Разделы презентаций


ПОСТСОВЕТСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД:проблемы развития науки и образования в постсоветской России;Нобелевские премии по физике 2000, 2003 гг.;Международная космическая станция (МКС);технопарки;коммерциализация науки и образования;ПАДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» И «ЧЕТВЕРТАЯ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОСТСОВЕТСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОСТСОВЕТСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 2ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД:
проблемы развития науки

и образования в постсоветской России;
Нобелевские премии по физике 2000, 2003

гг.;
Международная космическая станция (МКС);
технопарки;
коммерциализация науки и образования;
ПАДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» И «ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА» ЭМИГРАЦИИ.
ЛИТЕРАТУРА:
публикация ранее запрещенных произведений;
«толстые» журналы и публицистика;
возвращение А.И.Солженицына;
изменение роли литературы в общественной жизни в 2000-е гг.;
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
РУССКИЙ РОК:
1980-е гг. - русский рок как протестная субкультура;
1990-е гг. – превращение русского рока в часть шоу-бизнеса. 
ПОСТМОДЕРНИЗМ как форма отрицания общества массового потребления.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ:
свобода слова как результат политики Гласности;
дело НТВ – ограничение свободы СМИ.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД:проблемы развития науки и образования в постсоветской России;Нобелевские премии по

Слайд 3КИНО И ТЕАТР:
трудности становления современного российского кинематографа;
возрождение интереса к театральному

искусству.
9. АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДА:
осуществление крупных архитектурных проектов,

изменяющих горскую среду;
Архнадзор – общественное движение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников.
10. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ:
празднование 1000-летия крещения Руси;
религиозный ренессанс конца ХХ – начала XXI вв.
СПОРТ. Зимние олимпийские и паралимпийские игры СОЧИ-2014.
ИТОГИ: ОСОБЕННОСТИ ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
(продолжение):

Великий эксперимент.
Художник И.Глазунов. 1990 год. Холст. Масло.

КИНО И ТЕАТР:трудности становления современного российского кинематографа;возрождение интереса к театральному искусству.9.   АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДА:осуществление

Слайд 4НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
резкое сокращение финансирования науки (1990-1996 гг. сократилось в

6 раз);
«утечка мозгов» за границу (1992-1999 гг. – 100 тыс.

ученых уехали на работу за границу);
упал престиж научного творчества, приток в науку молодежи значительно сократился (1990-1998 гг. количество занятых в сфере науки сократилось в 2,5 раза);
возникновение частных школ, появление платных образовательных услуг.

Алфёров
Жорес Иванович.
Лауреат Нобелевской премии
по физике (2000 год).

Гинзбург
Виталий Лазаревич.
Лауреат Нобелевской премии
по физике (2003 год).

Абрикосов
Алексей Алексеевич.
Лауреат Нобелевской премии
по физике (2003 год).

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕрезкое сокращение финансирования науки (1990-1996 гг. сократилось в 6 раз);«утечка мозгов» за границу (1992-1999 гг.

Слайд 5МЕЖДУНАРОДНАЯ
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Один из экипажей МКС.
В основу устройства станции заложен

модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля

или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту.
На 2013 год в состав МКС входит 14 основных модулей:
российские — «Заря», «Звезда», «Пирс», «Поиск», «Рассвет»; 
американские — «Юнити», «Дестени», «Квест», «Транквилити», «Купола», «Леонардо», «Гармония»;
европейский — «Колумбус»;
японский — «Кибо».
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯОдин из экипажей МКС.В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к

Слайд 6МЕЖДУНАРОДНАЯ
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Эмблема МКС.
Международная космическая станция, МКС (англ. International Space Station, сокр. ISS) -

пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс.
МКС — совместный международный

проект (с 1993 года), в котором в настоящее время участвуют 15 стран
(в алфавитном порядке):
Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, 
Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯЭмблема МКС.Международная космическая станция, МКС (англ. International Space Station, сокр. ISS) - пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский

Слайд 7МКС,
июль 1999 года.
МКС,
июль 2000 года.
МКС,
апрель 2002 года.
СБОРКА

МКС НА ОРБИТЕ
МКС,
август 2005 года.
МКС,
июнь 2008 года.
МКС,
март

2011 года.
МКС, июль 1999 года.МКС, июль 2000 года.МКС, апрель 2002 года.СБОРКА МКС НА ОРБИТЕМКС, август 2005 года.МКС, июнь

Слайд 8ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
свобода выбора учебников и методик преподавания, педагогическое экспериментирование,

ликвидация идеологического однообразия социально-гуманитарных дисциплин;
снижение государственных расходов на образование и

науку в 1990-х гг., падение престижности профессии учителя;
появление платного образования, частных учебных заведений.

