Слайд 1Практическое занятие № 2 в условиях дистанционного обучения
Дата проведения занятия
21-22.04.2020
Преподаватель Куковякина Ольга Петровна
Акт.
Основные реквизиты и правила составления
Слайд 2Акт – это документ, используемый для подтверждения тех или иных
операций, событий.
Слайд 3Формируется, к примеру, при проведении таких операций:
Ревизии и различные исследования.
Инвентаризация.
Испытание
новой техники.
Передача ТМЦ.
Передача дел новому руководителю.
Направление в эксплуатацию объектов завершенного
строительства.
Слайд 4Обычно акт составляется комиссией или другой группой лиц.
Он может
документировать итоги работы как временных, так и постоянных комиссий.
Слайд 5Акты подразделяются на виды в зависимости от их содержания, обстоятельств
составления.
Можно выделить следующие документы:
О списании активов.
О приеме-передаче активов/работ/документов.
О проверках
техники/ итогов работы.
Об осмотрах.
О нарушениях в сфере трудовой дисциплины.
Об отказе поставить подпись, подтверждающую ознакомление с приказом.
Об отказе предоставить объяснения касательно дисциплинарного нарушения.
Об испытаниях оборудования/образцов.
О ликвидации учреждения.
О ревизии/инвентаризации.
О проведении расследования по факту ЧП, несчастных случаев.
Разновидности актов
Слайд 6Фиксация фактов. Предполагается, что фиксировать факты нужно при свидетелях. Нужно
это для обеспечения достоверности, подтверждения, что факт действительно имел место
быть.
Принятие ключевых решений. Часто на базе актов принимаются различные решения. Эти решения иногда оспариваются через суд. Оспаривание может производиться на основании того, что акт был заключен без свидетелей. А потому документ обязательно нужно составлять в присутствии нескольких лиц.
Акт выполняет следующие функции:
Слайд 7Содержание акта
В заголовочной части акта размещают реквизиты, которые присутствуют в
бланке организации:
наименование организации
наименование структурного подразделения
наименование вида документа (акт)
основание для
его издания
дата
индекс
место составления
заголовок к тексту
Слайд 8Если акт предназначен для передачи в другие организации, т.е. является
внешним документом, в состав реквизитов заголовочной части включают юридический адрес
организации — автора акта.
Дата и место составления акта должны соответствовать дате актируемого события и месту его составления.
Слайд 9Заголовок соотносится с названием вида документа и формулируется в родительном
падеже: Акт (чего?) «работы комиссии по проверке деятельности АХО».
Возможна
формулировка заголовка с помощью отглагольного существительного — «О приеме-передаче оборудования», «Об уничтожении дел».
Слайд 10Текст акта состоит из вводной и констатирующей частей.
В вводной
части указываются основания для составления акта и лица, составлявшие акт
и присутствовавшие при этом.
Акт может быть составлен по указанию вышестоящей организации, руководителя своей организации или на основании распорядительного документа.
Этой части текста предшествует слово «основание», например: Основание: приказ директора техникума от 10.02.2000 № 15.
Слайд 11После слова «составлен» указывают наименование комиссии, должности, фамилии, имена, отчества
лиц, составивших акт.
Если акт составлен комиссией, первой указывается фамилия
председателя, остальные - в алфавитном порядке.
Кроме членов комиссии при составлении акта могут присутствовать другие лица, поэтому после перечисления членов комиссии пишется слово «присутствовали» и указываются в алфавитном порядке их должности, инициалы и фамилии.
Слайд 12В констатирующей части акта излагаются сущность, характер, методы и сроки
проделанной работы, установленные факты, в отдельных случаях - выводы и
предложения.
Это - акты проверок, обследований, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и т. д.
Эту часть разрешается оформлять в виде таблицы.
Слайд 13В конце текста помещаются данные о количестве оформленных экземпляров акта,
месте их нахождения или адресатах, которым они направлены:
1-й экземпляр
- в бухгалтерию института;
2-й экземпляр - директору института;
3-й экземпляр - в контрольно-ревизионный отдел.
Слайд 14Акт подписывают все лица, участвовавшие в его составлении без указания
должности.
Первой проставляется подпись председателя, далее - членов комиссии, фамилии
которых перечисляются в алфавитном порядке.
Наименования должностей подписавших акт не указывают, и первую часть реквизита «Подпись» в акте проставляют следующим образом:
Председатель
Члены комиссии
Слайд 15Лицо, имеющее замечание по содержанию акта, подписывает его с указанием
о своем несогласии и излагает свое мнение на отдельном листе,
прилагаемом к акту.
Некоторые акты имеют гриф утверждения.
Отдельные виды актов (по материальным, финансовым вопросам) обретают юридическую силу при заверении грифа утверждения печатью.
Слайд 16Акты обычно констатируют тот или иной факт. Рассмотрим пример.
Руководитель
издал приказ, с которым нужно, по закону, ознакомить сотрудника. Однако
последний отказывается поставить свою подпись. Факт отказа необходимо зафиксировать. Для этого и используется акт.
Слайд 17Акты требуются для подтверждения должностных проступков. К примеру, это следующие
виды нарушений:
Неисполнение своих обязанностей.
Невыполнение распоряжений руководителя.
Прогулы.
Появление на рабочем месте в
пьяном состоянии.
Трудовые правонарушения обычно сопровождаются составлением этих актов:
О прогуле.
Об отказе в предоставлении объяснений.
Слайд 18Подобные акты особенно важно составлять правильно.
Связана эта необходимость с
тем, что подобные документы часто оспариваются. Действие актов напрямую касается
интересов сотрудника.
Последний вполне может обратиться в трудовую инспекцию или суд.
Слайд 19Документ может быть оспорен на одном том основании, что акт
оформлен неверно.
К примеру, сотрудник явился на работу пьяным. По
этому факту был составлен акт. Но этот документ был оспорен из-за того, что он составлялся без присутствия свидетелей. Даже если работник действительно был пьяным, это не имеет никакого значения.
Документ не имеет юридической силы, если он составлен неверно.