Слайд 1ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»
ГБПОУ ОКГ
«Столица»
«Зеркало времени»
Виртуальная выставка к 140-летию со дня рождения
Саши Черного (Александра Михайловича Гликберга)
Автор – Фоминова И.А.
НТБ «Чонгарское»
Москва
октябрь 2020 г
Слайд 2Саша Черный (псевдоним) –
Александр Михайлович Гликберг
Русский поэт Серебряного
века, прозаик, детский писатель, журналист, получивший широкую известность как автор
популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов, переводчик.
Годы жизни:
1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя — 5 августа 1932, Прованс, Франция
Слайд 3Детство
Раннее детство провел в г. Белая
Церковь. Отец был агентом крупной химической лаборатории. Отмечаемая современниками замкнутость
и нелюдимость Черного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотический отец и больная истеричная мать).
В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета – «Черный» – отсюда и псевдоним.
В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость.
Слайд 4 В 1902-1905 гг. служил в Новоселицкой таможне
в 1-м "Обществе подъездных путей." Начал печататься с 1904 г.
в житомирской газете "Волынский вестник" (статьи, театральные рецензии, стихи под псевдонимами Сам по себе и Мечтатель).
Молодой человек увлекся литературной деятельностью и решает перебраться в Петербург. Саша Черный служил чиновником на Варшавской железной дороге, а его непосредственной начальницей на службе была Мария Ивановна Васильева. Несмотря на разницу в возрасте (она старше на несколько лет), в положении и образовании, они сближаются и в 1905 г. заключают брак.
Слайд 5Поэтический дебют
в журналах
В 1905 г начал сотрудничать
в сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905
г. дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Черный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.
После этого Черный печатался в журналах ряде оппозиционных сатирических изданий (« Сатирикон», "Молот", "Альманах", "Маски", "Леший", "Скоморох"), а также в революционных сборниках "Вольница", "В борьбе", "Песни борьбы" .
Слайд 6Первые поэтические сборники
В 1906 г. выпустил
первый сборник стихов "Разные мотивы", в который вошли гражданские, сатирические
стихи, а также автобиографические произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательство состоялось лишь в 1908 г., т. к. в 1906 г. выехал за границу.
В 1906-1907 гг. Александр Гликберг прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете в Германии.
В 1910 г. вышла книга стихов «Сатиры». Она завершается разделом «Лирические сатиры», уже самим названием передающим эстафету следующей книге – «Сатиры и лирика», которая появилась в 1911 г. Обе книги выдержали пять переизданий до 1917 г.
Слайд 7В гостях у Горького
В 1912 г. Черный
провел лето в Италии на Капри, в гостях у М.
Горького, высоко оценившего его дарование: "Он гораздо интересней и талантливее своих двух книжек и кажется мне способным написать превосходные вещи" , - писал Горький.
В конце 1912 г. – начале 1913 г. Черный принял участие в журнале "Современник", реорганизованном М. Горьким. В 1912 г. привлек М. Горького к участию в сборнике для детей "Голубая книжка".
Слайд 8… В различных жанрах
В 1912-1914 гг.
пробует себя в разнообразных новых жанрах. Переводит Гейне: в 1913
г. под его редакцией выходит учебное пособие "Генрих Гейне. Книга песен. Избранные стихотворения».
Пишет рассказы, активно выступает как детский писатель. Принимал участие в альманахе "Жар-птица" под редакцией К. И. Чуковского.
Совместно с художником В. Фалилеевым выпустил книгу стихов "Тук-тук" (М., 1913) и "Живую азбуку»
Слайд 9Эмиграция
В августе 1914 г. ушел на
фронт, был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве.
В 1917 г. служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял.
В 1918-1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин.
В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель.
Слайд 10Старая Россия и
русская эмиграция
В ряде стихотворений,
вошедших в сборник "Жажда" (Берлин, 1923), звучат ностальгические мотивы идеализации
старой России.
Судьбы русских эмигрантов становились темами рассказов Черного.
Военные впечатления отразились в стилизованных "Солдатских сказках", вошедших в последнюю книгу Саши Черного "Несерьезные рассказы" (Париж, 1928).
Слайд 11Ла-Фавьер . Франция
В 1927 г. он вошел
в группу эмигрантов, которая на паях приобрела земельный участок и
основала русскую колонию в поселке Ла-Фавьер в Провансе.
«… У нас здесь чудесно. Пилю, крашу, собираю хворост и думаю, что к концу лета впаду в такое первобытное состояние, что начну давать молоко…»
Из письма Саши Черного к Евг. Хохлову от 9 июля 1932 г.
Слайд 12«Жил на свете рыцарь бедный…»
Вечером 4 августа,
возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу
же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.
Александр Михайлович Гликберг был похоронен на кладбище Ле-Лаванду, на могильной плите была высечена цитата из стихотворения А.С.Пушкина…
В дальнейшем могила была утеряна, так как после смерти жены осталась без ухода, и только в 1978 году на кладбище была установлена памятная доска.
Слайд 13Творческое наследие
Достоянием русской литературы Серебряного века
стал целый ряд выдающихся поэтов, и один из них -
Саша Черный.
Его многогранный талант не ограничивался только поэзией, он также известен как прозаик и журналист.
Саша Черный оставил после себя большое творческое наследство из книг и стихотворений. Его работы изучают как в школе, так и в высших учебных заведениях. Его цитатами пользуются многие люди.
Поэзия Саши Черного не оставила равнодушным и мир музыки:
Дмитрий Шостакович написал «Сатиры» для голоса фортепиано;
современные музыканты обращаются к стихотворениям поэта - А.Градский, А.Северный, А.Заев, Ж.Агузарова, гр. «Сплин» и др.
Слайд 14Благодарю Тебя, Создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не депутат
и не издатель
И не сижу ещё в тюрьме.
Благодарю Тебя,
Могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.
Благодарю Тебя, Единый,
Что в Третью Думу я не взят, -
От всей души, с блаженной миной, Благодарю Тебя стократ.
Благодарю Тебя, мой Боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
Из разлагающейся кожи
Исторгнет дух в конце концов.
И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в чёрной мгле –
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.
Саша Черный «Молитва» (1908)