Слайд 1Повышение качества преподавания химии
Главным содержанием обучения становится таким образом, не
усвоение фактов, а овладение методологией творческого использования основ науки
сокращение
обязательных аудиторных занятий,
увеличение роли самостоятельной, контролируемой преподавателем подготовки студентов,
включение научных исследований в учебный процесс
Слайд 2
ВОСЕМЬ СНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В ОБРАЗОВАНИИ (ИСО 9000:2000)
1. Ориентация
на потребителя.
2. Наличие лидера, организующего всю работу.
3. Вовлечение в процесс
всех сотрудников.
4. Оптимизация учебного процесса (процессный подход).
5. ВУЗ - система взаимосвязанных процессов - системный подход.
6. Непрерывное совершенствование.
7. Принятие решений на основе фактов; обратная связь.
8. Создание взаимовыгодных отношений с поставщиками (средними школами).
Слайд 3КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ -
это показатель высоты уровня:
- технологии передачи знаний,
умений и навыков,
- эффективности восприятия
составляющих
педагогического
процесса учащимися.
Слайд 4КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
уровнем подготовки обучаемых (абитуриентов, студентов, аспирантов и др.);
качеством
(структурой и содержанием) образовательных программ;
качеством профессорско-преподавательского состава;
эффективностью и качеством используемых
методик и технологий обучения;
качеством ресурсного обеспечения учебного процесса (оборудованием, обеспеченностью учебной литературой и др.);
качеством научных исследований.
Слайд 5Составляющие системы управления качеством обучения
компоненты
УРОВЕНЬ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ
УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ЗНАНИЙ
критерии
1. Качество
учебных программ и планов
2. Качество ППС
3. Информационное обеспечение уч. пр.
4.
Мат.-техническое обеспечение уч. пр.
6. Система контроля знаний студентов
5. Самостоятельная работа студентов
7. Качество научно-исследовательской работы в вузе
8. Посещаемость
9. Успеваемость
10. Научная работа студентов
11. Признание заслуг студентов в учебе и науке
Слайд 61. КАЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
И ПРОГРАММ
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1. Соответствие
Государственному
образовательному
стандарту
2. Эффективность
% несоответствия содержания и объема
% унификации
смежных планов
Слайд 72. КАЧЕСТВО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1. Должности ППС
2. Возраст ППС
3. Научные
публикации
4. Методическая работа
5. Повышение педагогич.
квалификации
6. Использование
информационных
технологий
Число проф., доц., преп.,
пропорциональность
Относительный средний возраст по должностям
Число монографий, статей и конференций в год.
Число публикаций в год
% преподавателей,прошедших повышение квалификации
Число разработанных электронных материалов в год
Слайд 83. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1. Обеспеченность учебной литературой
2. Наличие
электронных учебных пособий (ЭУП)
3. Доступ к компьютерной
технике
4.
Наличие локальных сетей
5. Качество сетей
Среднее число учебников на одного студента по кафедрам
% обеспеченности ЭУП дисциплин по кафедрам
Число студентов на один компьютер с выходом в Интернет по кафедрам
Число компьютеров в локальной сети кафедр
Стабильность работы и пропускная способность сетей
Слайд 9
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1.Обеспеченность аудиториями
2. Лабораторное
обеспечение
3.
Обеспечение лабораторным оборудованием
4. Обеспеченность
материалами
Число кв.м. на
одного студента по кафедрам
Число студентов на одно лабораторное место по каф.
Число инструментальных лабораторных работ по каф.
Сумма $ в год на расходные мат. на 1 студента по кафедре
Слайд 105. КАЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1. Обеспеченность местами в читальных залах
2.
Наличие методических указаний для самостоятельной работы студентов
3. Наличие форм контроля
самостоятельной работы
Число мест на 100 студентов
% учебных дисциплин, обеспеченных учебными материалами
% общего рейтинга, учитывающий самостоятельную работу
Слайд 116. КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1.Форма контроля текущей
успеваемости
2. Наличие
рубежного
контроля
3. Использование компьютерных форм контроля знаний
4. Анализ
итогового контроля знаний
% рейтинга по формам текущего контроля
% рейтинга по формам рубежного контроля
% рейтинга по компьютерным формам контроля знаний
Регулярность обновления заданий итогового контроля
Слайд 127. КАЧЕСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1. Аспирантура
2. Защита диссертаций
3. Участие в конференциях
4.
Участие в научных программах и грантах
5. Проведение хоздоговорных работ
Число аспирантов
на одного доктора наук
Количество защищенных диссертаций за три года
Число докладов на научных конференциях
Число научных программ и грантов и их объем
Число хоздоговорных работ и их объем по кафедрам
Слайд 1310. НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1. Участие студентов в научной работе
2. Научные
публикации
студентов
3. Участие студентов в научных конференциях
4. Участие
студентов в научных программах и грантах
Число участников НИРС
Число научных студенческих публикаций в год
Число докладов на конференциях с участием студентов
Число студентов в научных программах и грантах
Слайд 14ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ СТУДЕНТОВ
В УЧЕБЕ И НАУЧНОЙ РАБОТЕ
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
1. Участие
в конкурсах на лучшую работу студентов
2. Гранты студентам
3. Именные стипендии
4.
Качество выпускников
Число дипломов и грамот
Число грантов студентам
Число именных стипендиатов
Число дипломов с отличием
Слайд 15ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Совместное участие общих и выпускающих кафедр:
в корректировке
содержания учебных курсов;
в модернизации лабораторных практикумов;
в составлении заданий курсовых работ
и др.
Слайд 16ПОВЫВШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Подготовка молодых преподавателей через
педагогическое отделение, магистратуру и аспирантуру.
Повышение педагогической квалификации, в частности, в
области информационных технологий.
Повышение эффективности научной и научно-методической работы.
Слайд 17РАЗРАБОТКА НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
СОЗДАНИЕ БАНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНЫМ
КУРСАМ;
РАЗРАБОТКА И РАЗМЕЩЕНИЕ В СЕТИ УНИВЕРСИТЕТА СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Слайд 18
УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ
Представляет собой синтез двух философских категорий:
качества (знания);
количества
(оценка).
Слайд 19ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
Являются объектами нечисловой природы, определяемые преподавателем в процессе
контроля знаний
Слайд 20
СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ
Степень обученности не представляется возможным точно
измерить.
Возможна только вероятностная оценка.
Слайд 21 Причины неопределенности оценки знаний
принципиальная невозможность оценки действительной степени обученности;
нечеткость установления
меры трудности используемых контрольных заданий;
ограниченное время проведения контроля знаний;
конечный объем
контрольных заданий.
Слайд 22 Истинная степень обученности
Соответствие (адекватность) знаний полученному в процессе
контроля действительному уровню знаний.
Слайд 23ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «КАЧЕСТВО» и «КОЛИЧЕСТВО»
Качественная характеристика выражается названием.
Количественная характеристика определяется
некоторым числом.
Слайд 24ИНТЕРВАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Позволяет на основе полученных в результате количественной оценки установить
качественную характеристику уровня обученности . Пример:
55-69 - посредственно,
70-84 -
хорошо,
85-100 - отлично.
Слайд 25ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ
ПОВЫШАЕТСЯ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ЧИСЛА ЭТАПОВ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
СТУДЕНТОВ.
Слайд 26РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ki - категория качества i-го признака;
xi - количественное значение
i-го признака;
K - число качественных уровней (принято равным 5).
Сложение
показателей ki даёт суммарное качество и не учитывает разброс признаков
Слайд 28ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭНТРОПИЯ
Учитывает разброс признаков
Слайд 29
Чем больше величина энтропии образовательного фактора, тем труднее он для
выполнения, тем больше не его субъективный “вес”, а его объективная
значимость на данном этапе функционирования системы, тем большее внимания необходимо уделять руководству для уменьшения этой неупорядоченности.
Слайд 30Расчет значения энтропий
H1=(4/7)ln(7/4)+ 3(1/7)ln(7)= 1,154 -
1-го признака;
H2=(5/7)ln(7/5)+2(1/7)ln(7)= 0,796 – 2-го признака;
H3=(4/7)ln(7/4)+3(1/7)ln(7)= 1,154 - 3-го признака;
H4=(3/7)ln(7/3)+4(1/7)ln(7)= 1,475 - 4-го признака;
H5=(4/7)ln(7/4)+3(1/7)ln(7)= 1,154 - 5-го признака;
H6=2(2/7)ln(7/2)+4(1/7)ln(7)= 1,828–6-го признака;
H7=(3/7)ln(7/3)+(2/7)ln(7/2)+2(1/7)ln(7)= 1,29–7-го;
H8=(3/7)ln(7/3)+(2/7)ln(7/2)+2(1/7)ln(7)= 1,29–8-го
Слайд 31
По полученным значениям энтропии признаков, можно определить интегральное (системное) качество
каждого объекта и провести вторичное ранжирование кафедр по эффективности их
работы
kj(интегр.)=kj Hj
Слайд 33
Использование интегрального качества увеличивает дифференцирующая способность оценки эффективности
учебной деятельности.
В частности, при использовании суммы качеств,
различие между первой и последней по рейтингу кафедрами составляет 17 баллов, в то время как интегральное качество дает расхождение в 24 балла. Этот факт свидетельствует о более высокой эффективности использования интегрального качества для оценки эффективности деятельности кафедр.
Слайд 34Задачи высшего химического образования
формирование у будущих исследователей и инженеров химического
мышления,
навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений,
умения строить
научные гипотезы и планировать эксперимент по их проверке;
внедрять результаты в практику (инновационная деятельность)
Слайд 35
Основы научной организации учебного процесса
для чего учить,
чему учить,
как
учить.
Слайд 36Кривые сохраняемости знаний
Кривая "забывания"Г. Эббинхауза :
П=Поехр(-t/T).
Слайд 37УРОВНИ ЗНАНИЙ
первый уровень позволяет узнавать, воспроизводить
второй уровень (логическое мышление) позволяет
объяснять
на третьем уровне (творческое мышление):
обобщать и классифицировать явления,
решать
нестандартные задачи,
составлять задачи с нестандартными решениями,
анализировать сложившуюся ситуацию с целью распознавания проблемы и ее формулировки,
самостоятельно получать новые знания.
Слайд 38
Классические методы обучения позволяют реализовать первый и второй уровень. Для
достижения третьего уровня знаний необходимо использовать проблемный метод обучения
Слайд 39Проблемный метод обучения
Предполагает проведение обучения на высшем уровне интеллектуальной трудности.
преподаватель формулирует учебную проблему (создает проблемную ситуацию) и вместе со
студентами решает поставленную задачу.
Слайд 40Проблемный метод обучения
Особенностью проблемного обучения является высокий научный уровень рассматриваемых
проблем, который базируется на современных знаниях и последних достижениях химической
науки
Слайд 41Учебные и научные проблемы
Научными проблемами являются такие, которые решаются
в настоящее время исследователями и для которых не получен однозначный
ответ
Слайд 43Научная проблема
Парадокс Гиббса
Смешение двух различных идеальных газов, находящихся при Р
и Т.
Увеличение энтропии:
Δ S = S 1,2 − (S
1 + S 2 ) = R ln2
Cмешение двух одинаковых газов:
Δ S = S 1,2 − (S 1 + S 2 )=0 ???
Слайд 44УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблемы, ответ на которые уже найден учеными и которые
можно включить в учебный процесс
Слайд 45
Физический смысл первого постулата Бора
Гипотеза о
стационарных орбитах
mеvr = nh/2π
2πr = nh /(mеv)
Слайд 46Физический смысл первого постулата Бора
2πr = nh /(mеv) = nλ
д
Стационарные орбиты:
на длине которых укладывается целое число длин волн
Де-Бройля λ д.
Слайд 47Абсолютный нуль температуры
Т=0 К = -273 оС
Слайд 48
Способы создания
проблемных ситуаций
изложение фактов, требующих теоретического объяснения;
демонстрация опытов,
свидетельствующих о внешних несоответствиях;
использование учебных и жизненных ситуаций;
выдвижение гипотез и
предположений;
сравнение, сопоставление и противопоставление фактов;
предложение обобщить наблюдаемые результаты.
Слайд 49
Требования к учебным проблемам
учебная проблема должна быть логически связана с
учебным материалом;
в учебной проблеме должна отражаться противоречивость информации;
учебная проблема должна
быть понятной и не очень трудной; она должна быть решена обучаемыми;
учебная проблема должна эмоционально заинтересовать обучаемых;
своим содержанием учебная проблема должна давать направление поиска решения.