Разделы презентаций


ПОЗНАНИЕ Весьма жалко было бы, если бы мудрость и любовь к ней были

Содержание

ТЕМА: ПОЗНАНИЕ1. Познание как предмет философского анализа. Представления о сущности познания в истории философии. Субъект и объект. Возможности познания: оптимизм, агностицизм, скептицизм2. Состав, структура и динамика знания. Проблема источников познания. Чувственное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОЗНАНИЕ












Весьма жалко было бы, если бы мудрость и любовь к

ней были исключительным достоянием только малого числа людей, занимающихся философией,

и оставались недоступными для прочих.
М.А. Бакунин
ПОЗНАНИЕ		Весьма жалко было бы, если бы мудрость и любовь к ней были исключительным достоянием только малого числа

Слайд 2ТЕМА: ПОЗНАНИЕ

1. Познание как предмет философского анализа. Представления о сущности

познания в истории философии. Субъект и объект. Возможности познания: оптимизм,

агностицизм, скептицизм
2. Состав, структура и динамика знания. Проблема источников познания. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое в познании
3. Истина и заблуждение. Познание и практика. Проблема критерия истины в науке и философии. Классический и неклассический идеалы рациональности
4. Многообразие форм и типов знания. Неклассическое мышление и эпистемология

Библиографический список
Абрамова Н. Т. Невербальные мыслительные акты в "зеркале" рационального сознания // Вопросы философии. 1997. № 7.
Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
Границы науки: о возможности: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
Дынич В. И., Еляшевич М. А, Толкачев Е. А., Томильчик Л. М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 12.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии. 1991. № 2.
МамардашвилиМ.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
Кравец А. С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993.
Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. №10.
Современные теории познания. М., 1992.
Черняк В.С. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. №9.
Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.

ТЕМА: ПОЗНАНИЕ1. Познание как предмет философского анализа. Представления о сущности познания в истории философии. Субъект и объект.

Слайд 3Проблемное поле Гносеологии
ГНОСЕОЛОГИЯ
СУБЪЕКТ
НАУКА
ОБЪЕКТ

ИСТИНА

Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того,

кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается Познает всегда и

фактически конкретный живой человек. И не как "гносеологический субъект", а как целостный индивид - в единстве всех своих сущностных сил: разума, чувственности, действия, речи
Проблемное поле ГносеологииГНОСЕОЛОГИЯСУБЪЕКТНАУКАОБЪЕКТИСТИНАПознание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что

Слайд 4Различения уровней познания
по объектам исследования
Проблема различения двух уровней научного

познания — теоретического и эмпирического — вырастает из специфической особенности

его организации.
За эмпирическим знанием закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта; его главная задача — фиксация фактов
Интерпретация этих эмпирических фактов — дело теории:
при исследовании на эмпирическом уровне имеют дело непосредственно с исследуемыми природными и социальными объектами;
теория оперирует исключительно идеализированными объектами

Принцип «бритвы Оккама»
в философии принято применять принцип, известный под названием «бритвы Оккама», — «не следует умножать сущности без необходимости»
Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое

Различения уровней познания по объектам исследования	Проблема различения двух уровней научного познания — теоретического и эмпирического — вырастает

Слайд 6Чувственное познание:     
Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон,

граней предмета или явления. По количеству органов чувств различают пять

основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации. Потому и говорят: лучше один раз увидеть…      Восприятие дает целостный (совокупность свойств) образ предмета. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а взаимоувязываются, синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, чаще калейдоскопической, их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Есть тут, впрочем, и обратная зависимость: и ощущение невозможно без восприятия как некоего фонового, смутно улавливаемого контекста.
    Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.      Чувственное познание представляет собой непосредственное единство субъекта и объекта, человека и мира. Непосредственное, однако, не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный, хотя на самом деле с ним все в порядке. Искаженные или превращенные образы чувственного познания принято называть кажимостями и видимостями
Чувственное познание:       Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон, граней предмета или явления. По количеству органов

Слайд 8Рациональное познание
Углубление познания, выделение объективного из той субъект-объектной слитности, которой

отличается чувственный этап познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда

его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Здесь тоже три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.      Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно этот предмет отличается от других предметов того же класса, и оставляем только его общие, "сквозные" черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. п. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим подобные признаки и сосредоточиваемся на других, более для нас существенных: возможность сидеть за столом, ножки, устойчивость, гладкая поверхность...      Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и, разумеется, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе: "солнце взошло", "в политике нельзя верить словам", "нынешнее поколение выбирает кока-колу". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.      Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а полученное в результате суждение - заключением.      Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные и получаемые по аналогии
Рациональное познание	Углубление познания, выделение объективного из той субъект-объектной слитности, которой отличается чувственный этап познания, ведет нас к

Слайд 10Истина и ее критерии
Выберите определение, которое вам представляется наиболее точным:
Истина

– соответствие наших знаний о предмете самому предмету
Истина – незыблемые,

не меняющиеся со временем утверждения
Истина – это те выводы, с которыми все согласны
Истина – это то, во что человек верит



Истина и ее критерииВыберите определение, которое вам представляется наиболее точным:Истина – соответствие наших знаний о предмете самому

Слайд 11Этот критерий не может быть абсолютным, так как практический опыт

человека ограничен, и его может просто не хватить для подтверждения

или опровержения какой-либо гипотезы

Основным критерием истины в познании выступает - практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей

Практика

обладает свойством
объективности

позволяет обосновать
общность суждений

Критерий истины

Практика

Истина

Комплексный подход к определению истины
Соответствие фактам опыта
Непротиворечивость
Простота

Истинным является знание
соответствующее действительности

Этот критерий не может быть абсолютным, так как практический опыт человека ограничен, и его может просто не

Слайд 12Наука - специфическая форма познания
Важнейшим видом духовного производства является наука,

рассматриваемая как определенная система знаний, и как устойчивый социальный институт.

Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности
Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир. Наука - это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности

В отличие от обыденного познания научное познание характеризуется:
- систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других;
- объектами научного познания выступают не сами по себе предметы, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;
- осознанным контролем над самой процедурой познания;
- высокими требованиями, предъявляемыми к науке и к языку описания исследуемых объектов;
- строгостью и объективностью открываемых истин

Роль науки до конца XIX столетия заключалась в триаде:

науке принадлежала вспомогательная роль
С рубежа веков, наука отвоевывает роль лидера

Наука - специфическая форма познанияВажнейшим видом духовного производства является наука, рассматриваемая как определенная система знаний, и как

Слайд 13Наука делится на следующие виды и уровни исследования:

Наука делится на следующие  виды и уровни исследования:

Слайд 14Методы научного познания
Описание
Искусство
Способы и формы ненаучного познания
Наблюдение
Эксперимент
Измерение
Классификация
Систематизация
Мифология
Религия
Жизненный опыт
Народная мудрость
Паранаука

Методы научного познанияОписаниеИскусствоСпособы и формы ненаучного познанияНаблюдениеЭкспериментИзмерениеКлассификацияСистематизацияМифологияРелигияЖизненный опытНародная мудростьПаранаука

Слайд 15считается ведущей
функцией науки
Подлинное назначение науки объяснять, как устроен мир
наука

не только объясняет как устроен мир, но и дает систему

правил и практических приемов обращения с ним
общественно-историческая практика выступает главным ориентиром для науки

Актуальность прогностической функции в ХХ в. возросла многократно, причиной этого:
современное состояние взаимоотношений общества и природы
повышенная конфликтность геополитических, национальных и прочих отношений,
напряженность демографической ситуации
и многие другие глобальные проблемы создают угрозу существованию человечества

Под мировоззрением обычно понимают систему общих взглядов на мир и место человека в нем

считается ведущей функцией наукиПодлинное назначение науки объяснять, как устроен мирнаука не только объясняет как устроен мир, но

Слайд 17Совпадение субъекта и объекта познания
Сложность изучаемого объекта –общества
Ограниченность возможностей наблюдения

и эксперимента
Главный источник знаний –это социальная действительность, исторический опыт, общественная

практика

Особенности социального познания

Совпадение субъекта и объекта познанияСложность изучаемого объекта –обществаОграниченность возможностей наблюдения и экспериментаГлавный источник знаний –это социальная действительность,

Слайд 19Контрольные вопросы:

Почему познание-знание не "зеркало природы"?
Что важнее - чувства

или разум?
Как или чем конкретно определяется место и роль

воображения в структуре познания?
Соотнесите между собой дедукцию, индукцию и абдукцию.
Что такое истина?
Объективность истины - в чем она?
Раскройте содержание понятия "относительная истина".
Возможна и достижима ли абсолютная истина?
Что обычно имеют в виду, говоря о конкретности истины?
Что можно считать критерием истины?
Каковы отличительные признаки науки (научного знания)?
Что скрывается за неповторимостью и уникальностью социально-исторических событий?
Возможны ли предсказания в обществознании?
Чем отличается понимание от объяснения?
Обществознание - наука?
Контрольные вопросы:Почему познание-знание не

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика