Слайд 1Повесть
«Собачье сердце»
1925 год
Михаил Афанасьевич Булгаков
Повесть
«Собачье сердце» –
острый памфлет
на современность
Слайд 3Цель урока
доказать, что повесть
«Собачье сердце»
является сатирой на
современность
Слайд 4Задачи урока:
закрепить литературоведческие понятия о сатире;
определить основные идеи повести;
совершенствовать
навык анализа сатирического произведения.
Слайд 5Этапы урока
I этап – систематизация литературоведческих понятий.
II этап – проверка
знания содержания повести.
III этап – работа с текстом «Портрет Шарикова».
IV
этап – просмотр видеофрагмента.
V этап – аукцион «Крылатые фразы».
VI этап – определение смысла «говорящей» фамилии
профессора.
VII этап – формулирование идей произведения.
VIII этап – подведение итогов урока.
Слайд 6 Эпизоды повести
Шарик попадает в квартиру профессора Преображенского (гл.
I-III).
Операция по пересадке собаке гипофиза человека (гл. IV).
Превращение Шарика в
человека (гл. V).
Портрет Шарикова (гл. VI).
Выбор имени и фамилии (гл. VI).
«Потоп» в квартире профессора (гл. VI).
Воспитание Шарикова за обедом (гл. VII).
Филипп Филиппович и доктор Борменталь рассуждают о человеке с собачьим сердцем (гл. VIII).
Шариков получает должность начальника подотдела очистки города (гл. IX).
Шариков приводит в квартиру свою барышню (гл. IX).
Донос Шарикова на профессора Преображенского (гл. IX).
Профессор Преображенский решается на операцию (гл. IX).
Шариков снова становится Шариком (эпилог).
Слайд 7Литературоведческий словарь
Сатира – вид комического (противоположное
трагическому) эстетическая категория, единственным
предметом
которой является человек (человекоподоб-
ное в животных).
Предметом сатиры являются пороки.
Виды
сатиры:
Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.
Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.
Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная
насмешка.
Слайд 8Литературоведческий словарь
Жанры сатиры:
комедия, басня, пародия, эпиграмма,
памфлет – небольшое обличительное полемическое сочинение на
общественно-политическую тему.
Средства сатиры:
аллегория, гиперболизм, гротескность,
контраст, и др.
Слайд 9Портрет Шарикова
Сатирические средства описания героя:
эпитеты:
ядовито-небесного, пылающий, с голубым венцом;
гипербола: почти непосредственно над кисточками бровей
начиналась густая головная щётка;
сравнение: как бы кустами, как в калошах;
метафора: луговой небритый пух;
метонимия: густая головная щётка;
подбор лексики: выкорчеванном, щётка, брючки, продраны,
пылающий факел, фальшивой рубиновой;
гротеск: пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян
соломой;
контраст: портрет Филиппа Филипповича (гл. I) –
портрет Шарикова (гл. VI).
оксюморон: ядовито-небесного;
Слайд 10Крылатые фразы
Ласка – единственный способ, который возможен в обращении с
живым существом.
Террор совершенно парализует нервную систему;
Не читайте советских газет перед
обедом.
Что такое ваша «разруха»? Старуха с клюкой?
Разруха не в клозетах, а в головах.
Взять всё да и поделить.
На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено.
Доживите до старости с чистыми руками.
Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить, когда угодно.
Слайд 11 Смысл «говорящей» фамилии профессора Преображенского
Фамилию Преображенский
можно
рассматривать как сатиру, пародию
на претензии человека вмешиваться в то,
что подвластно лишь
Богу.
Слайд 12 Идеи повести:
развенчание опасной попытки революционного преобразования
природы, человека, общества;
Слайд 13 Идеи повести
высмеивание большевистского режима: «Разруха не в
клозетах, а в головах».
Слайд 14 Идеи повести
высмеивание социального типа Шарикова как
массовой низовой фигуры пролетарского происхождения, необходимой сталинскому режиму для осуществления
власти над всеми слоями и классами нового государства.