Слайд 1Построение урока в системно-деятельностном подходе
По материалам лекции Пешковой Анны Вячеславовны,
к.п.н., методиста корпорации «Российский учебник»
Слайд 2Системно-деятельностный подход
Слайд 3Принципы системно-деятельностного подхода
Деятельность
Системность
Минимакс
Психологический комфорт
Творчество
Слайд 4Виды универсальных учебных действий
Слайд 5Принципиальное отличие деятельностного метода от демонстрационно-наглядного
Описывает деятельность не учителя, а
учащихся
Обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей
Слайд 6Этапы конструирования урока
Какое новое знание получат сегодня учащиеся?
Какое пробное действие
они должны совершить? Каким алгоритмом пользоваться?
Какое домашнее задание я должен
дать накануне?
На каких заданиях я буду осуществлять закрепление?
Какое задание я дам на дом? К какому новому знанию я готовлю детей?
Слайд 7Планирование урока в системно-деятельностном подходе
Мотивация
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из
затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (Критика)
Самостоятельная работа по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Слайд 8Целеполагание
УУД целеполагания принято понимать как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того,
что еще не известно.
Цели урока или любой формы организации учебного процесса различны для учителя и учеников.
Слайд 91.Мотивация
На первом этапе происходит формирование мотивационной основы действия, закладывается отношение
субъекта к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала,
намеченного для усвоения
Слайд 101.Мотивация
Для того чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его
активным участником учебного процесса, нужна мотивация.
Это первое из современных
требований.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к
учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Слайд 111.Мотивация
«Познавательный». Он связан с интересом к узнаванию нового (по какому-то
вопросу). Для школьников он — один из главных.
Вызвать его у
учащихся можно путем последовательного раскрытия
множества разных практических применений какого-то явления или
закономерности (например, в технике, промышленности, военном деле, медицине, быту и др.);
посредством рассказа занимательного факта, с которым люди встретились в быту, на производстве;
путем постановки без комментариев (молча) опыта, дающего неожиданный эффект, а затем — вопрос: «Чем это вызвано?» Далее начинается обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала
Слайд 121.Мотивация
«Профессионально-жизненное самоопределение». Этот мотив нацелен на будущую профессию человека и
его становление, он связан с делом, которому тот намерен посвятить
себя.
Вызвать этот мотив можно так: сообщить, что получаемые знания и умения (назвать конкретно, какие) очень нужны людям таких-то
специальностей (назвать их).
Слайд 13Приемы на этапе мотивации
Эпиграф к уроку
Отсроченная отгадка
Формирует:
умение анализировать
и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант
приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный
факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке
при работе над новым материалом. (железный столб – диффузия; слепой текст – Кулибин)
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (теплоемкость воды и железа)
Удивляй (видео о конвекции)
Проблемная ситуация
Слайд 152.Актуализация и пробное учебное действие
Подготовка и мотивация к выполнению пробного
учебного действия, его осуществление и фиксация затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию
изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
.
Слайд 16Приемы на этапе актуализации и пробного учебного действия
Столкновение противоречий
Да-нетка
Перевод
с русского на русский
Почини цепочку
Лови ошибку
Просмотр видеофрагментов
Слепой текст
Вопросы по установлению
причинно-следственной связи
Слайд 17Вопросы по установлению причинно-следственной связи
Слайд 20ИДЕАЛ
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
умения определять
проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение.
Слайд 223.Выявление места и причины затруднения
На данном этапе учитель организует выявление
учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить
выполненные операции и зафиксировать (вербально и/или знаково) место, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 233.Выявление места и причины затруднения
Приемы:
Составление алгоритма (обобщенные таблицы)
Починить цепочку
Слепая таблица
Слайд 244.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся
в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель
(целью всегда является устранение возникшего затруднения),
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 255.Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
обсуждаются различные
варианты, предложенные учащимися, и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в вербально
и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение уточняется общий характер нового
знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
(Выполнение фронтального эксперимента)
Слайд 266.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
На данном этапе учащиеся
решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения
вслух.
Для реализации проблемно-деятельностного подхода целесообразно
организовать работу в группах, парах или индивидуально.
При выполнении лабораторных работ происходит распределение
обязанностей в группах:
Организатор-руководитель
Ответственный за оборудование
Ответственный за проведение измерений
Ответственный за запись результата
Ответственный за представление результата
Ответственный за связь с учителем
Слайд 276.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Группы получают одинаковые задания
и затем происходит обсуждение
результатов или группы получают разные задания и
затем представляют
результаты своей деятельности.
Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет
практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку).
Учащиеся учатся в этом случае также
искать информацию,
сообщать ее другим,
высказывать свою точку зрения,
принимать чужое мнение,
создавать продукт совместного труда.
Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами.
Слайд 32Урок 2
Построение изображения в зеркале
Слайд 33Актуализация и пробное учебное действие
Слайд 34Выявление места и причины затруднения
Слайд 35Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.
Слайд 387. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания
нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
В
завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 418.Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых
тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация
умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 428.Включение в систему знаний и повторение
Слайд 439. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотносятся цель и результаты
учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 449. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Алгоритм проведения рефлексии:
1. Оцени
результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции,
чувства.
2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).
3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку)
Слайд 45Приемы рефлексии
Анкета
Синквейн
Толстый и тонкий вопрос
Телеграмма
Слайд 46Синквейн
1строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синвейна
2 строка –
два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка короткое предложение
5 строка
– резюме