Слайд 1Правила конструктивной критики
Слайд 2Служебный этикет требует соблюдения этических норм в ситуации психологически не
очень приятной для менеджера: подчиненному необходимо сказать о недостатках в
работе.
Воспитанный руководитель, вызвав к себе подчиненного, не будет начинать разговор с упреков, пока не выяснит все обстоятельства дела, пока не выслушает объяснений. Оценка действий подчиненного может быть резкой по существу, но форма должна быть корректной, свидетельствующей об умении руководителя держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях.
Слайд 3Будущему менеджеру следует знать, что в служебных отношениях важна тактичность
— чувство меры, умение ощущать границу, за которой в результате
слов или действий возникает незаслуженная обида. Если заслуженное замечание облекается в обидную форму, внимание подчиненного отвлекается от содержания замечания. Подчиненный, будучи задет, неспособен воспринять то разумное, что содержится в высказывании руководителя.
Слайд 4Огромное значение имеет тон критики— спокойный, доказательный или озлобленный, с
резкими словами и без веских оснований. В первом случае критика
будет воспринята (во всяком случае, присутствующими) как желание помочь, во втором — как неуважение или даже оскорбление, и может вызвать такую же ответную реакцию.
Слайд 5К правилам конструктивной критики относится:
Слайд 6Критиковать будут и менеджера. Не следует преследовать критикующих. Если вас
несправедливо критикуют, объясните и докажите, что человек не имеет полной
информации. А за конструктивную критику снизу, помогающую избежать ошибок и упущений, будьте благодарны, даже если подчиненные и задевают вашу личность.
И откровенная самокритика не подорвет авторитет руководителя, несамокритичных руководителей вряд ли будут уважать подчиненные.
Слайд 7Критика эффективна только в том случае, если люди готовы ее
воспринять, осознать и изменить свое поведение в лучшую сторону. Нужно
иметь в виду, что при критике вступает в силу социально-психологический закон "охраны территории", в соответствии с которым люди с удвоенной силой защищают свои позиции.
Слайд 8
Поэтому любая критика "в лоб" бесполезна; высказываться следует косвенно, с
элементами самокритики, одновременно призывая к совместным действиям по улучшению ситуации.
Однако
наряду с конструктивной критикой иногда имеет место псевдокритика, которую руководителю необходимо избегать самому и пресекать, если она последует со стороны других.
Слайд 9Выделяют следующие разновидности псевдокритики:
Слайд 10
Если вам предстоит сделать выговор подчиненному, предлагаем использовать "технику разговора-наказания",
предложенную А. Панасюком.
Менеджер должен в этом случае действовать так, чтобы
подчиненный принял его позицию как по отношению к данному проступку, так и по отношению к мере наказания. Чтобы принял, а не только понял. Поэтому, прежде чем наказать, "приготовьте" эмоциональный фон для принятия ваших слов. Таким фоном являются не отрицательные, а положительные эмоции человека. И только затем приступайте к собственно неприятной для него части разговора (вспомните закон крайних чисел). Начало разговора создает фон для основной его части, или установку, а конец разговора оставляет в памяти отношение к этому разговору.
Слайд 11Весь разговор-наказание, как предлагает автор, должен состоять из трех частей.
Слайд 12Для того чтобы критика сработала, подчиненный, критикуемый руководителем, должен его
уважать, ценить его мнение о себе, иметь желание выглядеть в
глазах начальника достойно, тогда он стерпит любую форму критики и направит свое недовольство на себя, на свой проступок, а не на руководителя. Если подчиненный относится к руководителю недоброжелательно, подозрительно, то обязательно нужно сочетать критику с позитивными оценками каких-то черт подчиненного: инициативы, добросовестности, исполнительности и т. п.
Слайд 13Нужно научиться позитивно критиковать других людей, не вызывая обид и
негодования. Позитивная критика — это большое искусство менеджера. Приведем отдельные
формы критики:
Слайд 14Руководителю следует учитывать индивидуальность подчиненного, особенности его самооценки, характера, темперамента:
одного можно и нужно крепко поругать, иначе до него не
дойдет, а к другому можно применить только хвалебную критику.
Слайд 15Критика должна быть аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах. Она
должна быть доброжелательной, желательно щадящей, чтобы она не убивала человека,
а побуждала к исправлению недостатков. Критика должна быть конструктивной, т. е. оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.
Слайд 16В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕКОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ:
Слайд 17Критиковать своих подчиненных следует умело и осторожно, не унижая их
достоинство, не придираясь, без грубостей, ведущих к напряженности.