– это склонность многих людей не отставать от модного большинства,
что при прочих равных условиях стимулирует увеличение первоначального функционального спроса и смещение кривой спроса вправо. Потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который приобретают другие. Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться.
Эффект сноба – это упорное желание потребителя быть исключением из всех, отличаться от общей массы, что влечёт за собой падение индивидуального спроса и смещение его кривой влево тем больше, чем большим спросом данный товар пользуется у других людей.
Эффект показательного потребления (эффект Веблена) был впервые описан американским экономистом Торстейном Вебленом (1857–1929). Рассматриваемый эффект наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает рост спроса на данный товар со стороны ряда потребителей.
Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит, прежде всего, от цены.
Особенности потребительского спроса