others assume he has taken
Face is a image of self delineated in terms of approved social attributes

If the encounter sustain an image of him that he has long taken for granted…
If events established a face for him that is better than he might expected…

A person… have, or be in, or maintain face

Face-work

Слайд 9ПАРАДОКС:
"Воспитанный человек - это не тот, кто не прольёт

соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого"(А. П.

Чехов)

«Новое платье короля»

Мы говорим о лице, как о чем-то внешнем по отношению к индивиду; можно «потерять шлем» или маску, «сохранить шлем», НО лицо?

“информационная маска”

Маска может быть порвана изнутри, и может быть – снаружи

-> в поддержании лица участвует не только его обладатель, но все участники ситуации взаимодействия


Слайд 10Ритуалы интеракции

Ритуалы интеракции

Слайд 11Этика и этикет
Значительные объемы работы-по-поддержанию-лица (face work) не заметны для

нас, так как мы социализированы и живем в средах, которые

нас социализировали

-> детский сад или психиатрическая лечебница

Есть две основные системы правил, которые регулируют социальную жизнь: этика и этикет

Нарушения этики есть попытки присвоить что-то, что нам не принадлежит; могут иметь выигрышные последствия

Нарушения этики могут привести в тюрьму

Этикет – набор правил обращения с «лицом»; нарушение негативных или позитивных ритуалов

Нарушения этикета могут привести в психиатрическую лечебницу

Goffman 1961 Asylums: essays on the social situations of
mental patients and other inmates

Этика и этикетЗначительные объемы работы-по-поддержанию-лица (face work) не заметны для нас, так как мы социализированы и живем

Слайд 12Сигналы и такт
Такт – способность улавливать сигналы других таким образом,

что возможность создания неловкой ситуации стремится к нулю; для этого

необходимо следить за тем, что партнер по коммуникации делает со своим лицом

Такт требует ответного такта

Эксплуатация тактичности партнеров по коммуникации

Исторический сдвиг от культуры вины к культуре стыда. Этику замещает этикет

Ex: Средневековая Европа и Средневековая Япония

В “культурах стыда” основная социальная деятельность человека направлена на управление впечатлениями

“Социология эмоций”: стыд

Смущение часто возникает в ситуации ролевых конфликтов

Эмоции – сигналы, которые демонстрирую определение ситуации, в которой они испускаются. Правила чувствования на самом деле есть правила восприятия
Hochschild (1979) Emotion work, feeling rules, and social structure, in:
American journal of sociology, 1979

Сигналы и тактТакт – способность улавливать сигналы других таким образом, что возможность создания неловкой ситуации стремится к

Слайд 13Статусные символы и стратификация
Как люди в современных обществах различают, кто

какую ступень занимает?
Кто выше? Кто ниже?
Как люди ориентируются в системе

стратификации?

Ранговые и классовые системы стратификации

Ранговые: имеется строго упорядоченный список рангов

В современных обществах не является всеохватной по отношению к жизни человека; описывает какую-то часть этой жизни

“Табель о рангах”: законодательно закрепленная ранговая система

В современных обществах все равны перед законом

Goffman (1951) Symbols of class status,
in: The British Journal of Sociology







Статусные символы и стратификацияКак люди в современных обществах различают, кто какую ступень занимает?Кто выше? Кто ниже?Как люди

Слайд 15Как в классовых система символы статуса защищаются от несанкционированного использования?
Моральные

барьеры (опасность разоблачения и последующего разрушения отношений)

Материальные барьеры (см. Янки-сити)

Культурные

барьеры (социализация; «Пигмалион» Шоу)

-> «охранительные группы»; занимают противоречивое положение в классовой структуре

Стабильные vs. формирующиеся классовые системы

в стабильных преобладают культурные барьеры, в формирующихся – материальные



Как в классовых система символы статуса защищаются от несанкционированного использования? Моральные барьеры (опасность разоблачения и последующего разрушения

Слайд 16“Табель о рангах”



Как люди ориентируются в классовой системе стратификации?


Символы

Классическое исследование символов классового статуса: исследование Уорнера

Символы в Янки-сити??

Сигналы: передаваемая

и выдаваемая информация

Передаваемая информация находится под контролем индивида; передается по их инициативе

Выдаваемая информация «упускается» помимо интенции индивида




“Табель о рангах” Как люди ориентируются в классовой системе стратификации? СимволыКлассическое исследование символов классового статуса: исследование УорнераСимволы

Слайд 17“Карьеры” статусных символов
Символы классового статус не являются абсолютно стабильными. Их

появление и исчезновение связано с социальными трансформациями

Меч, герб и пр.

«архаичные» символы

Падение доминирующего класса - > падение символа и «культурных барьеров»

Циклы моды, в которые вовлечен символ, и «материальные барьеры»



“Карьеры” статусных символовСимволы классового статус не являются абсолютно стабильными. Их появление и исчезновение связано с социальными трансформациямиМеч,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика