Слайд 1Постклассическая философия 2-й пол. ХІХ – ХХ вв.
План
1.Ведущие философские
тенденции 2-й пол ХІХ – ХХ вв.
2.Философия марксизма.
3.Основные направления постклассической
философии.
3.1 Позитивизм.
3.2 Неклассическая идеалистическая философия: философия бессознательного (иррационализм) и «Философия жизни».
3.3 Экзистенциализм.
3.4 Герменевтика
3.5 Феноменология
Слайд 2Неклассическая философия XIX в.
Общая характеристика:
Отказ от «кабинетного» стиля
Сциентизм – устойчивая
ориентация на знания, своеобразная вера, что наука может решить все
существующие проблемы.
Витализм – «философия жизни»
Иррационализм – скептическое отношение к разуму и его возможностям
Парадоксализм – склонность к нестандартному мышлению, неожиданным выводам
Слайд 4Марксизм
Карл Маркс
1818-1883
Фридрих Энгельс
1820-1895
Слайд 5Основные труды
Карл Маркс
«Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи
1844г.»
Фридрих Энгельс
«Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Роль труда в процессе превращения обезьяны
в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Слайд 6Источники и составные части марксизма
Составные части:
диалектический и исторический материализм
политическая
экономия – учение о прибавочной стоимости
научный коммунизм
Источники марксизма:
Немецкая классическая философия:
диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.
Английская политическая экономия: Адам Смит и Давид Рикардо развили трудовую теорию стоимости, доказали, что труд является источником богатства.
Французский утопический социализм: Р. Оуэн, Ш.Фурье и А.Сен-Симон заметили пороки буржуазного общества и строили различные планы создания нового, лучшего, справедливого общественного строя
Слайд 7Основные идеи марксизма
Экономическая система определяет образ жизни человека и общества
В
истории общества последовательно сменяют друг друга общественно-экономические формации
Смена формаций характеризуется
обострением классовой борьбы между угнетёнными и угнетающими группами
Идеальное общество – коммунистическое общество, где не будет классов, частной собственности, основной принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям»
Слайд 8Позитивизм
Отправная точка философии – опыт.
Мы познаем только феномены, и наше
знание всегда относительно.
Мы знаем только отношения между фактами.
Познаваемо только то,
что подлежит наблюдению (отношения между фактами).
Познание внеопытных первоначал превышает возможности человека.
Цель положительной (позитивной) философии - привести разум к осознанию своих границ и возможностей.
Эта граница - сфера человеческого опыта, мир явлений.
Огюст Конт
1798-1857
«Курс позитивной философии»
Слайд 9Артур Шопенгауэр –
основоположник иррационализма (волюнтаризма)
Родился в Данциге в семье
коммерсанта
Пережил развод родителей, за которым последовало самоубийство отца
В Геттингенском университете
изучал медицину и философию
Преподавая в Берлине, пытался соперничать с Гегелем
Долгое время жил уединенно
«Закат моей жизни стал зарей моей славы»
Умер от пневмонии
1788 – 1860
Слайд 10Иррационализм Артура Шопенгауэра (1788-1860)
Основной труд: «Мир как воля и представление».
Критиковал
Гегеля за его диалектику и историзм, призывал вернуться к Канту.
Основываясь
на логическом законе достаточного основания, в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи;
окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
мир явлений и мир сущности являются соответственно миром представлений и миром воли.
В учении о человеке заложил основы пессимизма.
Слайд 11Волюнтаризм
Кантовская «вещь-в-себе» = ВОЛЯ
Она непознаваема, но представляет собой единственную окончательную
реальность
Индивидуальная воля – всего лишь проявление единой космической воли
Космическая воля
не может быть предметом науки, она ощущается интуитивно
Наиболее чистым чувственным выражением космической воли является музыка
Слайд 12Основной труд А.Шопенгауэра
«Мир как воля и представление»
Как воля
Изначальная реальность
Ощущается интуитивно
Совокупность
слепых, иррациональных импульсов
Порождает пессимизм
Как представление
Отражение реальности в нашем сознании
Познается в
понятиях
Стройная система образов, идей и впечатлений
Порождает оптимизм
Слайд 13Пессимизм
«Жизнь – арена с горящими углями»
Вся жизнь есть страдание; счастье
– лишь временное отсутствие страдания
Причина страдания – воля к жизни
Поэтому
страдание нельзя искоренить, его можно лишь уменьшить
Путь к уменьшению страдания – аскетизм
Слайд 14Фридрих Ницше
«Философия жизни»
Родился в Германии
Изучал филологию в Бонне и
Лейпциге
Принял швейцарское гражданство и стал профессором в Базеле
Из-за болезни ему
пришлось оставить профессуру и вести уединенную жизнь
В 1889 г. его поразило душевное расстройство и остальную часть жизни он провел вместе с сестрой, которая заботилась о нем
1844 – 1900
Слайд 15Философия жизни Ф. Ницше
Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По сторону
добра и зла» ; «Веселая наука»
Является предшественником ряда западных концепций,
в основе философии которых лежат проблемы человека.
Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»;
Учение о сверхчеловеке основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога.
Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе».
Слайд 16Изречения Ницше
«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»
«Если ты страдаешь от действительности, значит, ты сам – неудачная
действительность»
«Раскаиваться – значит прибавлять к уже совершенной глупости новую»
«Стыдиться своей безнравственности – это одна из ступеней лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности»
«Падающего – толкни!»
Слайд 17Два типа морали
Мораль господ
Деятельность
Могущество
Власть
Неравенство
Насилие
Мораль рабов
Терпение
Беззащитность
Покорность
Равенство
Сострадание
Слайд 18Два типа искусства
Дионисийское
Темное
Хтоническое
Экстатическое
Трагическое
Музыка
Апполоническое
Светлое
Небесное
Изящное
Гармоническое
Пластика
Слайд 19«Бог умер! Бог мертв!
И это мы его умертвили!»
«Я знаю
только одного настоящего христианина, да и тот умер на кресте»
«Вера
в христианского Бога стала не заслуживающей доверия»
«Вы называете это саморазложением Бога, однако это только его линька: он сбрасывает свою моральную шкуру! И вы вскоре должны увидеть его снова, по ту сторону добра и зла.»
Слайд 20«Сверхчеловек»
«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, –
канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен
взор, обращенный назад, опасны страх и остановка»
«Верблюд» – «лев» – «ребенок»
Слайд 21Сёрен Кьеркегор –
основоположник экзистенциализма
Родился в Дании в суровой протестантской
семье
К религиозным вопросам относился очень личностно
После разрыва с невестой жил
замкнуто, периодически издавая на собственные средства свои работы под разными псевдонимами
Известность пришла к нему лишь в начале ХХ века
1813 – 1855
Слайд 22«Страх и трепет»
«Экзистенция» – лат. «существование»; особый, личностный способ бытия
в мире
Страх – изначальная характеристика бытия личности, он выражает ее
свободу перед лицом смерти
Истинное содержание личности иррационально, его нельзя разделить с другими, нельзя передать кому-то
Личность обретает себя лишь через абсолютную форму страха - трепет, которые есть ничто иное как стояние перед лицом Бога
Слайд 23Три стадии развития личности
Эстетическая
жизнь одним мгновением, непосредственное стремление к
наслаждению
Этическая
жизнь будущим, долг и ответственность
Религиозная
жизнь вечностью, абсурдная вера
Отчаяние
в жизни. Необходимость выбрать самого себя.
Отчаяние в себе самом. Необходимость выбрать Бога.
Слайд 24Каждый велик тем выбором, который он сделал
Трагический герой
Выбирает общее вместо
единичного
Жертвует верным ради еще вернейшего
Его сила – в победе над
самим собой
Им движет моральный долг и самоотречение
Рыцарь веры
Выбирает такое единичное, которое еще выше общего
Жертвует верным ради невозможного
Его сила – бессилие
Им движет абсолютный долг перед Богом