Разделы презентаций


ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Содержание

План Потребности как источник активности личности Мотивы Направленность личности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Слайд 2

План Потребности как источник активности

личности Мотивы Направленность личности

Слайд 3Потребности как источник активности личности

Потребности как источник активности личности

Слайд 4Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах

необходимых для его существования и развития.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Слайд 5Существуют различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождению и по

предмету.

Существуют различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождению и по предмету.

Слайд 6Потребности
По происхождению
По предмету
Естественные
Культурные
Материальные
Духовные

ПотребностиПо происхождениюПо предметуЕстественныеКультурныеМатериальныеДуховные

Слайд 7По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные).

По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные).

Слайд 8Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека

и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека

или его вырождению.
Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет

Слайд 9Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности

человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов

человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории.
Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека.  В них выражается зависимость активной

Слайд 11По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях

выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище,

одежде, предметах быта).
По предмету выделяют материальные и духовные потребности.  В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной

Слайд 13Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в

общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении

наук и искусств, в творчестве и т.п.
Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом,

Слайд 17Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная

по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по

предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с

Слайд 18В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества

в целом. Потребности человека могут иметь общественный и личный характер.

Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.  Потребности человека могут иметь

Слайд 19У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых

угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации

личности)
У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических

Слайд 20и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут

играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

Слайд 21Есть и другие основания для классификаций потребностей человека.

Есть и другие основания для классификаций потребностей человека.

Слайд 22Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными;

реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и

природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.
Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню

Слайд 23Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности,

то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и

др.
Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические,

Слайд 24По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные)

и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).

По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).

Слайд 25Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент

или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а

недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых.
Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют

Слайд 26В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные

(кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности

длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.
В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию

Слайд 27Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).

Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).

Слайд 29Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями

объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей.

Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами

Слайд 30Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая

и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных

потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.
Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны

Слайд 31По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как

личности развиваются, видоизменяются и его потребности.

По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности.

Слайд 32Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со

средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия,

что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности.
Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и

Слайд 33Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из

важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.

Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и

Слайд 34Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются

непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд

является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации.
Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека

Слайд 35Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности

личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и

Слайд 36Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии

является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой

концепции все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.
Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А.

Слайд 37Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни

«вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи

сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической

Слайд 38Потребности в самоуважении
Познавательные потребности
Потребности в принадлежности и любви
Потребности в безопасности

и защите
Физиологические потребности
Эстетические потребности
Потребности в
самоактуализации

Потребности в самоуваженииПознавательные потребностиПотребности в принадлежности и любвиПотребности в безопасности и защитеФизиологические потребностиЭстетические  потребностиПотребности всамоактуализации

Слайд 39МОТИВЫ

МОТИВЫ

Слайд 40Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями

личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ

проявления потребности, психологическая форма ее существования.
Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Слайд 41Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Слайд 42В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В

нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон,

на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Мотив характеризуется силой и устойчивостью; выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции.
В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение.  В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а

Слайд 43Основные характеристики мотива
Выступает показателем непреодолимого стремления личности, и оценивается по

степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива

обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества.

Сила

Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.

Устойчивость

Основные характеристики мотиваВыступает показателем непреодолимого стремления личности, и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого

Слайд 44Функции мотива
Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека,

его поведение и деятельность
Побуждающая
Определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой

функции всегда связана с иерархией мотивов

Направляющая

Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения

Регулирующая

Функции мотиваХарактеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельностьПобуждающаяОпределяет характер поведения и

Слайд 45Виды мотивов
По содержанию
потребностей
Биологические
Предметные
Мотив власти
Мотив отвергания
Социальные
Мотив достижения
Мотив

избегания
Мотив аффилиации
По предметному
содержанию
По степени
осознания
Функциональные
Осознанные
Неосознанные

Виды мотивовПо содержанию потребностейБиологические Предметные Мотив властиМотив отверганияСоциальные Мотив достиженияМотив избеганияМотив аффилиацииПо предметному содержаниюПо степени осознанияФункциональные ОсознанныеНеосознанные

Слайд 46Направленность личности

Направленность личности

Слайд 47Направленность личности – интегральное свойство, включающее потребности, мотивы, мировоззрение, установки

и цели ее жизни и деятельности. Выражается в гармоничности и непротиворечивости

знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.
Направленность личности – интегральное свойство, включающее потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Выражается

Слайд 48Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие

цели ставит перед собой в своей деятельности и что его

к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается содержание человека как общественного существа.
Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности

Слайд 49Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда

социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности

личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм.  Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе

Слайд 50Формы направленности личности

Формы направленности личности

Слайд 51Мировоззрение
Система взглядов на окружающую человека объективную реальность.




В структуру мировоззрения входят

ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды.

Мировоззрение Система взглядов на окружающую человека объективную реальность.В структуру мировоззрения входят ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические

Слайд 52Убеждение
Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии

со своими взглядами, принципами и мировоззрением

Убеждение  Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением

Слайд 53Идеал
Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который

определяет план самовоспитания

На основе мировоззрения у человека формируются нравственные идеалы,

т.е. созданные воображением образы, к которым он стремится, правосознание. Идеалом может стать конкретная (или воображаемая) личность, определенный образ жизни, поведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера.

Идеал  Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитанияНа основе мировоззрения у

Слайд 54Интересы
Интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических

характеристик.
Широта и содержание интересов могут быть одной из наиболее

ярких характеристик человека, определять полноценность его жизни.

Специфическая познавательная направленность на предметы.

Интересы  Интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик. Широта и содержание интересов могут

Слайд 55Склонности
Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той

или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. В

качестве основания может выступать и стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.

Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Склонности  Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к

Слайд 56Желания
Мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом

их удовлетворения.

Желания  Мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Слайд 57Влечения
Побуждение к деятельности, представляющее недостаточно осознанную потребность.

Влечения  Побуждение к деятельности, представляющее недостаточно осознанную потребность.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика