Слайд 2Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними,
часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание. На стадии любопытства ребенок проявляет
эмоциональную реакцию на новизну.
На этом уровне развития познавательного интереса у ребенка еще не замечается стремления к познанию сущности, он довольствуется лишь занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации, и тем не менее фактор занимательности может служить основой для проявления познавательного интереса.
Слайд 3Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за
пределы увиденного. На этой стадии развития интереса детям свойственны достаточно
сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Это особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение действительностью. Поэтому любознательный ребенок интересуется всем окружающим, но не глубоко. Однако, становясь устойчивой чертой характера, любознательность имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В дальнейшем на этой основе складываются дифференцированные познавательные интересы.
Слайд 4
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с
радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового,
выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения
Интерес -это субъективное переживание значимости предмета.
Интерес -это субъективное переживание значимости предмета.
Слайд 5Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую
в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в
желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие
вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его
на другом материале.
Слайд 6Познавательная активность имеет отчетливые внешние
проявления. Опираясь на эти проявления,
можно судить и
о её содержании, и о характере её
организации.
1. Внимание и особый интерес к предмету или явлению.
2. Эмоциональное отношение к предмету или явлению
(удивление, недоумение, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этими предметами или явлениями).
3.Умение проявлять самостоятельность в процессе поиска
решения, производить при этом разнообразные
мыслительные операции: анализировать, сравнивать,
группировать и т.д.
4.Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы.
5. Умение замечать ошибки у себя и у сверстников и
исправлять их.
6. Умение выдвигать новую познавательную задачу.
7 .Способность относительно долго проявлять интерес
к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.
Слайд 7По мнению Л.И. Божович, развитие познавательной активности проходит путь:
любопытство
- любознательность - потребность в новых впечатлениях - познавательные мотивы
– интересы - активная познавательная деятельность.
Слайд 8Можно выделить, прежде всего, такие показатели познавательной активности как: отношение
к деятельности (состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, качество ее
осуществления, выбор наиболее оптимальных путей); постановка цели; интерес в единстве с потребностями; воля.
По мнению Д.Б. Годовиковой […], следует выделить уровни познавательной активности детей,
Первый уровень познавательной активности характеризуется отсутствием у детей интереса к предметам неясного назначения, стремлением к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами, знакомым по своему функциональному назначению; внешней регуляцией поиска; господством предметов над активностью детей, определением уровня интереса самим предметом (к внешним их свойствам). Этот уровень наблюдается у детей 3-4 лет, хотя его проявление возможно и у детей 4 -5 лет.
Слайд 9Второй уровень познавательной активности детей
характеризуется стремлением к игрушкам и предметам,
имеющим определенные функции;
интересом к функциональным качествам предметов,
Возможности различного
их использования,
апробированию функциональных свойств;
стремлением проникнуть в скрытые свойства
предметов; определением уровня интереса к
функциональным качествам предметов
и подчинением регуляции их поиска эмоциям и
помощи взрослого. Этот уровень типичен для
детей 4-5 лет.
Слайд 10Третий уровень познавательной активности
характеризуется тем, что интерес и активность
детей
вызывают скрытые, внутренние свойства предметов,
активность направляется целью - достичь
желаемого результата (цель может быть не достигнута,
но стремление к успеху сохраняется надолго).
Проявляется в наличие 3-х качеств:
Стремление к поиску неизвестного и вычленение
вопроса, «проблемы»;
2. Длительного удержания задачи и мобилизации сил
на её решение;
3. Особых характеристик
поисковой деятельности: беглости, гибкости,
своеобразия.
Слайд 11В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной
активности ребенка, выделяли
1. Общение Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина,
2. Потребность в новых
впечатлениях Л.И. Божович,
3. Общий уровень развития активности Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин
Быть активным – значит находится в состоянии действования. Благодаря
своей активности ребенок вступает в практические отношения с предметами
и в общение с людьми. Изменяется по содержанию :
от самого процесса ( прыгает) к содержанию, которое направлено на
получение результата ( перепрыгнуть).
Активность принимает форму различных видов деятельности: игры, труда,
учебы.
Изменяется по структуре, формируя новый тип активности – умственную
деятельность. Сначала она лишь включается в практические действия,
изменяя их форму ( от пробных действий к осмысленным), затем переходят
к «чистой» умственной деятельности: он обдумывает увиденное и
услышанное, отгадывает загадки, составляет рассказ. Огромная роль
принадлежит речи.
Слайд 12Важным средством развития познавательной активности старших дошкольников является занятие.
На
занятиях обязательно должен присутствовать занимательный материал, так как одним из
средств развития познавательной активности является занимательность.
выделяет следующие методы:
метод неожиданных решений, основанный на том, что педагогог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которе противоречит имеющемуся опыту детей;
метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
метод, «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач.
метод экспериментирования выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.
Слайд 13Таким образом, особенности развития познавательной
активности дошкольников состоят в том,
что
познавательная активность ребенка старшего
дошкольного возраста характеризуется
оптимальностью отношений
к выполняемой
деятельности, интенсивностью усвоения различных
способов позитивного достижения результата, опытом
творческой деятельности, направленностью на его
практическое использование в своей повседневной
жизни.