Слайд 2Характеристика звука
согласный
звонкий
твёрдый
полураскрыты и принимают положение следующего звука (чаще гласного)
Зубы разомкнуты на расстоянии 4-5 мм
Кончик языка широкий, поднят вверх к бугоркам за
зубами (альвеолам), напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе; передняя часть спинки языка прогибается; задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос
Голосовые связки разомкнуты и вибрируют
Воздушная струя очень мощная, проходит
по середине языка
Слайд 5Недостатки произношения звука [р]
Ротацизм
Параротацизм
Слайд 6Ротацизм
Звук [р] опускается, не произносится
Боковой
Щёчный
«Кучерский»
Одноударный
Носовой
Велярный
Увулярный
Слайд 7Параротацизм
Звук [р ] заменяется звуком [д]
Звук [р] заменяется звуком [й]
Звук
[р] заменяется звуком [л]
Звук [р] заменяется звуком [р']
Звук [р] заменяется
звуком [г]
Звук [р] заменяется звуком [в]
Слайд 8СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]
Слайд 9 Ребёнку предлагается открыть рот и улыбнуться, поднять
широкий язык к нёбу и кончиком ударять в альвеолы, произнося
«д-д-д», сначала медленно, затем всё быстрее. Под язык подкладывается зонд с шариком на конце.
Быстрые движения зонда вправо и влево, касаясь нижней поверхности языка, вызывают колебания его кончика. Во время возникшей вибрации слышится достаточно чистый звук [р].
Способ 1
Постановка звука [р]
от звука [д] с механической помощью
Слайд 10Способ 2
Постановка звука [р]
от упражнения «Грибок»
Выполняется в 3
приема:
присосать язык к твердому небу ("Грибок");
сделать глубокий вдох через нос
(язык в том же положении);
сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.
Слайд 11Способ 3
Постановка звука [р]
от звука [ж]
Ребёнок длительно произносит звук [ж] на одном выдохе и в
это время перемещает кончик языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.
Далее можно услышать звук [р].
Слайд 12
Способ 4
Постановка звука [р]
по подражанию
Ребёнку предлагается образец произношения звука с игровыми образами (заводим мотор
машины, тигр рычит, летит вертолёт и т.п.).
Одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.
Слайд 13Способ 5
Постановка звука [р]
от звука [з]
Ребенок
произносит звук [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол
и при этом сильно дует на язык. Необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя была сильной. Будет четко слышен сначала одноударный звук [р], который потом переходит в вибрант.
Слайд 14Способ 6
Постановка звука [р]
из межзубного положения
Широкий край языка находится на верхней
губе.
В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «в-в-в». Одновременно педагог указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца и добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»). Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания необходимо передвинуть язык за верхние зубы.
Слайд 15Способ 7
Постановка звука [р]
от сочетания «за»
с механической помощью
Ребенка нужно попросить поднять
широкий язык за верхние зубы и с сильным напором воздуха произносить длительное «з-з-з-за».
В это время под язык заносится ватная палочка и производятся частые колебательные движения, от чего слышится сочетание «р-р-ра».
Слайд 16Способ 8
Постановка звука [р]
с нижнего положения языка
Если ребенок может произносить шепотное глухое длительное
сочетание звуков [трр] со сжатыми зубами, то далее вызывается звонкий звук.
Ребенку предлагается произносить звуки [трр], прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами, удается получить длительное произнесение сочетания звуков [тр-рр] с разомкнутыми зубами. После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз необходимо добиться автоматизации звука [р].
Слайд 17Способ 9
Постановка звука [р]
от сочетания «дын-дын-дын» с механической помощью
Ребенку предлагается открыть рот, поднять язык к
альвеолам и произносить сочетание «дын-дын-дын». В это время фиксируется подбородок ребенка и зондом или ватной палочкой вызывается вибрация языка.
Слайд 18Способ 10
Постановка звука [р]
от упражнения «Болтушка»
Ребенок делает упражнение "Болтушка" (или "Индюк"):широкий язык на звуке [а]
выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол, слышен одноударный звук [р]. Необходимо зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации звука [р]. Как правило, одноударный звук переходит в вибрант.
Слайд 19Способ 11
Постановка звука [р]
в положении лёжа
с механической помощью
В положении лёжа ребенку предлагается с силой
выдыхать из себя воздух, произнося верхнеязычное «за» (можно«дж»).
В это время левой рукой удерживать подбородок ребенка, чтобы рот был открытым, а правой рукой с механической помощью вызывается вибрация кончика языка.
Слайд 20Способ 12
Постановка звука [р]
на вдохе
Ребенок должен иметь
полноценное произношение звука [с]. Прислонив язык к зубам, ребенок должен
тянуть звук [с] и чувствовать, как проходит воздушная струя у него между зубами. Затем звук [с] нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка.
Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке. При коротком вдохе будет слышаться вибрация языка.
Слайд 21 Постановка звука [р]
при аномалиях строения речевых органов
Если
у ребенка есть признаки дизартрии рекомендуется постановка звука [р] механическим
способом.
При нижнем выдвинутом прикусе (прогении) используются все способы , кроме механического.
При прогнатии можно использовать любой способ постановки звука [р], но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам. Это же правило относится, когда у ребенка высокое небо.
Если у ребенка нет коренных зубов (особенно верхних), нужно будет поставить ему звук [р] от звука [з]. Когда зубы вырастут, произношение можно будет закрепить любым способом.