Слайд 1Постмодернизм в кино
Презентацию подготовили:
Козлова Варвара, Калиниченко Софья, Сысоева Ангелина,
Ануфриева Наталья, Рябкова Полина и Кашина Маргарита
Слайд 2Начало эпохи постмодерна связывают с тезисом Ницше «Бог умер» (1882)
А
вместе с Богом умерли все «вечные ценности» и наступил нигилизм.
Однако реальное воцарение постмодерна пришлось на эпоху Холодной войны (1946—1988), после свержения нацистского режима в Германии.
Слайд 3Причины появления постмодернизма:
Постмодернизм сформировался в стабильную постиндустриальную эпоху, лишенную фундаментальных
социально-экономических проблем и исторических вызовов. Неудивительно, что в обществе, лишенном
определенных целей и задач, возникла философия, декларирующая несуществование чего бы то ни было определенного;
Значительно возросшая доступность произведений искусства и массовое образование, развитие массовой коммуникации (информации) и массовой культуры;
Глобализация;
Реакция на претензию научных, объективных попыток объяснить реальность.
Слайд 4Особенности постмодернизма:
Отрицание существования истины как чего-то непреложного. Отрицание иерархии ценностей.
Отрицание моральной оценки;
Интертекстуальность/цитатность, многоуровневость «текста»;
Преобладания формы над содержанием;
Стилизация, пародийность;
Смешение стилей;
Фрагментация
или мир как хаос (мир как бессвязные фрагменты);
Демифологизация;
Симулякр;
Игра.
Слайд 5Представители постмодернизма в кино
Дэвид Линч
Квентин Тарантино
Питер Гринуэй
Слайд 6Дэвид Линч
Линч работает с динамичным, но откровенно клишированным сюжетом, насыщенным
мифологическими элементами, и воплощаемым с помощью либо какой-то одной стилистики,
либо в свободной комбинации различных стилей – в особенности масскультовых, – спаянных в единое целостное пространство.
Постмодернизм Линча не разрушает повествовательную структуру и позволяет играть со стилями и цитатами как бы на втором плане, не отвлекая внимания неискушенного зрителя.
Линч бесконечно глубоко вовлечен в поле кинематографии и внимателен к форме и смыслам. В стилистике его фильмов можно усмотреть влияние немецкого экспрессионизма, итальянского готического хоррора, американского слэшера, фильмов нуар.
Слайд 10Питер гринуэй
В отличие от фильмов большинства постмодернистов, в картинах Гринуэя
основной эффект создается не столько повествованием, обычно неактивным и апсихологичным
(хотя сама сюжетная ситуация – как правило, отвлеченная сдержанно-циничная – вполне постмодернистская по духу), сколько изображением, цитирующим разнообразные произведения мировой живописи или стилизованным под разных художников.
Все фильмы Гринуэя представляют собой подобие «смысловых матрешек», которые можно многократно раскрывать, находя все новые подсмыслы.
Цвет играет не последнюю роль в фильмах Гринуэя. В создании потрясающей зрелищности кинокадров помощь ему часто оказывали два голландских художника-декоратора — Бен ван Ос и Ян Роэлфс, художник по костюмам Дин ван Стратен и оператор Саша Верни.
Музыку к большинству фильмов Гринуэя сочинил британский композитор Майкл Найман. При желании, в киномузыке Наймана можно обнаружить аллюзии к той или иной классике. В этом узнается тот же прием поглощения, которым пользуется сам Питер Гринуэй.
Слайд 11«повар, вор, его жена и её любовник», 1989
Слайд 12Квентин тарантино
Творчество Квентина Тарантино считается квинтэссенцией постмодернизма в кино.
Его работы переполнены цитатами и разного уровня отсылками к другим
произведениям культуры и прежде всего, конечно, кинематографа. Режиссер открыто воспроизводит целые сцены из других фильмов, повторяет известные сюжетные коллизии, собирает героев из великих экранных образов, вкладывает в уста персонажей чужие реплики и заставляет их вступать в кинокритические дискуссии.
С цитатностью тесно связана и стилистическая природа фильмов Тарантино. В них, как правило, обнажены формальные приемы, внешняя эстетика находится на грани эпатажа, доминируя над содержанием, а жанровые каноны легко смешиваются и варьируются в зависимости от воли автора. Кроме того, образы героев и сюжеты часто условны, пародийны, за счет чего происходящее оказывается вне привычных моральных категорий.
Слайд 16«Убить Билла», 2003
«Убить Билла 2», 2004