Многообразие современных учебников
(различные учебники Истории России для 11 класса).

В настоящее время происходит
трансформация образования из общественного блага в образовательную услугу.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯсвобода выбора учебников и методик преподавания, педагогическое экспериментирование, ликвидация идеологического однообразия социально-гуманитарных дисциплин;снижение государственных расходов

Слайд 9Как изменялись бюджетные расходы на образование
в абсолютных и относительных

цифрах?
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Если сегодня не строить школы,
то завтра придется

строить тюрьмы.
Отто фон Бисмарк.
Как изменялись бюджетные расходы на образование в абсолютных и относительных цифрах?ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯЕсли сегодня не строить школы,

Слайд 10ПАДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»
Прямые телемосты СССР-США стали проводиться с 1985

года. Ведущий с советской стороны - Владимир Познер, со стороны

США - Фил Донахью.
Телемосты появились «с личного разрешения» М.С.Горбачёва.
ПАДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» Прямые телемосты СССР-США стали проводиться с 1985 года. Ведущий с советской стороны - Владимир

Слайд 11«ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА» ЭМИГРАЦИИ
добровольный характер эмиграции;
не обусловлена политическими мотивами, не означала

неизбежного разрыва связей с Россией;
высокий интеллектуальный уровень эмигрантов, «утечка умов».
Проанализируйте

график.
Сделайте выводы о «четвертой волне» эмиграции.
«ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА» ЭМИГРАЦИИдобровольный характер эмиграции;не обусловлена политическими мотивами, не означала неизбежного разрыва связей с Россией;высокий интеллектуальный уровень

Слайд 12ПУБЛИКАЦИЯ
РАНЕЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Последний заметный всплеск по-настоящему массового интереса к

произведениям отечественной литературы вызвала публикация в конце 1980-х гг. написанных

«в стол» романов А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина.
Эти произведения объединяло стремление переосмыслить недавнее прошлое, дать ему морально-этическую оценку, напомнить о гражданском долге и ответственности современников.
ПУБЛИКАЦИЯ РАНЕЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙПоследний заметный всплеск по-настоящему массового интереса к произведениям отечественной литературы вызвала публикация в конце

Слайд 13Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались

в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», «Нева», «Юность», в «Литературной

газете», еженедельнике «Аргументы и факты».
«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли.

СВОБОДНАЯ ПРЕССА, ПУБЛИЦИСТИКА

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек»,

Слайд 14С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына

стало меняться. Были опубликованы многие его произведения, в частности, в

журнале «Новый мир» в 1989 году вышли отдельные главы «Архипелага ГУЛаг».

Встреча А.И.Солженицына
в Магадане. 1994 год.

ВОЗВРАЩЕНИЕ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА

18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства — «Как нам обустроить Россию». 

В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве.
Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан.
После из Владивостока проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице. Выступил в Государственной думе РФ.

С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться. Были опубликованы многие его произведения,

Слайд 15ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ
В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ в 2000-е гг.
ПРОРОК
… И

он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий

огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
А.Пушкин.
1826 год.

Александр Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского.

ПОЭТ И ГРАЖДАНИН
… А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей! …

Н.Некрасов.
1856 год.

Николай Некрасов. Портрет работы И.Н.Крамского.

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ в 2000-е гг.ПРОРОК… И он мне грудь рассёк мечом, И сердце

Слайд 16ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ
В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ в 2000-е гг.
Поэт в

России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем,

в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, итог всему, что было до него. …

Е.Евтушенко.
1964 год.

Впервые с середины XIX века
литература перестает быть центром публичной дискуссии.

Евгений Евтушенко.

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ в 2000-е гг.Поэт в России - больше, чем поэт. В ней

Слайд 17МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
создается для массового потребления, обращена к широкой аудитории, апеллирует

к упрощенным вкусам;
цель – коммерческий успех;
не знает традиций, не имеет

национальности, осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека.;
имеет манипулятивный характер.

ТВ-сериалы, боевики;
ток-шоу;
эстрадная «попса»;
«желтая пресса» и «глянец»;
рестораны быстрого питания «Макдоналдс», «Ростикс».

МАССОВАЯ КУЛЬТУРАсоздается для массового потребления, обращена к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам;цель – коммерческий успех;не знает

Слайд 18РУССКИЙ РОК – годы расцвета: конец 1980-х.
Конец 1980-х ознаменовался окончательным

выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших

неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.
Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 1980-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося российского шоу-бизнеса. 

Виктор Цой.

КИНО
АРИЯ
АЛИСА
АКВАРИУМ
НАУТИЛУС-ПОМПИЛИУС
ДДТ
МАШИНА ВРЕМЕНИ

РУССКИЙ РОК – годы расцвета: конец 1980-х.Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты

Слайд 19ПОСТМОДЕРНИЗМ -
(фр. postmodernisme — после модернизма) направление в развитии культуры, зародившийся в 1970-е

гг. на западе как форма протеста против ценностей общества массового

потребления.

признание относительности любых идей и установок;
отказ от изображения реальной действительности;
отсутствие положительного героя;
использование гротеска, абсурда, иронии, стремление автора к полной свободе самовыражения;
отрицание классических канонов любого жанра, дробность идей, эклектичность.

А.Осмоловский. «Путешествие в Бробдингнег» (страну великанов – по роману Дж. Свифта «Путешествие Гулливера»).
Художественная акция. 1993 год.

ПОСТМОДЕРНИЗМ -(фр. postmodernisme — после модернизма) направление в развитии культуры, зародившийся в 1970-е гг. на западе как форма протеста против

Слайд 20ТЕЛЕВИДЕНИЕ
в результате политики ГЛАСНОСТИ в стране появилась свобода слова;
особенной популярностью

пользуются публицистические и информационные программы;
прямые трансляции, телемосты, появление профессии репортер.
Заставки

популярных ТВ-программ
«Взгляд» и «600 секунд».
ТЕЛЕВИДЕНИЕв результате политики ГЛАСНОСТИ в стране появилась свобода слова;особенной популярностью пользуются публицистические и информационные программы;прямые трансляции, телемосты,

Слайд 21С 2000 по 2003 годы вокруг журналистского коллектива телекомпании НТВ 
происходили события, называемые в прессе «Делом

НТВ» и обозначаемые как один из главных этапов ограничения свободы

слова в России. 

ДЕЛО НТВ

Отношения с новой властью и новым президентом Владимиром Путиным у НТВ складывались плохо. Чиновники стали избегать НТВ, перестали давать интервью и приходить на программы; 
Владимир Жириновский предлагал лишить телеканал лицензии на вещание;
По некоторым данным, у Гусинского (владельца НТВ) и Путина возникли личные разногласия: Гусинский якобы заявил в одном из разговоров Путину, что без поддержки НТВ президентом он стать не сможет;
В 2001 году на НТВ произошла смена собственника, многие ведущие журналисты были вынуждены уволится, а многие популярные информационные и публицистические программы закрыты.

Логотипы НТВ
(1994-2001 гг.)

Логотип и кадры из программы НТВ «Куклы».

С 2000 по 2003 годы вокруг журналистского коллектива телекомпании НТВ происходили события, называемые в прессе «Делом НТВ» и обозначаемые как один из главных

Слайд 22КИНО И ТЕАТР
ликвидация цензуры, свобода творчества;
сокращение государственного финансирования;
появление коммерческих проектов

в кино и театре (блокбастеры, антрепризы).
«Собачье сердце». 1988 год.
Режиссер: Владимир

Бортко. Актеры: Владимир Толоконников, Евгений Евстигнеев,
Борис Плотников и др.

«Утомленные солнцем».
1994 год.
Режиссер: Н.Михалков.
Актеры: Олег Меньшиков, Никита Михалков,
Ингеборга Дапкунайте.
Надя Михалкова и др.

1995 год.

«Брат». 1997 год.
Режиссер: А.Балабанов.
Актеры: Сергей Бодров Виктор Сухоруков Светлана Письмиченко и др.

2005 год.

2004 год.

2006 год.

