Слайд 1Правила и приёмы обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Выполнила: Теличко Т.И
Слайд 2Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его
содержания.
Логопедическое обследование включает следующие пункты:
Первые три пункта заполняются со
слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации.
Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.
Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача.
Обследование звукопроизношения проводиться только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследования связной речи или по жалобам родителей обнаруживаются недостатки звукопроизношения.
Слайд 3Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятым в логопедии методикам предложенными
Т. В. Волосовец, Т.Б. Филичевой, Н.А Чевелевой, О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной, М.Ф.
Фомичевой., О.Е.Грибовой.
Слайд 4Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ,
языка, зубов, челюстей, неба.
В процессе обследования можно обнаружить следующие
аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:
губы—толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;
зубы—редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные
без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;
прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий мелкий;
челюсти—верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;
небо—узкое, высокое (так называемое «готическое») или наоборот, плоское, низкое;
язык—массивный, маленький или, наоборот, очень большой;
укороченная уздечка.
Слайд 5Для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата ребенку предлагают различные задания
по подражанию. Сначала выясняется возможность осуществления каждого движения в отдельности,
а потом переключения с одного движения на другое – противоположное первому. Таких пар движений шесть:
Слайд 61) растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть
вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение
вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти);
2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти – смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);
Слайд 73) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке,
обнажают резцы. Чередовать движения языка от левого угла к правому
и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);
4) широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ);
Слайд 85) поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами,
губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик
языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз;
6) приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед – назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).
Слайд 9При выполнении ребенком этих движений логопед оценивает их качество по
следующим критериям:
Четкость – ребенок знает направление движения губ или языка
и старается выполнить их в полном объеме;
Плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;
Дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти);
Точность – достижение правильного конечного результата, т.е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка;
Равномерность – симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата;
Устойчивость – удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);
Переключаемость – умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.
Слайд 10Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных
картинок.
Например, при проверке произнесения звука [с] предлагаются картинки: собака, лес, бусы,
сковорода.
Слайд 11ш: шишка или шапка, душ, чашка
л: лижи, стол, пол, клумба,
иголка, лампа
й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк
р: радуга, корова,
забор, труба
г: гамак, вагон, нога
к: мак, комната, ветка
х: хлеб, муха, мох, охотник
с: санки, коса, нос, стакан, стол
с': сети, семь, Вася
з: завод, зубы, коза, звезда
з': зима, бузина, газета
ц: цапля, солнце, палец, цветок
ш: шишка, пышка, шуба, шкаф
ж: жук, кожа, ножи
ч: чайник, качели, печка, ночь
щ: щетка, щепки, плащ, клещи
л': малина, лебедь, полено
Слайд 12В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить
тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной
речи. В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена.