Разделы презентаций


ПОСТАНОВКА ЗВУКА [ Р ]

Содержание

Характеристика звукасогласныйзвонкийтвёрдый

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОСТАНОВКА
ЗВУКА [Р]

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Слайд 2Характеристика звука
согласный
звонкий
твёрдый

Характеристика звукасогласныйзвонкийтвёрдый

Слайд 3АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [Р]

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [Р]

Слайд 4 Губы

полураскрыты и принимают положение следующего звука (чаще гласного)

Зубы разомкнуты на расстоянии 4-5 мм

Кончик языка широкий, поднят вверх к бугоркам за
зубами (альвеолам), напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе; передняя часть спинки языка прогибается; задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос

Голосовые связки разомкнуты и вибрируют

Воздушная струя очень мощная, проходит
по середине языка

Губы полураскрыты и принимают положение следующего звука (чаще

Слайд 5Недостатки произношения звука [р]
Ротацизм
Параротацизм

Недостатки произношения звука [р]РотацизмПараротацизм

Слайд 6Ротацизм
Звук [р] опускается, не произносится
Боковой
Щёчный
«Кучерский»
Одноударный
Носовой
Велярный
Увулярный

РотацизмЗвук [р] опускается, не произноситсяБоковойЩёчный«Кучерский»ОдноударныйНосовойВелярныйУвулярный

Слайд 7Параротацизм
Звук [р ] заменяется звуком [д]
Звук [р] заменяется звуком [й]
Звук

[р] заменяется звуком [л]
Звук [р] заменяется звуком [р']
Звук [р] заменяется

звуком [г]

Звук [р] заменяется звуком [в]

ПараротацизмЗвук [р ] заменяется звуком [д]Звук [р] заменяется звуком [й]Звук [р] заменяется звуком [л]Звук [р] заменяется звуком

Слайд 8СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

Слайд 9 Ребёнку предлагается открыть рот и улыбнуться, поднять

широкий язык к нёбу и кончиком ударять в альвеолы, произнося

«д-д-д», сначала медленно, затем всё быстрее. Под язык подкладывается зонд с шариком на конце.
Быстрые движения зонда вправо и влево, касаясь нижней поверхности языка, вызывают колебания его кончика. Во время возникшей вибрации слышится достаточно чистый звук [р].

Способ 1
Постановка звука [р]
от звука [д] с механической помощью

Ребёнку предлагается открыть рот и улыбнуться, поднять широкий язык к нёбу и кончиком ударять

Слайд 10Способ 2
Постановка звука [р]
от упражнения «Грибок»
Выполняется в 3

приема:
присосать язык к твердому небу ("Грибок");
 сделать глубокий вдох через нос

(язык в том же положении);
сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. 
Способ 2Постановка звука [р] от упражнения «Грибок» Выполняется в 3 приема:присосать язык к твердому небу (

Слайд 11Способ 3
Постановка звука [р]
от звука [ж]

Ребёнок длительно произносит звук [ж] на одном выдохе и в

это время перемещает кончик языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.
Далее можно услышать звук [р].
Способ 3Постановка звука [р] от звука [ж]    Ребёнок длительно произносит звук [ж] на одном

Слайд 12

Способ 4
Постановка звука [р]
по подражанию

Ребёнку предлагается образец произношения звука с игровыми образами (заводим мотор

машины, тигр рычит, летит вертолёт и т.п.).
Одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.
Способ 4Постановка звука [р] по подражанию    Ребёнку предлагается образец произношения звука с игровыми

Слайд 13Способ 5
Постановка звука [р]
от звука [з]
Ребенок

произносит звук [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол

и при этом сильно дует на язык. Необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя была сильной. Будет четко слышен сначала одноударный звук [р], который потом переходит в вибрант.
 
Способ 5Постановка звука [р] от звука [з]   Ребенок произносит звук [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь

Слайд 14Способ 6
Постановка звука [р]
из межзубного положения

Широкий край языка находится на верхней

губе.
В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «в-в-в». Одновременно педагог указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца и добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»). Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания необходимо передвинуть язык за верхние зубы.

Способ 6Постановка звука [р] из межзубного положения        Широкий край языка

Слайд 15Способ 7
Постановка звука [р]
от сочетания «за»
с механической помощью

Ребенка нужно попросить поднять

широкий язык за верхние зубы и с сильным напором воздуха произносить длительное «з-з-з-за».
В это время под язык заносится ватная палочка и производятся частые колебательные движения, от чего слышится сочетание «р-р-ра».

Способ 7Постановка звука [р] от сочетания «за» с механической помощью

Слайд 16Способ 8
Постановка звука [р]
с нижнего положения языка


Если ребенок может произносить шепотное глухое длительное

сочетание звуков [трр] со сжатыми зубами, то далее вызывается звонкий звук.
Ребенку предлагается произносить звуки [трр], прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами, удается получить длительное произнесение сочетания звуков [тр-рр] с разомкнутыми зубами. После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз необходимо добиться автоматизации звука [р].

Способ 8Постановка звука [р] с нижнего положения языка      Если ребенок может произносить

Слайд 17Способ 9
Постановка звука [р]
от сочетания «дын-дын-дын» с механической помощью

Ребенку предлагается открыть рот, поднять язык к

альвеолам и произносить сочетание «дын-дын-дын». В это время фиксируется подбородок ребенка и зондом или ватной палочкой вызывается вибрация языка.
Способ 9Постановка звука [р] от сочетания «дын-дын-дын» с механической помощью    Ребенку предлагается открыть рот,

Слайд 18Способ 10
Постановка звука [р]
от упражнения «Болтушка»

Ребенок делает упражнение "Болтушка" (или "Индюк"):широкий язык на звуке [а]

выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол, слышен одноударный звук [р]. Необходимо зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации звука [р]. Как правило, одноударный звук переходит в вибрант. 
Способ 10Постановка звука [р] от упражнения «Болтушка»    Ребенок делает упражнение

Слайд 19Способ 11
Постановка звука [р]
в положении лёжа
с механической помощью

В положении лёжа ребенку предлагается с силой

выдыхать из себя воздух, произнося верхнеязычное «за» (можно«дж»). В это время левой рукой удерживать подбородок ребенка, чтобы рот был открытым, а правой рукой с механической помощью вызывается вибрация кончика языка.
Способ 11Постановка звука [р] в положении лёжа с механической помощью    В положении лёжа ребенку

Слайд 20Способ 12
Постановка звука [р]
на вдохе
Ребенок должен иметь

полноценное произношение звука [с]. Прислонив язык к зубам, ребенок должен

тянуть звук [с] и чувствовать, как проходит воздушная струя у него между зубами. Затем звук [с] нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка.
Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке. При коротком вдохе будет слышаться вибрация языка.
Способ 12Постановка звука [р] на вдохе  Ребенок должен иметь полноценное произношение звука [с]. Прислонив язык к

Слайд 21 Постановка звука [р]
при аномалиях строения речевых органов

Если

у ребенка есть признаки дизартрии рекомендуется постановка звука [р] механическим

способом. 
При нижнем выдвинутом прикусе (прогении) используются все способы , кроме механического.
При прогнатии можно использовать любой способ постановки звука [р], но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам. Это же правило относится, когда у ребенка высокое небо. 
Если у ребенка нет коренных зубов (особенно верхних), нужно будет поставить ему звук [р] от звука [з]. Когда зубы вырастут, произношение можно будет закрепить любым способом. 

Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов Если у ребенка есть признаки дизартрии рекомендуется постановка

Слайд 22
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика