Слайд 2Потребительское право
- отрасль права, представляющая собой совокупность положений и норм,
направленных на защиту прав потребителей на рынке товаров и услуг.
Защиту прав потребителей осуществляют специальные правительственные учреждения.
Слайд 4(с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9
января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001
г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г.)
Закон о защите прав потребителей
Слайд 5ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЕКЛАМЕ"
от 13.03.2006 N 38-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 22.02.2006)
(действующая редакция от 21.07.2014)
Слайд 6Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 04.10.2012)
"Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров.
Слайд 7ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 августа 1997 г. N 1036
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от
21.05.2001 N 389,
от 10.05.2007 N 276)
Слайд 8Нормативно-правовая база
Правила бытового обслуживания населения в РФ
Правила предоставления платных
медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
Правила предоставления коммунальных услуг
Правила оказания услуг
телефонной связи
Слайд 9ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
При покупке товаров
При оказании услуг
Слайд 10Субъекты:
Потребитель – человек, который приобретает товары, получает услуги и использует
их для бытовых личных нужд.
Производитель – человек, занятый в процессе
создания разных видов экономических продуктов.
Слайд 11Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных,
домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Слайд 12Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный
предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Слайд 13Стандарт- гос.стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила
и др.документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования
к качеству товаров (работ, услуг)
Слайд 16Недостаток товара(работы, услуги) –
несоответствие товара(работы, услуги) или обязательным требованиям,
предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора,
или целям, для которых товар(работа, услуга)такого рода обычно используется.
Слайд 17Существенный недостаток товара (работы, услуги) -неустранимый недостаток или недостаток, который
не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется
неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки
Слайд 18Кто из сказочных героев выступал в качестве потребителя? (записать цифры)
Муха
– Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”.
Старик
по отношению к Золотой рыбке.
Король по отношению к портным.
Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.
Робинзон Крузо на необитаемом острове.
Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?
Является ли король из сказки В. Гауфа потребителем, когда поедал ягоды, приобретённые для него слугами у Маленького Мука?
НА 19 слайде соотнести цифры с определениями
Слайд 20Основные права потребителя:
Ст.18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
Ст.19;22. Сроки предъявления
потребителем требований в отношении недостатка товара
Ст.21;25. Замена товара ненадлежащего и
надлежащего качества
Ст.24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
Слайд 25«_______» «________» 2000_г. я купил в вашем магазине «товар». Этот
факт подтверждается чеком и отметкой – штампом магазина в руководстве
по эксплуатации «указывается наименование товара». Тем самым между мной и вашим магазином был заключён договор купли-продажи «товар». Заплатив за него «сумма», я все свои обязательства перед вашим магазином выполнил.
«_______» «________» 2000_г. купленный в вашем магазине «товар» вышел из строя – «что случилось». То есть «товар» оказался с недостатками. Руководствуясь п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Слайд 26Предупреждаю вас о том, что за каждый день просрочки исполнения
моих требований свыше 20 дней с момента предъявления вам этой
претензии. А также за каждый день непредставления мне в добровольном порядке неустойку в размере 1% от стоимости «товара».
Основания п.5 ст.13. ст.21 закона РФ «О защите прав потребителей».
Если вы откажетесь выполнить мою претензию и защитить меня досудебном порядке. Я вынужден буду для своей защиты обратиться с иском в суд. В исковом заявлении к вам я буду добиваться не только выполнения требований, изложенных в настоящей претензии. Но и возмещения морального вреда, который я оценю в размере стоимости «товара» на момент предъявления иска, а возможно и больше, в зависимости от вашей реакции на мою претензию. Основание: ст.15 закона РФ «О защите прав потребителей».
Предупреждаю вас также о том, что в случае отказа вами выполнить добровольно мои требования при рассмотрении иска в суде с вас может быть взыскан штраф в размере цены моего иска. Это принесёт вам прямой ущерб, т.к. изготовитель «товара» может компенсировать все ваши расходы по удовлетворению моих законных требований, кроме штрафа, который взыскивается в соответствующий бюджет. Основания: ст.13 закона РФ «О защите прав потребителей».
Слайд 27заменить «товар» на «товар» другой марки с соответствующим перерасчётом покупной
цены;
«товар» на «товар» аналогичной марки;
расторгнуть договор и произвести со
мной расчёт исходя из стоимости «товара»на момент предъявления этой претензии;
либо безвозмездное устранение недостатков «товара». При этом доставку его для ремонта и возврат осуществить безвозмездно силами Вашего магазина, а также на время ремонта предоставить мне немедленно безвозмездно с доставкой за Ваш счёт аналогичного «товара»; основание: п.п.1 и 6 ст.18, ст.19 закона РФ «О защите прав потребителей»;
ТРЕБУЮ:
Слайд 28Опираясь на изученный материал, попытайтесь решать, являются ли потребителями следующие
лица:
1- гражданин России, заключивший договор о ремонте квартиры;
2- гражданин Казахстана,
проживающий в Брянске, пригласивший бригаду «шабашников» с Украины для ремонта гаража;
3- гражданин Германии, ожидающий очереди в волгоградской парикмахерской;
4- служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти для ремонта автомобилей клиентов;
5 - служащий банка, покупающий краску для ремонта своего дома.
Слайд 29 В каких случаях товар по
требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:
1- гражданин купил
стереосистему, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить её с доплатой на более дорогую;
2 - гражданин купил литровый электрочайник, в течение недели кипятил воду, а потом попросил обменять его на двухлитровый;
3 - гражданин приобрёл микроволновую печь с 6 месячным гарантийным сроком, которая на 27 недели вышла из строя из-за бракованной детали;
4 - гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в сеть с нестандартным напряжением и аппарат сгорел.
Слайд 301(А) Гражданин приобрел в магазине пачку стирального порошка. Вскрыл её
и попытался засыпать порошок в стиральную машину. Оказалось, что порошок
давно превратился в прочный кирпич. Покупатель вернулся в магазин. Предъявив чек и вскрытую пачку, потребовал вернуть деньги. Продавец деньги вернул, но 75%, т.к. пачка вскрыта.
Как вы думаете, прав ли продавец?
2 (Б) Гражданин решил приобрести дорогой холодильник, на который долго копил деньги. Он хотел быть уверенным в том, что это именно та вещь, которая ему нужна. Продавец объяснил, что холодильники все хорошие и вскрывать их некому и некогда. После долгих споров выяснилось, что магазин закрывается. У покупателя пропали продукты для свадьбы дочери на 50 человек. Он записал в магазине имена и адреса свидетелей, заготовил справку об испортившихся продуктах. Потребовал в суде 1 млн. руб.
Как вы думаете, что решит суд?
Слайд 32Задача 1
В магазине куплено сливочное масло. Масло оказалось прогорклое. Как
поступить в случае приобретения некачественных продуктов?
Задача 2
Нарезают колбасу. В колбасе
шерсть.
- Где ты ее брал?
- На рынке… сказала “высшего качества и дешевле…”
- Отнеси. Пусть заберет назад.
Поможет ли в этом случае закон о защите прав потребителя?
Задача 3
Вы купили в магазине рыбные консервы. Принесли домой. Крышка вздутая. Ваши действия?
Слайд 33Задача 4
Вы пришли в гости, вручили хозяину торт. Но тут
обнаружили, что срок годности истек. Ваши действия?
Задача 5
Вы купили на
рынке молоко и творог. Молоко оказалось несвежим, свернулось при кипячении, а творог прокисшим. Поможет ли вам в этом случае закон о защите прав потребителей?
Слайд 42Coюз пoтpeбитeлeй Poccийcкoй Фeдepaции (CПPФ) создан в декабре 1990 года.
Сегодня он объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и
районных общественных объединений - большинство всех реально работающих в России организаций по зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй.
Каждодневная зaщитa пoтpeбитeлeй- консультации, составление претензий и исков, ведение дел в судах, независимая пoтpeбитeльская экспертиза безопасности и качества товаров и услуг, проверки соблюдения правил торговли и бытового обслуживания, пoтpeбитeльcкoe просвещение и образование - ведется Coюзoм и входящими в него общественными объединениями на основе 3aкoнa PФ "O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй«.