Слайд 2Стандартом установлены следующие обозначения допусков колец подшипника.
Поля допусков для
среднего диаметра отверстия — L0, L6, L5, L4, L2 по
классам точности 0, 6, 5, 4, 2 соответственно (здесь L — основное отклонение для среднего диаметра отверстия внутреннего кольца подшипника).
Поля допусков для среднего наружного диаметра наружного кольца — 10, 16, 15, 14, 12 по классам точности 0, 6, 5, 4, 2 (здесь 1 — основное отклонение для среднего наружного диаметра подшипника).
Слайд 3Посадки наружного кольца подшипника в корпус осуществляют по системе вала;
посадки внутреннего кольца подшипника на вал — по системе отверстия,
но с некоторыми особенностями: в посадках подшипников качения на валы принято перевернутое относительно нулевой линии расположение поля допуска основного отверстия (рис. 1).
Слайд 4Поле допуска основного отверстия находится под нулевой линией. Это позволило
получить посадки с небольшими натягами путем использования стандартных полей допусков
переходных посадок валов к6, т6, n6 и других с полем допуска основного отверстия, которое расположено ниже нулевой линии.
Обычно вращающееся кольцо устанавливают на посадке с натягом, а невращающееся — на посадке с зазором или переходной.
Слайд 5На рис. а приведено изображение подшипника качения; на рис.б —
схемы расположения полей допусков средних диаметров Dm (наружного) и dm
(внутреннего) колец подшипников разных классов точности; на рис. 4.15, в — рекомендуемый набор полей допусков посадочных поверхностей вала и отверстия в корпусе для подшипников классов точности 0 и 6.
Слайд 6Рекомендуемые посадки подшипников на вал и в корпус с учетом
класса точности, вида нагружения колец подшипника (местное, циркуляционное, колебательное), типа
подшипника, его режима работы и геометрических размеров определяет ГОСТ 3325 — 85*. Схемы и варианты нагружения колец приведены в табл. 1 и на рис. 2.
Схемы нагружения колец подшипников:
а — местное;
б — циркуляционное;
в — колебательное
Слайд 8Схемы нагружения колец подшипников:
а — местное;
б — циркуляционное;
в
— колебательное
При местном нагружении кольцо воспринимает постоянную по направлению
результирующую радиальную нагрузку Fr (например, натяжение приводного ремня, силу тяжести конструкции) лишь ограниченным участком окружности дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности вала или корпуса. Такое нагружение возникает, например, когда кольцо не вращается относительно нагрузки (рис. а).
Слайд 10Схемы нагружения колец подшипников:
а — местное;
б — циркуляционное;
в
— колебательное
При циркуляционном нагружении кольцо воспринимает результирующую радиальную нагрузку Fr
последовательно всей окружностью дорожки качения и передает ее всей посадочной поверхности вала или корпуса. Такое нагружение кольца получается при его вращении и постоянно направленной нагрузке Fr или, наоборот, при радиальной нагрузке Fc, вращающейся относительно рассматриваемого кольца (рис. б).
Слайд 11Схемы нагружения колец подшипников:
а — местное;
б — циркуляционное;
в
— колебательное
При колебательном нагружении невращающееся кольцо воспринимает равнодействующую Fr+C двух
радиальных нагрузок (Fr — постоянная по направлению, Fc вращается, причем Fr > Fc) ограниченным участком окружности дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности вала или корпуса. Равнодействующая нагрузка Fr+C не совершает полного оборота, а колеблется между точками А и В (рис. в).
Слайд 12Посадки следует выбирать так, чтобы вращающееся кольцо подшипника было смонтировано
с натягом, исключающим возможность обкатки и проскальзывания этого кольца по
посадочной поверхности вала или отверстия в корпусе в процессе работы под нагрузкой; другое кольцо должно быть установлено с зазором. Следовательно, при вращающемся вале соединение внутреннего кольца с валом должно быть неподвижным, а наружное кольцо должно быть установлено в корпусе с небольшим зазором; при неподвижном вале соединение внутреннего кольца с валом должно иметь посадку с небольшим зазором, а соединение наружного кольца с корпусом должно быть неподвижным.
Слайд 13Рекомендуемые посадки для подшипников качения и примеры их применения приведены
в ГОСТ 3325 — 85*.
Например:
ø90L0/k6 — посадка
внутреннего кольца на вал.
ø 90L0 — поле допуска внутреннего кольца класса точности 0.
Основное отклонение отверстия — L.
ø90к6 — поле допуска вала по 6-му квалитету.
ø160Н7/10 — посадка наружного кольца в корпусе.
ø160Н7 — поле допуска отверстия в корпусе по 7-му квалитету.
ø16010 — поле допуска наружного кольца класса точности 0.
Основное отклонение — 1.
Слайд 14Рис.3 Обозначение полей допусков и посадок подшипников качения на чертежах:
А
– отверстия в корпусе;
Б – вала;
В – подшипникового узла в
сборе