КИНО И ТЕАТРликвидация цензуры, свобода творчества;сокращение государственного финансирования;появление коммерческих проектов в кино и театре (блокбастеры, антрепризы).«Собачье сердце».

Слайд 23ТЕАТР
сокращение финансирования театров со стороны государства;
в 1990-е гг. театры потеряли

значительную часть своей аудитории из-за роста цен на билеты и

конкуренции теле- и видеопродукции;
театральные коллективы вынуждены были приспосабливаться к рыночным отношениям, появление антрепризы;
2000-е гг. - постепенное возрождение интереса к театральному искусству.

Валерий Гергиев.

Петр Фоменко.

Лев Додин.

Галина Волчек.

ТЕАТРсокращение финансирования театров со стороны государства;в 1990-е гг. театры потеряли значительную часть своей аудитории из-за роста цен

Слайд 24АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДА
современные архитекторы ищут пути создания городской среды,

созвучной эпохе высоких технологий;
реализация крупных архитектурных проектов, изменивших городскую среду

(реконструкция в Москве Манежной площади, Гостиного двора, зоопарка, Большого театра, Москва-Сити и пр.)

Реконструкция Музея В.В.Маяковского (Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4). Автор проекта А.Боков. 1989 год.

АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДАсовременные архитекторы ищут пути создания городской среды, созвучной эпохе высоких технологий;реализация крупных архитектурных проектов,

Слайд 25АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДА
современные архитекторы, подчиняясь вкусам богатого заказчика создают

помпезные эклектичные постройки, уродующие городскую среду;
многие архитектурные проекты вызывали ожесточенные

споры среди горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.

Памятник Петру I. Скульптор З.Церетели.
г. Москва.

Неосуществленный проект строительства офисного 400-метрового здания Газпрома в Санкт-Петербурге.
Горожане насмешливо прозвали данный проект «Кукурузиной».

АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДАсовременные архитекторы, подчиняясь вкусам богатого заказчика создают помпезные эклектичные постройки, уродующие городскую среду;многие архитектурные

Слайд 26ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ
Май-июнь 1988 года - 1000-летие крещения Руси.
Изначально планируемые

как сугубо
внутрицерковные, торжества получили общесоюзный

статус.
Торжества по случаю Тысячелетия знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе. 1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.

Патриарх Пимен.
Патриарх Московский
и всея Руси (1971-1990).

М.С.Горбачев.
Генеральный секретарь
ЦК КПСС (1985-1991).

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬМай-июнь 1988 года - 1000-летие крещения Руси.Изначально планируемые как сугубо    внутрицерковные, торжества

Слайд 27РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС
конца ХХ – начала XXI вв.
Современный вид
Храма

Христа Спасителя.
Заново построен в 1994-2000 гг.
Мечеть Кул-Шариф
в Казани.
Построена в

1996-2005 гг.

Мечеть Сердце Чечни в Грозном.
Построена в 2006-2008 гг.

верующим разных конфессий возвращены сотни храмов, мечетей, синагог;
возрождаются монастыри;
развивается сфера религиозного образования (воскресные школы, семинарии, духовные академии, образовательные программы на ТВ и в интернете).

РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС конца ХХ – начала XXI вв.Современный вид Храма Христа Спасителя.Заново построен в 1994-2000 гг.Мечеть Кул-Шариф

Слайд 28СПОРТ
По данным еженедельника The Economist затраты на олимпиаду составили более

1 триллиона рублей (приблизительно $50 млрд долл. США).

СПОРТПо данным еженедельника The Economist затраты на олимпиаду составили более 1 триллиона рублей (приблизительно $50 млрд долл. США).

Слайд 29уничтожение цензуры, деполитизация культуры;
творческая свобода, множественность направлений развития культуры;
падение «железного

занавеса», вхождение России в мировое культурное и информационное пространство;
резкое сокращение

финансирования культуры;
коммерциализация культуры;
падение уровня образования и культуры;
«утечка мозгов» за границу;
усиление роли религии и церкви в развитии культуры.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

Мистерия ХХ века.
Художник И.Глазунов. 1999 год. Холст. Масло.

уничтожение цензуры, деполитизация культуры;творческая свобода, множественность направлений развития культуры;падение «железного занавеса», вхождение России в мировое культурное и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика