Разделы презентаций


Построение урока в системно- деятельностном подходе

Содержание

Системно-деятельностный подход

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Построение урока в системно-деятельностном подходе
По материалам лекции Пешковой Анны Вячеславовны,

к.п.н., методиста корпорации «Российский учебник»

Построение урока в системно-деятельностном подходеПо материалам лекции Пешковой Анны Вячеславовны, к.п.н., методиста корпорации «Российский учебник»

Слайд 2Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

Слайд 3Принципы системно-деятельностного подхода
Деятельность
Системность
Минимакс
Психологический комфорт
Творчество

Принципы системно-деятельностного подходаДеятельностьСистемностьМинимаксПсихологический комфортТворчество

Слайд 4Виды универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий

Слайд 5Принципиальное отличие деятельностного метода от демонстрационно-наглядного
Описывает деятельность не учителя, а

учащихся
Обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей

Принципиальное отличие деятельностного метода от демонстрационно-наглядногоОписывает деятельность не учителя, а учащихсяОбеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей

Слайд 6Этапы конструирования урока
Какое новое знание получат сегодня учащиеся?
Какое пробное действие

они должны совершить? Каким алгоритмом пользоваться?
Какое домашнее задание я должен

дать накануне?
На каких заданиях я буду осуществлять закрепление?
Какое задание я дам на дом? К какому новому знанию я готовлю детей?
Этапы конструирования урокаКакое новое знание получат сегодня учащиеся?Какое пробное действие они должны совершить? Каким алгоритмом пользоваться?Какое домашнее

Слайд 7Планирование урока в системно-деятельностном подходе
Мотивация
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из

затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (Критика)
Самостоятельная работа по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Планирование урока в системно-деятельностном подходеМотивацияАктуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Выявление места и причины затрудненияПостроение

Слайд 8Целеполагание
УУД целеполагания принято понимать как постановку учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того,

что еще не известно.
Цели урока или любой формы организации учебного процесса различны для учителя и учеников.
ЦелеполаганиеУУД целеполагания принято понимать как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Слайд 91.Мотивация
На первом этапе происходит формирование мотивационной основы действия, закладывается отношение

субъекта к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала,

намеченного для усвоения
1.МотивацияНа первом этапе происходит формирование мотивационной основы действия, закладывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия,

Слайд 101.Мотивация
Для того чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его

активным участником учебного процесса, нужна мотивация.
Это первое из современных

требований.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к
учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
1.МотивацияДля того чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Это

Слайд 111.Мотивация
«Познавательный». Он связан с интересом к узнаванию нового (по какому-то

вопросу). Для школьников он — один из главных.
Вызвать его у

учащихся можно путем последовательного раскрытия
множества разных практических применений какого-то явления или
закономерности (например, в технике, промышленности, военном деле, медицине, быту и др.);
посредством рассказа занимательного факта, с которым люди встретились в быту, на производстве;
путем постановки без комментариев (молча) опыта, дающего неожиданный эффект, а затем — вопрос: «Чем это вызвано?» Далее начинается обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала
1.Мотивация«Познавательный». Он связан с интересом к узнаванию нового (по какому-то вопросу). Для школьников он — один из

Слайд 121.Мотивация
«Профессионально-жизненное самоопределение». Этот мотив нацелен на будущую профессию человека и

его становление, он связан с делом, которому тот намерен посвятить

себя.
Вызвать этот мотив можно так: сообщить, что получаемые знания и умения (назвать конкретно, какие) очень нужны людям таких-то
специальностей (назвать их).
1.Мотивация«Профессионально-жизненное самоопределение». Этот мотив нацелен на будущую профессию человека и его становление, он связан с делом, которому

Слайд 13Приемы на этапе мотивации
Эпиграф к уроку
Отсроченная отгадка
Формирует:
умение анализировать

и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант

приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный
факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке
при работе над новым материалом. (железный столб – диффузия; слепой текст – Кулибин)
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (теплоемкость воды и железа)
Удивляй (видео о конвекции)
Проблемная ситуация
Приемы на этапе мотивации Эпиграф к урокуОтсроченная отгадка Формирует:умение анализировать и сопоставлять факты;умение определять противоречие;умение находить решение

Слайд 14Просмотр видеофрагмента

Просмотр видеофрагмента

Слайд 152.Актуализация и пробное учебное действие
Подготовка и мотивация к выполнению пробного

учебного действия, его осуществление и фиксация затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию

изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
.

2.Актуализация и пробное учебное действиеПодготовка и мотивация к выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация затруднения.Соответственно,

Слайд 16Приемы на этапе актуализации и пробного учебного действия
Столкновение противоречий
Да-нетка
Перевод

с русского на русский
Почини цепочку
Лови ошибку
Просмотр видеофрагментов
Слепой текст
Вопросы по установлению

причинно-следственной связи
Приемы на этапе актуализации и пробного учебного действия Столкновение противоречийДа-неткаПеревод с русского на русскийПочини цепочкуЛови ошибкуПросмотр видеофрагментовСлепой

Слайд 17Вопросы по установлению причинно-следственной связи

Вопросы по установлению причинно-следственной связи

Слайд 18Почини цепочку

Почини цепочку

Слайд 19Слепой текст

Слепой текст

Слайд 20ИДЕАЛ
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
умения определять

проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение.


ИДЕАЛЭто стратегия технологии развития критического мышления.Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему;умение находить и формулировать пути решения проблемы;умение

Слайд 21Пример.

Пример.

Слайд 223.Выявление места и причины затруднения

На данном этапе учитель организует выявление

учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить

выполненные операции и зафиксировать (вербально и/или знаково) место, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
3.Выявление места и причины затрудненияНа данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого

Слайд 233.Выявление места и причины затруднения
Приемы:
Составление алгоритма (обобщенные таблицы)
Починить цепочку
Слепая таблица


3.Выявление места и причины затрудненияПриемы:Составление алгоритма (обобщенные таблицы)Починить цепочкуСлепая таблица

Слайд 244.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся

в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель

(целью всегда является устранение возникшего затруднения),
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затрудненияНа данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных

Слайд 255.Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
обсуждаются различные

варианты, предложенные учащимися, и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в вербально

и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение уточняется общий характер нового
знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
(Выполнение фронтального эксперимента)
5.Реализация построенного проектаНа данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбираетсяоптимальный вариант, который

Слайд 266.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
На данном этапе учащиеся

решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения

вслух.
Для реализации проблемно-деятельностного подхода целесообразно
организовать работу в группах, парах или индивидуально.
При выполнении лабораторных работ происходит распределение
обязанностей в группах:
Организатор-руководитель
Ответственный за оборудование
Ответственный за проведение измерений
Ответственный за запись результата
Ответственный за представление результата
Ответственный за связь с учителем
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речиНа данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способдействий с

Слайд 276.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Группы получают одинаковые задания

и затем происходит обсуждение
результатов или группы получают разные задания и

затем представляют
результаты своей деятельности.
Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет
практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку).
Учащиеся учатся в этом случае также
искать информацию,
сообщать ее другим,
высказывать свою точку зрения,
принимать чужое мнение,
создавать продукт совместного труда.
Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речиГруппы получают одинаковые задания и затем происходит обсуждениерезультатов или группы получают

Слайд 28Урок
Переменный ток

УрокПеременный ток

Слайд 29Цели урока
?
?
?
?

Цели урока ????

Слайд 32Урок 2
Построение изображения в зеркале

Урок 2Построение изображения в зеркале

Слайд 33Актуализация и пробное учебное действие

Актуализация и пробное учебное действие

Слайд 34Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Слайд 35Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.

Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 36Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

Слайд 37Первичное закрепление

Первичное закрепление

Слайд 387. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания

нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
В

завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово

Слайд 39Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Слайд 418.Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы

применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ

действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых
тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация
умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
8.Включение в систему знаний и повторениеНа данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в

Слайд 428.Включение в систему знаний и повторение

8.Включение в систему знаний и повторение

Слайд 439. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Организуется рефлексия и самооценка

учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотносятся цель и результаты

учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотносятся

Слайд 449. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Алгоритм проведения рефлексии:
1. Оцени

результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции,

чувства.
2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).
3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Алгоритм проведения рефлексии:1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности

Слайд 45Приемы рефлексии
Анкета
Синквейн
Толстый и тонкий вопрос
Телеграмма

Приемы рефлексииАнкетаСинквейнТолстый и тонкий вопросТелеграмма

Слайд 46Синквейн
1строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синвейна
2 строка –

два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка короткое предложение
5 строка

– резюме
Синквейн1строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синвейна2 строка – два прилагательных3 строка – три глагола4 строка

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика