Слайд 1Урок обществознания
10 класс
Фарзуллаева Н.Ю.,
учитель обществознания
МБОУ Чуровской СОШ
Познание
как деятельность.
Истина и ее критерии
Слайд 2Френсис Бэкон, английский философ
(1581 – 1626)
«Знание – сила»
Слайд 3Что такое познание?
В процессе своей деятельности человек приобретал знания.
Знания –
совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных
на практике и отраженные в мышлении человека.
Знания появляются в результате познавательной деятельности.
Слайд 4Что такое познание?
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в
мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание –
это процесс получения знания.
Слайд 5Проблема познаваемости
Пессимисты
отрицают
познаваемость
мира
Оптимисты
утверждают,
что мир
принципиально
познаваем
Скептики
утверждают,
что
познавание
возможно, выражая
сомнение
в достоверности
полученного знания
Слайд 6Процесс познания
Субъект познания
Объект познания
Результат
Познающий человек, наделённый волей и сознанием, или
коллектив
Всё общество
Знание
Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека
Весь окружающий
мир
Слайд 7Элементы познавательной деятельности
Так как познание – это один из видов
деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:
Субъект познания
– тот, кто получает знания (человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
Результат познания – знание.
Слайд 8Формы знания
Научное – объективное, истинное знание
Донаучное – прототип, предпосылочная база
научного знания
Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки
Обыденно-практическое –
знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности
Ненаучное – разрозненно, не систематизированное знание
Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание
Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности
Личностное – знание являющееся достоянием отдельной личности
Слайд 13Ступени познания
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
Когда
чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании
может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.
Слайд 15Истина – это соответствие полученного знания действительности, соответствие полученных знаний
содержанию объекта познания.
– то, что подтверждено опытом;
– некое соглашение,
конвенция;
– свойство самосогласованности знаний;
– полезность полученного знания для практики.
Слайд 17Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит
ни от человека, ни от человечества.
Слайд 18Абсолютная истина
Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о
предмете или явлении.
Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может
быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
В реальности такое знание практически невозможно.
Слайд 19Относительная истина
На пути к абсолютной истине человек получает относительные истины,
то есть неполное, ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом причин:
Познаваемый мир
бесконечен и изменчив;
Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
Слайд 20Двух истин не бывает.
Может быть несколько точек зрения на
изучаемый предмет, но истина всегда одна.
Противоположность истины - заблуждение. Заблуждение
— это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Слайд 21Критерии– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от
заблуждения
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам
науки; (непротиворечивость)
3. соответствие фундаментальным законам;
4. полезна для человека
5. практика.
Формы практики:
1.материальное производство (труд, преобразование природы);
2.социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3.научный эксперимент.
Слайд 22Виды познания
Обыденное
Научное
Философское
Художественное
Социальное
Самопознание
Слайд 23Научное познание основная форма человеческого познания. направленная на выработку объективных
и обоснованных знаний о природе и обществе.
ЗАДАНИЯ:
НАЙДИТЕ НА СТР. 60-61
И ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ;
ОСОБЕННОСТИ
УРОВНИ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Слайд 24Основными особенностями научного познания являются следующие:
Объективность знаний о природе, человеке
и обществе
Непротиворечивость
Доказательность,
Системность
Проверяемость
Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
Использование
в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
Высокий уровень обобщения полученных знаний
Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Слайд 25Уровни научного познания
Эмпирический уровень – происходит опытное, экспериментальное исследование
вещей и процессов, чувственное познание преобладает над рациональным. Эмпирический уровень
выявляет объективные факты в результате экспериментальных экспериментов и наблюдений.
Теоретический уровень – субъект познания (т.е. человек) использует абстрактное мышление. С его помощью он изучает суть вещей и процессов, их причинно-целевую направленность (например: закон о всемирном тяготении)
Слайд 26Формы научного познания
Научный факт – обоснованное суждение, доказанное научными методами.
Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.)
и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности). Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна - спутник Земли — это научный факт. Совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.
Гипотеза – научно обоснованное предположение, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы.
Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Проблемная ситуация возникает тогда, когда открыто новое явление, не поддающееся объяснению на основе старого знания; поэтому возникает потребность в новом знании.
Эмпирический закон - объективная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теория – целостная, завершенная, логически непротиворечивая система знаний.
Слайд 27Метод – это совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности,
обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.
Эмпирические методы научного познания
Наблюдение
– восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них
Эксперимент-изучение предметов в специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Теоретические методы научного познания
Анализ – процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности
Синтез – процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого
Индукция —переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему
Дедукция — выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному
Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания
Аналогия – изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо
Классификация – объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
Слайд 28Социальное познание - т. е. процесс приобретения и развития знаний
о человеке и обществе.
Совпадает объект и субъект познания.
Существуют несовпадения выводов
и оценок, возникающих при изучении общества.
Сложность изучаемого объекта – общества.
Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.
Слайд 29Самопознание
Получение человеком знаний о самом себе.
Формы самопознания:
Самоузнавание
Самооценка
Самоисповедь
Самопознание может осуществляться
в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и
др.
Слайд 30 Художественное познание
1. Познание мира с помощью художественных образов.
2. Образы
помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это
воплощение через выражение мысли.
3. Субъективное отражение действительности