Слайд 1Практикум по анализу поэтического текста
А.С.Пушкин
«К Чаадаеву»
Слайд 2История создания
Послание «К Чаадаеву» было создано в 1818 году.
Относится к
корпусу текстов т.н. петербургского периода творчества Пушкина.
По словам В.С.Баевского, в
этом стихотворении «Пушкин сдает экзамен на революционность своему старшему другу».
Слайд 3 ЧААДАЕВ, ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794–1856), русский философ, публицист.
Родился 27
мая (7 июня) 1794 в Москве в дворянской семье. В
1808 поступил в Московский университет, где сблизился с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами И. Д. Якушкиным и Н. И. Тургеневым.
В 1811 оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном походе русской армии. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу.
Вернувшись в Россию, Чаадаев продолжил военную службу в качестве корнета лейб-гвардии гусарского полка.
Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он – офицер гусарской
А.С.Пушкин. К портрету Чаадаева
Слайд 4Биограф Чаадаева М.Жихарев писал: «Храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трех
исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях,
он не имел причины не пользоваться глубокими, безусловными уважением и привязанностью товарищей и начальства».
В 1816 в Царском Селе Чаадаев познакомился с лицеистом А. С. Пушкиным и вскоре стал любимым другом и учителем молодого поэта, которого называл «грациозным гением» и «нашим Дантом». Чаадаеву посвящены три стихотворных послания Пушкина, его черты воплотились в образе Онегина. Постоянное общение Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 в связи с южной ссылкой Пушкина. Однако переписка и встречи продолжались всю жизнь.
Слайд 5 К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные
забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под
гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Слайд 6Лексико-стилистический комментарий
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
В первой строке следует обратить внимание на выражение «тихой славы»
В данном случае слово "тихий" означает "мирный". Еще Ломоносов употреблял слово "тишина" в значении "мир". Пушкинский словарь дает одно из значений слова "тихий": "лишенный тревог, спокойный, безмятежный".
Первая строка в целом рисует идеал мирной, идиллической жизни.
Вторая строка как бы опровергает первую. Представления, высказанные в первой строке, во второй названы "обманом", и само стихотворение как бы написано в тот переломный момент, когда автор распрощался с иллюзиями первой строки, оценил их как обман, сон.
Таким образом, первая строка утверждает идеал мирной жизни, а вторая опровергает его как ложный.
Слайд 7Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти
роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
В
русском языке выражения "пылать душою", "горит желанье" приобрели подчеркнуто образный характер, связываясь с семантикой огня и приобретая значение сильного, жгучего, пламенного чувства.
Образу огня противостоят значения слов в следующем стихе. Они имеют семантику тяжести, подавления и как бы гасят пламень предшествующего стиха: подавляющий гнет (предлог "под" подчеркивает, что гнет как бы давит сверху).
Власть названа роковой. Прилагательное, производное от слова "рок" (судьба). В сочетании со словом "гнет" образ неотвратимой власти противостоит и пламенным желаньям поэта, и голосу зовущей его Отчизны.
Слова "Отчизна", "внемлем" и "призыванье" принадлежали к высокой, торжественной лексике . Ср.: "Отчизны внемлем призыванье" и "Слышим голос родной страны"
Слайд 8Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как
ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
«Упованье" является синонимом слова "надежда": в первом стихе надежда была объявлена обманом, здесь она связана с томленьем, то есть сильным желаньем и нетерпеливым ожиданием.
Почему Пушкин называет вольность "святой"?
Читатель пушкинской эпохи привык к тому, что три главные христианские добродетели - Вера, Надежда и Любовь упоминаются всегда вместе. Упомянув любовь и надежду, Пушкин явно ожидал, что в сознании читателя возникнет и третье слово - "вера", но заменил его "тихой славой".
В третьем же четверостишии он сконцентрировал ряд слов, производных от "вера" - "верный" - или же семантически близких к нему - "святая". Таким образом, свободе был придан признак высшей нравственной ценности.
Слайд 9Пока свободою горим,
Пока сердца
для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Чувство чести, сильно развитое в кругу передовых людей пушкинской эпохи, связано с верой в человеческое достоинство, гордостью. Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более высокие, чем те, которые ему предъявляли законы, государственная дисциплина или начальство. Честь - нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжет, предаст или струсит, - теряет честь. В кругу лучшей молодежи пушкинской эпохи было твердым убеждение, что честь важнее даже жизни и, потеряв честь, человек не имеет права жить.
В уставе декабристского общества (Союза Благоденствия) было записано: "4. Кто известен был за бесчестного человека и совершенно не оправдается, тот не может быть принят в Союз Благоденствия».
Таким образом, выражение "сердца для чести живы" получало для современников понятный политический смысл.
Слайд 10Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото
сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Слово "товарищ" имело в пушкинскую эпоху иную окраску, чем сейчас . Позже Пушкин писал, говоря о ссылке декабристов: "Каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна". "Товарищи" здесь стоит рядом с "братья" и также обозначает близких единомышленников, с которыми Пушкин связан самыми тесными узами. То, что в предшествующей строке Чаадаев назван другом, а теперь товарищем, еще раз подчеркивает их единомыслие.
Следует обратить внимание на слово "самовластье". Это синоним слова "самодержавие". Но "самодержавие" употреблялось в официальном лексиконе пушкинской поры и обозначало политический строй России, управляемой безраздельной царской властью. Слово "самовластье" имело оттенок осуждения, показывая, что самодержавная власть беззаконна и основывается на силе.
Слайд 11Анализ текста (композиция, тематика)
Стихотворение "К Чаадаеву" распадается на три части.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил
нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Первая часть выдержана в стиле и интонации печальной элегии. Лирический герой романтической элегии - печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей.
Ср. элегию А.С.Пушкина этого же периода:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец -
Живу печальный, одинокий,
И жду: придет ли мой конец?
Отметить нужно не только сходство, но и различие: в элегии "Я пережил свои желанья..." в центре стоит "я", в послании - "мы".
Стихотворение начинается в элегическом ключе и создает образ разочарованного, утратившего иллюзии человека.
Слайд 12Анализ текста (композиция, тематика)
Вторая часть начинается с резкого смыслового и
интонационного контраста. Не случайно он открывается противительным союзом но:
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
В центре стоит образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и силой чувств. Он противостоит разочарованному, печальному человеку с "преждевременной старостью души". Элегия превращается в мажорное лирическое стихотворение.
Для того чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин строит вторую часть на развернутой метафоре - сопоставление жажды свободы и страстной любви. Следует обратить внимание на энергичные выражения "горит желанье", "нетерпеливою душой" и на смелость Пушкина, вводящего в политическую лирику любовные образы: "томленье", "любовник молодой", "минуты верного свиданья".
Слайд 13 Третья часть представляет
собой обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе:
Товарищ, верь: взойдет
она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Пушкин призывает Чаадаева сохранить надежду на будущее освобождение России.
Стихотворение кончается утверждением верой в грядущую славу, завоеванную в бою ("На обломках самовластья напишут наши имена"). Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь, надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь, надежду и бурную славу.
Традиционному для лирики «я» в стихотворении противопоставлено «мы», воплощающее чувство героического братства.
Пушкин создает героический идеал - идеал человека с богатой душой, открытого всем чувствам, человека, для которого любовь и свобода сливаются, а не противостоят друг другу.
(По Ю.М.Лотману)